Рыбный день

Любовь-Коён Лада
 

         Илюха парень молодой, женат всего два года на Натахе. Детьми они ещё не обзавелись. Живут они тихо – мирно, между собой в ладу и людям зла не делают. Илья парень смирный. Да и жена не скандальная. Лю-бит Илья порыбачить. Есть в деревне рыбаки и получше его. Но любит он сам процесс ловли рыбы, а не результат его. Для него рыбалка – праздник души.

Вот он частенько себе этот праздник и устраивает. Речка со-всем рядом с домом протекает, надо лишь поляну пе-рейти. Речка невеличка, она по всей деревне змейкой пробегает. Называется она Каменкой, а многие её Каменушкой зовут ласково.

 Красивы её берега. Стоит Илюшка с удочкой, а кругом благодать: солнышко всходит, птицы заливаются, таких птах в самой деревне не услышишь, на воде блики, шумы утренние деревен-ские доносятся. Иногда повезёт на хорошую уху чеба-ков и пескарей наловит, а иногда только котам на зубок. Не это главное. Натаха эту страсть его знает и даже поддерживает его, бывает и сама с ним на бережок сбегает, рядышком посидит.

         Вот вчера Илюха с утра за удочку, ведё-рочко красное прихватил, червей с вечера накопал, да айда на Каменушку. По поляне идёт, трава в росе, сапо-ги блестят, поляна по-утреннему благоухает, нет ещё того обеденного томления, прохлада и чистота. Скоро косить начинать, оценивающе оглядывается парень. За поляной мостик через Вьюнок – это приток Каменки, а там  и место, где он рыбачит. Рыбка там прикормленная.

 Всё как всегда. Водица бежит чистая без мути. Сначала клёв слабый был, рыба вялая. Через воду видно, плавниками ели шевелит. А потом как взбесилась. Косяк видно хороший подошёл. Вот и пошёл Илья удилишком туда – сюда махать. Только успевал рыбу снимать с крючка. Сначала считал, сколько вытащил, потом со счёта сбился.

Червей пришлось экономить, мало их оставалось. А рыба чуть не за голый крючок дёргала. Солнце быстро поднималось, ведро наполня-лось. Клёв как внезапно начался, так внезапно и кон-чился, как будто Илья всю рыбу повыловил. Появилось время обмозговать происшедшее.

             - Ну, - думает парень, - Натаха моя с ума сойдёт, как улов увидит. Нажарим сковородку полную чебаков со сметаной, а уху тройную сварим. Ещё и останется рыбёшка, вялить развешу. А уж котов от пуза накормлю.
 
               Смотал Илюха леску и назад через поляну до-мой с полным ведёрком рыбы чешет. Ведёрко тяжёлое, приятная ноша. Идёт он по своей улице и думает:

           – Ну хоть бы кто встретился, ведь есть чем по-хвалиться, а то потом станешь рассказывать кому про улов и не поверят.

        У крайнего домика на лавочке сидят баба Вера и баба Валя. Илюха любит остановиться около них, да поговорить так о пустяках всяких, например, о погоде. Как соседки его ведро с рыбой увидели, за сердце схватились. Хвалят они его на перебой, советуют, как уху повкусней сварить. А у самих бабушек глазки как угольки зажглись. Илья тут не растерялся:
          - Нам-то с Натахой многовато будет, я вот вам рыбёшки отсыплю на ушицу.
          Рядом с дорогой большой лопух растёт. У него листья каждый с тазик будет. Сорвал Илья два таких листа и положил в них по хорошей горсти рыбы. Неко-торые ещё живые были прыгать надумали. А старушки их ловить принялись. Весёлая картина получилась.

 Пошёл Илья дальше, а бабушки его всё благодарят на радостях. Вот ещё домик, где давнишний друг его жи-вёт дед Данилыч. Он уже второй год болеет, ходит по-тихоньку только в ограде. Илья знает, что Данилыч большой любитель ухи. Раньше он сам частенько на речку бегал, но теперь не может.
 
         – Данилыч, привет, я с уловом. Давай пакет, я тебе рыбёшки подброшу, побалуешься ушицей. Данилыч с завистью глядит на Илюху, на удочку, на ведро с ры-бой. Не ходить ему больше на рыбалку. Тащит он ста-рый пакет. Насыпает ему парень рыбёшки:
            - Ешь да поправляйся.

         Сам идёт дальше. Навстречу ему соседка Юлька с ведром чешет.
         - Ой, Илюха, ты рыбы наловил, вот молодец. А мой Петька и удочку в руках держать не умеет, всё под тракторами сидит.
         У Юльки Илья молоко покупают. Та не жадная: то творожку им насыпает, то простокваши даёт. Илья ей в ведёрко от души кладёт рыбёшки. Юлька рада, благо-дарит соседа и скорей домой - рыбу-то отнести надо.

         Рядом с их домом ещё один домик под зелёной крышей стоит. Глядь, а на лавочке баба Маруся с дедом Игнатом сидят, видно, уже управились, передохнуть присели. Им обоим уже по восемьдесят годков. Илья их шибко уважает. Они люди старые и мудрые, много чего на своём веку повидали, с ними интересно разговоры вести. Не мог он мимо них пройти, слова приветливого не сказать и  рыбой их не угостить. Те старые пуще всех радовались.

          В общем, когда Илюха к дому подошёл, на дне его ведёрка осталось с десяток чебаков. Три серых котяры спрыгнули с забора и наперегонки с мяуканьем неслись ему навстречу.

       - Пошли, пошли, ребятишки, я вас покормлю.

          Натаха бельё развешивала на натянутый провод, с утра уже настирала. Увидела она мужа, кричит:
           - Ну, как, рыбак, котам наловил?

        Илюха поделил оставшуюся рыбу между котами. Каждому по четыре чебака досталось. Едят коты рыбу, ворчат, жадуют. Так хотелось ему рассказать жене об удачном улове, но не решился, подумает, хвастаю, ры-бы-то нет.

  - Знаешь как-то не шибко клевало, день, видно, не клёвый, - замялся он.

  – А вон мальчишки с Центра целые пакеты тащили. У них день клёвый, - смеялась Натаха.

.          – Они, наверное, далеко ходили на Быстровку, а я рядом у дома ловлю.
   Илья присел на крылечко, переваривал события утра, когда Наташка позвала его.
         – Пошли, горе рыбак, уху есть, я тут в магазине тоже рыбы наловила, так ухи наварила.
     Они сидели за столом, ели суп из сайры, а Илья думал о том, как сейчас на всём их краю в кастрюльках кипит, булькает, распространяет аппетитные запахи его рыба. Все рады, тоже обедать собираются.
      - Сегодня у нашего края рыбный день.