Хребет России

Борис Углицких
Хребет России

Историко-политический очерк

Глядя на карту России, мы как-то не особенно удивляемся такой необычной огромности территории нашей страны по сравнению с известными странами хотя бы той же Европы. Да на одной площади моей Свердловской области свободно уместятся Франция, Германия, Испания  и Бельгия вместе взятые. Мы не удивляемся, справедливо считая, что она, эта территория, полита потом и кровью многих поколений наших энергичных, трудолюбивых, предприимчивых и хозяйственных предков.
Я не случайно упомянул моё родимое местечко, мою область, продолжающую, к сожалению, носить имя человека, с далеко небезупречной репутацией. Урал и Сибирь стали вотчиной России именно в те времена, когда все племена, населявшие ее обширные земли стали объединяться перед угрозой опустошительных набегов кочевых племен.
После покорения Сибири вначале Ермаком, а позже боевыми воеводами, посланными в глухие места умным государственником  Борисом Годуновым, фактически руководившим страной при царе Федоре I, в жизни немногочисленного населения Северного Урала  (ханты и манси) ничего не изменилось. Просто они стали платить дань не клану Сибирского ханства, а наместникам  царя.
До 1757 года территория Урала, на которой расположены сегодня Новолялинский, Краснотурьинский, Карпинский, Североуральский, Ивдельский и Серовский районы, была глухим, необжитым краем. Река Ляля была естественной северной границей русских поселений в Верхотурском уезде, которые появились за сто лет до этого. За сто лет русские не продвинулись дальше на север. Казалось, ничто не разбудит северную вековую тайгу. И лишь приход сюда в 1757 году удивительно предприимчивого купца и промышленника Максима Михайловича Походяшина послужил толчком к развитию края. Буквально за два десятилетия Северный Урал преобразился: были построены заводы, разработаны рудники, началось постепенное заселение.


1. Аборигены таежного севера

Об истории появления на севере народностей хантов и манси, как впрочем, и других северных народностей, существует любопытная и небесспорная версия профессора-антрополога  Ф.Н.Поршнева. Представим себе нашего далекого предка. В школе учат, что это была обезьяна, которая взяла палку и сбила банан. И стала разумной и трудолюбивой. Привязала к палке камень, научилась добывать огонь, убивать мамонта и жарить мясо. Что толкнуло ее на этот подвиг, так и неясно. Зато археологи находят «орудия труда»: отесанные камни, которые якобы доказывают разумность нашего предка…
Наука не отрицает, что высшие приматы питались падалью, трупами умерших или убитых животных. По теории Ф.Н.Поршнева, сами они хищниками не были, а ели в первую очередь мозг, как самую калорийную пищу, для чего разбивали черепа и кости у трупов, оставленных хищниками. Делали они это с помощью камней и постепенно достигли такого совершенства, что стали успешно расчленять и кожные покровы. А чтобы легче было осекать мясо от костей, они научились изготавливать рубила – те самые отесанные камни, которые археологи принимают за орудия разумного труда.
Перелом наступил 20-40 тысяч лет назад в эру верхнего палеолита, когда в природе разразился очередной экологический кризис. Тогда наш предок был очень подвижным, легко приспосабливался к новым условиям. Питался и растениями, но предпочитал по-прежнему мясо. Новый кризис привел к дефициту мясной пищи, и приматы встали перед выбором: либо вымирать, либо…
Природа подсказала им немудреный выход: инстинкт не воспротивился намеренно питаться мясом себе подобных. Адельфофагия, «поедание собратьев», - известное в зоологии явление, оно практикуется и среди современных обезьян. Но только наши предки смогли превратить каннибализм в основной способ питания и сами стали хищниками по отношению к себе подобным.
Как это могло выглядеть? Просто одна часть популяции стала поедать другую, вести себя агрессивно по отношению к ней. Возможно, они держали их на подножном корму.
 Еще один феномен – появление человеческой речи. Считается, что она возникла, как средство коммуникации, общения. Ничего подобного. Ф.Н.Поршнев доказал, что речь (так называемая вторая сигнальная система) служит способом подавления и торможения первой сигнальной системы – инстинктов, рефлексов. То есть с помощью звуков одни приматы воздействовали на других, держали их под контролем. Речь – это приказ или запрет на какие-то действия, что наблюдается и в нынешнее время. Недаром же говорят, что слово и лечит, и может убить.
Разумеется, не все «поедаемые» желали мириться со своей участью. Страх перед волевыми сородичами гнал слабохарактерных приматов в дальние края, агрессивные в свою очередь следовали за ними – происходило глобальное расселение по всей территории Земли, начиная  с Африки. Чем же еще объяснить, что людей занесло в немыслимые  климатические условия – на Урал и в Сибирь – в глухую тайгу? Эти реликтовые народы – чукчи, ханты, манси – известны своей наивностью и доверчивостью. Видимо, они бежали подальше на край Земли, потому что не научились противостоять агрессии.

