Правосудие по европейски

Александр Козлик
    1386 год.  Нормандия.
       «Встать, суд идет!», Зал суда был забит до отказа жителями городка. В зал медленно вошел судья, уселся  и внимательно оглядел всех. Он недовольно уставился на обвиняемую, которая повернулась к нему задом и разлеглась на полу. «Какое пренебрежение суду! - воскликнул он, - я штрафую вас на 6 су» - сказал он, обращаясь к обвиняемой. Однако та даже не пошевелилась. Еще раз глянул на нее, судья произнес: «Слушается дело жителей против божьей твари, свиньи, причинившей телесные повреждения ребенку. Слово предоставляется прокурору»:
  «Господа! Уважаемый суд! Перед вами стоит ребенок, который пострадал от этой свиньи, она напала на него, изодрав ему лицо и руку. Эта тварь без всякого повода напала на него, когда он мирно играл рядом и ее совершенно не трогал. Только вмешательство находящихся рядом жителей поселка, спасло ребенка, так как она явно намеревалась его сожрать. Это тварь…»
    «Я протестую, - раздался голос защитника, - это звучит как оскорбление  к божьей твари, которая имеет такие же права на жизнь, как и все живое, созданное Богом».
      «Протест принят,- сказал судья,- впредь прошу не оскорблять обвиняемую».
   «Прошу прощения, уважаемый суд, - сказал прокурор и продолжил, - эта божья тварь представляет угрозу для всех детей  нашего городка и ее нельзя оставлять безнаказанной за содеянное преступление».
   «Слово предоставляется защитнику», - сказал судья.
   «Уважаемый суд! Я назначен защитником этой божьей твари и прошу учесть, что перед тем,  как напасть на ребенка, она мирно паслась на пригорке и никакой агрессивности не высказывала. Но  тут на нее  напала собака и укусила, тем самым привела в бешенство. Это говорит о том, что никакого  умысла причинить вред ребенку у нее не было. В этом виновата собака и судить надо ее, а не мою беззащитную свинью. Поэтому, уважаемый суд, я прошу оправдать мою подзащитную».
   Затем суд выслушал всех свидетелей происшествия и, обратившись к свинье, судья произнес: «Ты тварь Божия, тебя я уважаю. Тебе принадлежит земля точно так же, как и мне; я не должен желать твоей смерти. Но ты вредишь, ты посягаешь на жизнь и здоровье человека, поэтому я приговариваю тебя к смертной казни, через повешение. Но перед этим, ты должна получить такие же увечья, которые причинила ребенку». Свинье отрубили пятачок, надели человеческую маску, жилет, перчатки и панталоны, после чего – повесили за ноги.
   Этот процесс не выдумка автора,  такие процессы существовали в Европе вплоть до  18 века, хотя встречались и позднее. Так, в 1963 году суд Триполи рассмотрел дело против 75 почтовых голубей, которых использовали контрабандисты. Голубей приговорили к смертной казни, а  самих контрабандистов – к штрафу.
   В основе  рассмотрения таких дел лежало утверждение, что все живое, это божьи твари, имеющие право на жизнь и существование. Они мыслят, совершают поступки, за которые должны нести ответственность.

   А в средние века в Европе дела против насекомых, птиц и животных рассматривались постоянно. Были гражданские дела: так в 1479 году в Швейцарии рассматривали дело против жуков, которые погубили  лес. Дело велось по всем судебным канонам в течение 2-х лет. На этом процессе защитник Фрибург затеял спор, были ли жуки на Ноевом ковчеге или нет. Исходя из этого, подлежат  ли они ответственности перед судом. Решение суда было переселить жуков в другую местность, при этом указано, что нельзя их в чем-либо ущемить.

  Имели место уголовные дела, где обвиняемые допрашивались с использованием пыток в присутствии всего состава суда из 23 человек с участием прокурора и защитника. Визг и крики обвиняемых считались как признание вины. Приговоры выносились самые разнообразные: к смертной казни, к телесным наказаниям. За непослушание, церковный суд грозил отлучением.
В XIII веке во Франции свинья была приговорена к повешению за то, что съела свой приплод.
В 1268 году осужден был поросенок, нанесший увечья ребенку.
В 1314 году бык за нападение на человека был приговорен к повешению.
В 1389 году казнили лошадь, убившую человека.
В 1442 году в Цюрихе судили волка. Его привезли на суд в клетке и установили на центральной площади, где состоялся суд. Волк обвинялся в убийстве двух девочек. У него нашлись горячие защитники. Тем не менее,  он был осужден и казнен.
В XV веке судили жеребца по обвинению в лености и вспыльчивости. По решению суда он был убит дубиной.
В 1796 году в Германии заживо закопали в землю быка, обвиненного в том, что из-за него начался падеж скота.
 
  Имелись даже адвокаты, которые сделали себе карьеру на защите животных. Так  Варфоломей де Шассенэ прославился на защите крыс и мышей. Согласно судебным канонам того времени,  мышам необходимо было трижды объявить о явке в суд, что было сделано на площади городка. Защитник заявил, что мыши не могут явиться в суд, так как они проживают в разных местах и им не довели до сведения о необходимости явки.  Кроме того, ответственность должна нести каждая мышь индивидуально за содеянное, именно ею.    Суд согласился с мнением защиты, и процесс пришлось прекратить.

  История зафиксировала около 92 приговоров, где обвиняемыми были животные и птицы. Был разработан специальные ритуал с участием защитников и прокуроров, речью  судьи перед вынесением приговора.
 
 Автором для  написания использовались материалы из википедии.