Исаак, Ревека и их сыфновья

Отто Римский
ИСААК, РЕВЕКА,  И  ИХ СЫНОВЬЯ.

Исааку было сорок лет,
Когда с Ревекой поженились.
Хоть с ними Божий  был завет,
Она бесплодна, и молились.

Прошло же лет их жизни - двадцать,
Когда им двойня родилась.
В утробе начали кидаться,
Как  будто драка началась!

Что значит всё это? Решила
Ревека Господа спросить.
Ему  молиться поспешила,
И Бог во сне ей говорил:

«И будут два больших народа,
И станут вместе враждовать,
И  младший обретёт свободу,
И будет он повелевать!»

Родился первый, волосатый.
Второй держался за пяту,
Исав и Яков - по порядку.
Их воплотил Господь мечту.

Исав, случилось, стал охотник,
И  дичь Исааку поставлял.
А младший, Яков, хитрый очень,
Любимцем для Ревеки стал.

Готовил Яков суп однажды,
И суп тот красный был на цвет.
Исав пред ним поклялся дважды,
Что всё отдаст, так хочет есть!

Исав был голоден, усталый,
В тот день он дичи не достал,
Вот и сказал, что всё отдал бы,
На первородство наплевал!

Хитёр, как лис, был младший Яков,
Знал – клятва первенство сулит.
Дал суп и хлеб старшему брату,
Дабы отдал, как говорит.

Исав лишился первородства,
Клятвы Господь не отменял.
И так случится с ними после -
Исав обман брату прощал!
                ____
За семь десятков лет, когда-то
Аврама знал Авимелех.
Что сын покойного женатый
Не знал; чуть не случился грех!

Исаак сестрой Ревеку звал,
Боясь чужих, чтоб не убили.
Но правду старый царь узнал,
Увидев, как они любились.

И царь издал сам повеленье:
«С Ревекой муж - Исаак живёт!
Постигнет кара непременно,
Если жену кто отберёт!»
               
Но было, в дни Авимелеха,
Как  царь с Исааком подружились.
Рабы же стали им помехой,
И  дружбе всячески вредили.

Рабы колодцы засыпали,
Хотя они их не копали.
Им зависть сердце отравляла.
Вражда росла, распространялась.

«Эссек» и «Сытна», «Реховот».
Два первых – ругань, поруганье,
А третий - «к счастью поворот».
«Поширна» - воли ликованье!

«Шива» – последнее названье
Колодцам, что копал Исаак.
То слово «верность» означает,
И расширялись они так.

И вновь в Герару приходил
Авимелех и Ахузаф.
Фихол войсковый с ними был,
Чтоб Мир и Дружбу подписать.
                ____
Исав был долго неженатый.
Всё на охоте пропадал.
Но в сорок лет он, в год богатый,
Лвух хиттеянок в жёны взял.

Дочки Елона и Беери,
Что  Егудита, что Босмата,
Была сварлива! Не хотела
Ревека знать жену Исаака.

Сто лет с рождения Исаака,
И стал он в старости слепой.
Ревека знала, звал  Исава,
И вёл с ним важный разговор:

«Когда прервётся жизни нить,
То  знает только  Бог один!
Хочу ж тебя благословить!
О, первородный мне мой сын!   

Возьми с собой ты лук и стрелы,
И дичь пред тем мне принеси!
А когда, что - ни будь, подстрелишь,
То ко мне быстро воротись!

И приготовь из дичи блюдо!
Ты знаешь, сын, я дичь люблю!
Коза, иль птица это будет.
Затем тебя благословлю!

Исав ушёл. Взял сагайдак,
В колчане находились стрелы.
Быть может, дикая коза
Проскочит, и её подстрелит.

Не так Исава мать любила,
Яков казался ей родней.
Его Исаак благословил бы!
Позвала Якова скорей.

«Послушай, сын! Пойди в отару,
Возьми оттуда двух козлят,
И я их вкусненько зажарю,
А ты с вином отцу подашь!

Скажешь - Исав ты первородный,
И он тебя благословит.
Исава нет, и путь свободный!
Иди, мой сын! Сам Бог велит!»

Но хитрый Яков (весь он в мать)
Не сразу с нею согласился.
-  Меня он может распознать!
Я волосатым не родился.

 -  Не бойся никаких проклятий!
И делай  так, как я велю!
Чтоб руки стали волосаты,
Козлиной шерстью оберну!

Исава запах знает он!
Возьми! Одежда вот Исава!
И ты, хоть первый не рождён,
Благословение достанешь!»

И вот, как было всё готово,
Вино и  блюдо из козлят,
Промолвил Яков отцу слово:
- Я первородный, твой Исав.

- О, как ты быстро возвратился?!
 - Меня Господь благословил!
- Но должен я в том убедиться,
Что  ты Исав? Поближе подойди!

Дотронулся козлиной шерсти,
Обман на Якова  руках,
Не  догадался бы до смерти,
Что так обманут, был в потьмах.

Понюхал, и не усомнился.
Пред ним, похоже, был Исав.
Хоть голос будто изменился,
Но он нащупал волоса!

«Земля тебе, да  плоды родит!
Твой брат, да станет тебе раб!
И выйдут из тебя народы!
Да будешь очень ты богат!»

Так  дал отец благословенье!
И это было не случайно.
То Господа благоволенье!
А почему? Укрыто тайной!

Дух Божий дышит там, где хочет;
Его различные дары.
Талант, удача, между прочим,
Все через Бога нам даны!
                _____
Вот  только Яков удалился,
Как тут явился сам Исав.
Быстро  из поля воротился,
Где мясо приготовил сам.

-Возьми, отец! Я, твой Исав,
Жду твоего благословенья!
Старик  затрясся: «Кто сказал?
А кто же был здесь в это время?»

Исав, как дикий заорал:
«То брат, обманщик, Яков хитрый!
 Он подстерёг меня, как знал!
Уйду ли я, как пёс, побитый?!

-Отец! Меня благослови!
Мне тоже дай благословенье!
- Ну, так случилось! Не ори!
Было в том Божье Провиденье!

Теперь рабом ты станешь брату,
И на тебе его ярмо!
Всё для него! И хлеб, и шатры!
Всё  ему будет отдано!

Исав кричал и злился, плакал:
«Такое брату не прощу!
О, будет от меня отплата!
Припомню всё, и отомщу!»
                ___
И донесли слова Ревеке,
Чем тешит сам себя Исав.
Убить грозится, чтоб навеки
Его дурить брат перестал!

И сердце матери упало.
«Не потерять бы сыновей!
Отправлю Якова к Лавану.
Да убегает поскорей!»

Невестки впредь из Ханаана
Старик, как и она, сам не желал.
Исаак согласен с ней! В Падане
Лаван с роднёю проживал.

И были у Лавана дочки,
На имя, Лия и Рахиль.
«На них жениться сам захочет!»-
И Яков спешно уходил.
                ___
Исав знал горький дух в Исааке
За жён своих от хиттеян,
Когда женился на Босмате,
Елона  дочери, он сам.

Не лучшей была Егудита,
Дочь хиттеянина, Беери.
Была сварлива и сердита!
Её Ревека не терпела!

Решил Исав взять Махалату.
Была ему она сестра,
Дочь Измаила. Отцу брат он!
Невесткой третьею вошла.