Кактацея

Соломенникова Наталия
Отрывок детской сказки для Литературного института Горького
1.

«Сентябрь, октябрь, ноябрь... Их королева - Осень. Слово "осень" состоит из тех букв, которые есть в именах её подданных. Подумать только! "О" досталось ей от октября, "сен" от сентября, "мягкий знак" от ноября...» - большая холодная капля бесцеремонно упала девочке на нос. «Как бестактно с Вашей стороны, госпожа Капля, придется вас наказать...» - пробормотала Саша и смахнула её рукой. Она пребывала в такой глубокой задумчивости, что не заметила даже, как подкрался дождь. А он, как будто только этого и ждал - сразу запустил свои холодные пальчики ей за воротничок. Ветер играл с её темно-каштановыми распущенными волосами, создавая их них немыслимые прически. «И кто только любит этот дождь?» - фыркнула Саша. «От него же одни неприятности. Снег - совсем другое дело, из него хоть можно строить замки, снеговиков, лепить снежки. А из дождя...» Неподалеку стоит сашина мама и машет ей сиреневым зонтиком. Она появилась на горизонте каким - то волшебным образом. «Как гриб после дождя» - подумала про себя Саша, и тотчас удивилась, что могла сделать такое глупое замечание.
- Доченька, ты не очень замерзла? Извини, ты хотела вернуться сегодня из школы одна, сказала мне за завтраком, что уже достаточная взрослая, что ты  уже не первоклашка, я не спорю. Но зонтик прихватить забыла. И я, я...
- Не оправдывайся, мам, я очень рада тебя видеть, честно - озорно и как-то по-мальчишески улыбнулась Саша.
- И не очень-то мне хотелось идти 7 минут до дома по такой погоде, в полной тишине и с таким тяжелым рюкзаком. Так что будем считать, что я специально зонтик сегодня не взяла.
- Ну и лиса же у меня растет! - рассмеялась мама.
- Раз у тебя  дочка лиса растет, то ты тогда, мама-лиса, а папа- лис, и живем мы в большой норе, и у нас у всех такие красивые белые рыжие шубки. А ночью мы все вместе выходим на охоту…
Послышался громкий автомобильный сигнал, и до мамы с дочкой донеслась речь разъярённого пещерного человека - водителя.
- Саша, смотри по сторонам, вечно ты придумываешь что-то, но ради бога, спускайся с небес перед светофором, дай сюда мне свою руку! Саша нехотя протягивает маме руку. Ей, между прочим, уже 9 лет. И она не совсем уверена в том, что в таком солидном возрасте можно ходить с мамой за руку. Но одно дело быть солидной, и совсем другое - вежливой. И она пока не поняла, что больше ценят люди. Саша, немного промедлив, всё же положила свою чуть холодную, мокрую ладошку в мамину теплую мягкую руку. Кстати, в другой руке мама несла портфель, и ей казалось, что он немного тяжеловат для её дочки: «Девочкам тяжести носить вообще противопоказано. Может развиться...» Но Саша вдруг вспомнила о чем-то важном, и взволнованно прошептала: «Мам, неси, пожалуйста, поаккуратней, а то там горшок!»
 -Горшок? - переспросила мама. Какой еще горшок? А, так вот чем ты портфель набила... Еще бы кирпич положила! - рассердилась она.
- Мамочка, ну что ты ругаешься, он для дела, нам в школе задали...
- Сломанный стул у тебя тоже был для дела - перебила мама.
- Это важно, мам, ну почему же ты не понимаешь, вот, смотри, видишь, он непростой, на нем бумажка! - Саша едва сдерживала слезы. Сейчас для неё этот рыжий керамический горшок с бумажкой стал самым дорогим и любимым на свете. А его обидели, недооценили!
-Ну ладно, Саша, я погорячилась, ну, для чего он тебе?
"Ага, вот сгорай теперь от любопытства" - подумала про себя девочка.
- Любопытной Варваре на базаре нос оторвали! - съехидничала вслух Саша.
- Вредина! - ответила мама.
- Ну ладно, на сей раз я тебя прощаю. Это домашнее задание. Надо купить семена любого растения, посадить их в этот замечательный горшочек, а на бумажке написать дату посадки и название. А ещё завести дневник садовода, в него надо вносить все сведения о своём растении. Вот так. - Глаза Саши заблестели.
- Ух ты, да это правда интересно! – довольно искренне сказала мама, ковыряясь ключом в неподатливом дверном замке.
-Знаю – ю - ю" - пропела Саша, показала ей свой розовый язычок и кинулась приветствовать папу.