2. Сибирское ханство

 В учебной и популярной исторической литературе все сведения о Сибирском ханстве ограничиваются обычно периодом правления хана Кучума. Все русско-сибирские контакты действительно начинают попадать в фокус внимания историков с 50-х годов XVI века, или именно с начала появления во главе Сибирского ханства Кучума.
Поскольку этот хан находился у власти более 40 лет, до ликвидации Сибирского ханства и его присоединения к России, то получалось, что кроме него иных ханов и иной истории у Сибирского ханства не было. А история этого этнического образования на самом деле уходит корнями в более далекие времена. В начале первого тысячелетия н.э. на территорию Западной Сибири пришли степные кочевники – угры, которые, смешавшись с местными племенами, дали жизнь новым сибирским народностям - ханты, манси, ненцам, селькупам.   
В VI-IX веках происходит смешение сибирских племен с новыми пришельцами - алтайскими и центральноказахстанскими тюрками. В XIII веке сформировавшиеся культурно-этнические группы опять изменяются, на этот раз под влиянием тюрков-кипчаков, вытесненных из степей татаро-монголами, а затем и под влиянием самих татаро-монголов, лавиной прокатившихся по Южной Сибири, частично там и осевших. Так к XV веку формируется новая этническая группа - тюркоязычные татары Западной Сибири, чаще называемые сибирскими татарами.
Образовавшееся в ХIV веке татарское государственное объединение и стало Сибирским ханством, связанным с Золотой Ордой вассальской зависимостью. Его территория простиралась фактически на всю Западную Сибирь от восточных склонов Уральского хребта до рек Надыма и Пима. В его состав входили обширные бассейны Иртыша.
Но надо отметить, что при всей огромности территории население ханства составляло в XVI веке всего около 30,5 тысяч человек.
В 1563 году  пришедший к власти Кучум решил, что в силу дальности расстояния до Москвы и невозможности контроля он может позволить себе прекратить платить дань, которую до этого начал было платить его предшественник, русскому царю Ивану IV. Чтобы это было совершенно ясно, он убил московского посла, приехавшего с напоминанием о своевременном сборе дани. Более того, Кучум стал преследовать манси и хантов, продолжавших дань платить.
А, окончательно утвердившись на ханском троне, Кучум стал досаждать набегами захвативших Пермскую землю в собственность уральских купцов Строгановых, которые вынуждены были нанять для охраны своих владений казаков.


3. Ермак Тимофеевич, сын Поволский

До сих пор остается неизвестным подлинное имя Ермака. Большинство летописей называют его волжским казаком Ермаком Тимофеевичем сыном Поволским. Некоторые из них считают Ермака донским казаком.
Разноголосица источников перешла в историческую литературу. Историки дали Ермаку 7 имен (!): Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Еремей, Тимофей и даже Василий. И что интереснее всего, именно имя Василий встречается наиболее часто в исследованиях историков.
Какое бы имя  ни получил атаман при крещении, сподвижники называли его Ермаком, и ни на какое другое имя он не отзывался. На Волге Ермак появился где-то в середине 70-х годов ХVI века. В те времена великая русская река являлась главной торговой магистралью, ведущей из Центральной Руси на юго-восток, в Среднюю Азию, Персию и на Кавказ. Вниз по Волге сплавляли на судах русские меха, английские и фландрские разноцветные сукна, оловянную посуду, кожу. Из Персии везли шелка, великолепные ковры, специи и красители.
Здесь, на волжских просторах и развернул свою бурную деятельность Ермак. Летописи тех лет, весьма скупые при оценке личных достоинств казацких атаманов, говорят о Ермаке, как о человеке, обладавшем недюжинной физической силой, природным умом, способностями организатора, железной волей и большим даром убеждения. Они же утверждают, что «он грабил только богатых, наделяя сим богатством бедных…не умерщвлял и не ранил ни одного человека, разве что, защищая самого себя». Согласно летописям он был «роста среднего, широкоплеч, лицо узкое с темной бородой и с густыми слегка вьющимися волосами, глаза серые, весьма подвижен и скор в движениях». Во время похода в Сибирь ему было 35 – 40 лет.
Почти вся нижняя и средняя Волга от Астрахани до Казани находилась под контролем Ермака. Царь Иван IV, перечисляя в одной из грамот «вины» Ермака и его казаков, гневно указывал, что они побили на Волге ногайских послов, чем осложнили отношения с Ногайской ордой, грабили и побивали русских купцов. Да и царскую казну  не гнушались «шарпать».
Чтобы покончить с казаками, царь отправил на Волгу большое войско под командованием воеводы И.Мурашкина, который получил указ повсюду, где возможно, хватать «воров», пытать их и вешать.
Ермак, имевший по всей Волге свои «глаза и уши», счел за благо укрыться от преследователей.  Вот тут-то  к нему в стан и прибыли послы от купцов Строгановых.