2.
Наступила суббота. Ночью Саше снился кошмар про то, что она вырастила саблезубого подсолнуха - мутанта, который требовал от нее каждый день на завтрак полгорода. Утром Саша встала с кровати в полной уверенности, что сажать подсолнух все-таки не стоит. Ну а что же, что же ей тогда выбрать, какими семенами наполнить горшочек? Названий цветов она знала немного. Есть розы, но они такие капризные, вряд ли они заходят расти в таком скромном горшке. Лилии очень большие, скорее всего им будет в нём тесно. Бархатцы и настурции слишком простые, их бабушка на даче сажает перед домом. Ромашка? Ромашки Саше очень нравились, но её уже опередила Лена. И если она тоже посадит ромашку, то, скорее всего, в классе засмеют, скажут, что она "хрюшка-повторюшка". А это очень обидное прозвище. Саша уныло поплелась к столу. На кухне приятно пахло свежемолотым кофе, на столе лежало несколько красных яблок с глянцевыми, почти зеркальными бочками. Папа читал свою любимую утреннюю газету, мама колдовала над чем-то у плиты.
- А, проснулась моя сова, уже 12-ый час пошел... - улыбнулась мама.
- Доброе утро, мам, пап - девочка даже не улыбнулась маме в ответ.
- Что у нас сегодня на завтрак?
- Блинчики со сгущенкой.
Саша очень любила их. Могла съесть сразу штук пять за раз, но виду, что она рада блинам не подала.
- Ты еще не проснулась или простудилась? Почему ты такая грустная? - спросила мама.
- Я хотела вырастить ромашки, но Лена уже... – тут папа оторвался от газеты и смешно выглянул из-под очков.
- Плагиат- это крайне распространенное явление в наши дни. Не ты первая, не ты последняя... - кивнул он и указал на фотографию хитрого типа в газете.
- Ну зачем ты вечно её перебиваешь? Я вот ничего не поняла! - возмутилась мама.
- Ромашку хотела посадить, а этот цветок уже занят. Ну, ты разве забыла о моем задании, о волшебном горшочке? - шепнула Саша маме на ушко. Девочка вообще больше любила делиться всем с мамой, папа казался ей слишком серьезным для того, чтобы ему можно было доверять свои детские секреты.
- Не переживай, существует великое множество цветов, мы обязательно найдем что-нибудь подходящее! - уверенно ответила мама.
Девочка просияла. Она знала, что мама хоть и не любит затеи с пачкающими квартиру предметами, но все равно её поддержит. Саша села за стол, скорчила смешную рожицу, умышленно поцеловала папу в очки, так чтобы он больше не смог читать свою скучную газету. За блинами и чаем разговаривали о погоде, о "научном эксперименте" (так назвал посадку растения для школы папа), о тушканчиках, да о чем только они не разговаривали, всего не перечислишь. Саша заметила, что в хорошей компании время летит незаметно, ей даже на миг показалось, что часовая стрелка обгоняет секундную. Но это, конечно же, было не так. В полдень семья всем составом погрузилась в машину и отправилась в самый большой цветочный магазин города. 15 минут езды, и вот они уже перед достаточно большим серым зданием. Саше увидела в его очертаниях свою родную школу: « Это дом - близнец или нашу школу вчера перекрасили?» - размышляла девочка.
- Пап, а ты точно меня не в школу привез по привычке? Ты ничего не перепутал? Ты на нужном перекрёстке свернул?
- Твой папа пока в здравом уме и светлой памяти. Я тут покупал цветы маме на день рождения. Не веришь мне, вот, читай:
Саша взволнованно подняла глаза и прочла ярко - зеленую вывеску: «Цве - ты».
- Ура! Все правильно!
Папа улыбнулся: «Ну вот видишь, не обманул же!».
Саша первый раз оказалась в таком большом цветочной магазине, и это оказался даже не магазин, а целый цветочный рынок. За магазином отдельно продавались огромные колючие кусты, пушистые деревья в горшках, ели, маленькие сосенки. И в каждом, в каждом горшке была пластиковая табличка с причудливым названием растения.
- Папа, а на каком это языке?- спросила Саша.
- На латыни, дочка.
- На чем? Это что ли как французский или английский язык? - не поняла девочка.
- Не совсем. Это «мёртвый язык» – загадочно произнёс папа.
- Языки умирают, как люди?! А сколько они живут?
- Целые века.