…Строгановы встретили казаков «с честию и даяху им дары многи и брашны и питии изобилно их наслаждаху». Давно не гуляла так шумно и беззаботно казацкая вольница! Однако купцы свое дело знали. На казаков возложили защиту пермских вотчин от набегов враждебных соседей. При этом никакой платы, кроме хлеба, казакам не полагалось. Они должны были добывать себе на пропитание тем  же способом, каким  добывали его на Волге. Они могли совершать походы в «любых направлениях и добывать саблей мягкую рухлядь и продовольствие у хантов, манси и башкир».
Казаки добросовестно исполняли службу. Осенью 1580 года казаки провели крупный поход на север Урала в область, заселенную манси. Летучие отряды Ермака на лыжах доходили до мансийских поселений на восточном склоне Уральских гор. «За Уралом вогуличей воевали и обогатели,- замечает летописец. – А хлебом все ж кормились от Максима Строганова».
Сибирский хан  Кучум, уставший, по-видимому, от давления беспокойного казачества на границы своих владений, спровоцировал хантыйские и мансийские племена на военное выступление против русских владений на Каме. Летом 1581 года пелымский князек Бегбелий Агтаков, собрав до 700 человек манси и хантов, неожиданно («безвестно», «украдом») появился у стен Строгановских поселений. Бегбелий брал в полон мужчин, женщин и детей, а непокорных убивал на месте. Вот где Ермак со своим войском оказался кстати. Несмотря на численное превосходство, Бегбелий был разбит, а сам раненым взят в плен. Казаки отбили награбленное добро, в свою очередь забрав в плен много манси и хантов.
Вероятно, успешная кампания против Бегбелия подала мысль Ермаку о возможности сокрушить Сибирское ханство. Строгановы же его всячески в этих намерениях поддерживали: становилось все опаснее держать такую своевольную рать в своих владениях.
Сибирские летописи дают разные сведения о численности дружины Ермака, но чаще всего называют 540 человек. Разные цели вели людей Ермака в Сибирь. Одних соблазняли сибирские пушные богатства, других влекли авнтюризм и вольная жизнь.  Грабеж мирных племен, попадавшихся на пути следования  дружины, не противоречил представлениям казаков о справедливости и не считался преступлением.
Первый серьезный бой Ермак принял у Епанчин-городка (ныне г.Туринск). Разбив наголову  мансийское войско,  дружина вошла в городок, разграбила его и сожгла. Историки, обеливая Ермака, обычно обходят молчанием подобные «негуманные» факты. Но, как говорится, что было – то было…
Уже к началу августа  дружина Ермака подошла к городку Чимги-тура (ныне  г.Тюмень) и без особого труда завладела им. Жестокость оправдала себя: Прибрежные селения сдавались без боя, казаки долго не встречали никакого сопротивления.
Получив известие о Ермаке, Кучум и его окружение потеряли покой. В ханскую столицу Искер стекались князьки, мурзы и уланы со своими ополченцами. Люди рыли глубокие рвы, кузнецы ковали сабли, копья  и наконечники для стрел. Какими войсками располагал хан, историки не знают. Но в любом случае его войско имело многократный численный перевес над дружиной Ермака. Первый бой с воинами Кучума Ермак  принял  близ устья реки Тавды. В лице племянника хана Маметкула, который стоял во главе татарского войска, Ермак нашел достойного противника. Однако казаки оказались удачливее: татары,  не выдержав напора, побежали и были разбиты. Заняв в конце сентября 1582 года  Карачинский улус, Ермак стал готовиться к решающей схватке с Кучумом. 
Появление казачьей флотилии на Иртыше не было неожиданностью для татар. Казаков ждали с часу на час. Чувашский мыс, укрепленный снизу засеками, а сверху земляным валом с бойницами, угрюмо и грозно смотрел на плывущую дружину. Первая ночь на берегу Иртыша была тревожной. Опасаясь нападения, казаки не сомкнули глаз. С чувашского мыса ветер доносил чужую речь: воинственные возгласы татар перемежались молитвами. У казаков стали сдавать нервы: «Можно ли одному биться против 10,20 и даже против 30 воинов?». И сами себе отвечали: «Это верная смерть».
Но бой состоялся. Напрасно хан и его муллы призывали на помощь аллаха. Казаки разгромили основные силы врага и осадили Искер. А еще через несколько дней уже без боя вошли в оставленный татарами город.
По законам Востока, свергнувший хана сам становился ханом. На этом основании бывшие вассалы Кучума потянулись в Искер с изъявлением покорности новому владыке. Уже на четвертый день после занятия ханской столицы к Ермаку явился хантыйский князь Бояр со своей свитой. Слух о добром приеме распространился по всем улусам. К Ермаку с приношениями потянулись многочисленные делегации со всей Сибири.
 Три года продолжался поход Ермака. Три года человек с репутацией «вора» и «разбойника» правил огромной территорией, превосходящей по размерам  территории многих европейских стран.  В 1585 году  коварный Кучум все же подстерег Ермака и, воспользовавшись малочисленность охраны, перебил остатки казачьей дружины. Сам Ермак утонул в Иртыше. Ханство Кучума было восстановлено.


4. Окончательное завоевание Сибири

К этому времени умер Иван IV, а новый царь - Федор I еще не знал о гибели Ермака и бегстве своих воевод из Сибири. Не получая никаких известий из Сибири, Борис Годунов, управлявший фактически  государственными делами, принял решение послать в ханство Кучума нового воеводу и новый военный отряд.
Но теперь тактика скоропалительных военных походов была изменена на тактику последовательного строительства на реках крепостей и оставления в них постоянных гарнизонов.  Все это вынудило Кучума, фактически вытесненного из наиболее привлекательного района Сибири, откочевать со своими ордами на юг. В августе 1598 г. войско Кучума было разбито наголову отрядами воеводы Андрея Матвеевича Воейкова, а его семейство захвачено в плен. Сам же хан едва спасся и позднее был убит в Ногайских степях.
Эта последняя битва русских войск с отрядами хана Кучума, которой завершилось ведшееся в течение двух десятилетий завоевание Сибирского ханства, не носила никакого эпического, грандиозного характера и даже не имела сколь-нибудь значительных военных масштабов В ней с русской стороны участвовало 404 человека, а со стороны Кучума - около 500 человек, которые к тому же не имели даже огнестрельного оружия.


5. Ассимиляционный котел (вместо послесловия)


Наше общественное самосознание однозначно справедливо считает русских первопроходцев своими национальными героями. Собирание территорий было единственным шансом на выживание в том жестоком и воинствующем мире, в котором постоянно жила наша страна. А уникальным опытом этого собирательства было сохранение и уважение национальных особенностей местного населения присоединяемых территорий.
Сейчас трудно себе представить, что было бы с Россией без Урала и Сибири. Но ведь эти необъятные таежные края только в составе России неузнаваемо преобразились. С каждым годом крепчает экономика этих мест, бурными темпами строятся города, становится привлекательным качество жизни населения.
А все же многие из нас, россиян, до сих пор плохо знают родословную сегодняшнего населения Урала и Сибири. Да, мы ассимилировали в себе (частично) те немногочисленные народности, которые жили здесь до присоединения к России. Но ведь все годы, начиная с дореволюционных, сюда начали стекаться и казаки с Дона, и гонимые голодом украинцы с белорусами, и беглые политзаключенные, и вообще всякий авантюрный, не боящийся климатических трудностей люд. Потом во времена сталинских репрессий сюда потекли многотысячные потоки трудармейцев, заключенных и военнопленных.

Сегодня, например, в моем родном Краснотурьинске по данным переписи населения живут люди около ста (!!) национальностей. У меня среди близких друзей есть и украинцы с белорусами, и азербайджанцы с армянами, и евреи с татарами, и казахи с корейцами, и грузины с молдаванами, и поляки с латышами. Да что там говорить, во мне самом текут и русская кровь, и северо-осетинская. А в моей жене – немецкая (она этническая немка) и еврейская. А в моих внуках еще и примешана – украинская и мордовская. Так какие мы – скифы-азиаты, как любят про нас говорить те, кто самодовольно себя причисляет к европейцам?
Мы ассимиляционный котел, который переплавил в себе огромную массу этносов и национальных культур. Мы, уральцы и сибиряки, - пример того, как должны жить цивилизации в нашем сумбурном и противоречивом мире.

… Я родился и вырос на Урале и искренне горжусь тем, что моя жизнь прошла на этих бесконечно дорогих моему сердцу землях…