- Папочка, ну расскажи нормально, не мучай же меня…
- «Мёртвый язык» - это язык, на котором люди обычно не разговаривают. Вот мы сейчас с тобой общаемся  на «живом» языке, на нём говорят миллионы других людей. Обычно язык становится мёртвым, когда один язык полностью заменяется другим языком. Иногда  мёртвые языки сохраняются в письменной форме и используются в науке или религии. Например, латынь. Латинский язык - один из древнейших письменных языков. Большое количество слов в английском, французском и других языках заимствовано именно из него. Латинский алфавит вообще много где используется. Вот и названия растений на этих табличках написаны на латинском.
- Ух ты, а его сложно выучить?
- Непросто, но прочитать какое-нибудь простое название ты уже вполне можешь.
- Вот, читай по английским буквам: «Picea»
- Пи-цея. А что это?
- Это название обыкновенной ели на латинском.
- Здорово! Как же это замечательно! Я обязательно расскажу Лене, она точно не знает, что ее ромашка на самом деле Матрицария. Вот ведь все в классе удивятся! Спасибо, папочка.
- Всегда пожалуйста!
- Ну что, учёные, выбрали что-нибудь? – нетерпеливо спросила мама. На улице за магазином было прохладно, и она слегка замерзла в одном ситцевом платье.
- Нет пока.
- В любом случае, нам нужно идти к стенду с семенами, а вы стоите и рассматриваете деревья! Или у вас созрел хитрый план? – мама слегка прищурила глаза.
- Какой ещё хитрый план?!- воскликнула Саша. Папа медлил, но всё же решил признаться дочери.
- Дорогая, я просто подумал… Может быть, нам стоит купить уже готовый цветок в пластиковом горшке? Пересадим его в твой керамический, никакой возни с землей, поливом. А вдруг семена не прорастут, и у тебя ничего не вырастет? А так ты точно получишь пятёрку…
Саша покраснела и поправила непослушную прядь волос.
- Папа, но это же нечестно…
- Почему же нечестно, это просто маленькая хитрость. Ну не хочешь, не надо. Я просто предложил.
- Нет, это жульничество. Я никогда так не поступлю. А что мне писать в дневнике садовода? Нет, я не буду никому врать. Не получится если, то ничего страшного. Я не буду плакать, обещаю.
- Какая всё-таки умница растёт у нас в семье! – умилилась мама и погладила дочку по голове.
Папа, смутившись, шёл сзади. Его хитроумный план потерпел крушение.
- Саша, давай попросим совета у продавца?
- Давай!
- Подскажите, пожалуйста, а какое растение проще всего вырастить из семян?- обратилась Саша к продавщице.
- Вырастить из семян можно всё что угодно! От морковки до бананов! Всё зависит от человека, от его умения, навыков, желания…
Женщина начала показывать девочке разные пакетики с семенами. На них были изображены красочные фотографии всевозможных цветов, овощей, фруктов. Саша немного растерялась, ведь она не ожидала, что продавщица окажется таким увлечённым садоводом, но она начала рассказывать ей о своём богатом опыте, повторять какие-то длинные названия цветов (Саша догадалась, что это латынь), выражаться непонятными садоводческими терминами. Их беседа длилась около десяти минут. И мама Саши поняла, что дочку пора спасать.
- Спасибо вам большое, извините, что отвлекли от работы. Это всего лишь для школы. Не могли бы вы выбрать за нас…
- Что значит выбрать за вас? - фыркнула продавщица. Это ведь серьезное решение. Почему щенка, например, хозяева выбирают сами, а ответственность за выбор растения перекладывают на плечи другого человека? Это просто возмутительно!
- Изви..
Продавщица не дала вставить Саше слово.
- Вот, держите! Раз вам всё равно. Раз вы равнодушны к цветам! Раз вы не понимаете природной красоты! Вот и получите Кактацею!
- Тридцать один рубль с вас.
Саша протянула продавщице несколько нагретых в руке медных монеток. Она машинально забрала пакетик, положила его в карман. От перепуга она даже забыла купить пакет земли. «Кактацея... Точно ли это растение? Вдруг, разъярённая их невежеством продавщица, вручила им не растение, а каку…»- Саша боялась даже подумать, что могло оказаться в этом пакетике с таким неблагозвучным названием.
Но маму продавщица с толку сбить не смогла. Она попросила её принести ещё мешочек с землей.
-Вот ваша земляная смесь для суккулента. 50 рублей.
-Спасибо!
Мама отдала купленный двухкилограммовый мешочек папе, взяла перепуганную Сашу за руку, и всё семейство поспешило к выходу.