Испытание

Русский Еврей
Насар после долгого похода наконец вернулся домой, в отпуск. С утра курьер вручил ему странный конверт. Насар знал, что обычно конвертами пересылают только особо важную информацию. Несмотря на все протоколы защиты информации, метод из рук в руки был до сих пор самым надежным. На конверте стоял штамп Управления Специальными Операциями. Текст под штампом гласил, что информация внутри принадлежит исключительно Управлению и гражданину Конгломерата, которому конверт предназначается, то есть Насару.

Аккуратно вскрыв конверт, Насар достал маленький блок информации, который тут же подключил к своему нейротрансмиттеру. На все поле зрения вылетела предупреждающая надпись:

 По решению Высшего Суда Конгломерата по планете Каспия от 7 сентября 2*** года, вам предоставляется доступ к тайной информации, которая не подлежит разглашению. Суд постановил, что ваше знание данной информации соответствует текущим этическим представлениям о справедливости, так как вы являетесь непосредственным участником событий описанных далее.
ВНИМАНИЕ! Данная информация может оказаться крайне опасной для вашего психического здоровья. Хотите ли вы продолжить чтение?

Насар усмехнулся. Столько операций за плечами, столько всего он преодолел за эти годы на службе, что какая то там информация вряд ли сможет ему навредить.

Сначала он читал небрежно, но потом вскочил от волнения и начал мерить комнату шагами, как обычно делал в минуты сильного переживания. В конце концов он рухнул на диван и закрыл дрожащей ладонью глаза, чтобы больше не видеть этого сухого текста. Его воспоминания были разворошены, как лесной муравейник.
Что ж, у него был выбор: узнать правду или до конца жизни быть в неведении.

Все это касалось того дня, о котором Насар старался никогда не вспоминать, а может даже и забыл, что он когда-то был. С того дня, когда это случилось, минуло уже больше 30 лет, но он все равно помнил все до мелочей.

Это произошло 19 апреля 2*** года. Насар спал в криокамере, перед предстоящим полетом. Обычно он отсыпал положенные ему часы, но в этот раз что-то произошло, и чувствительная автоматика решила разбудить его на час раньше намеченного срока. Насар с удивлением обнаружил это, когда проверял часы на своей камере. Поэтому теперь ему надо было где-то убить время до заступления на вахту. Можно было, конечно, пойти в кают-компанию или побродить по маленькому парку внутри станции, но Насара тянуло в космос. Не зря ведь он выбрал профессию первого пилота средних и малых крейсеров и прошел все эти жуткие конкурсы на поступление. Его мечтой всегда было бороздить космические просторы. Однако, в пограничных районах, где Насар проходил службу, особо в космосе не налетаешься. Стандартный облет по точкам, возвращение на станцию, ужин, немного свободного времени, сон, пока корабль проходит плановое техническое обслуживание и все заново. И за первые четыре месяца, что Насар провел на флоте, порядок обычно не менялся. Конечно, иногда проходили смотры строя или масштабные учения, но в них он еще участия не принимал. В основном были различные переподготовки на которых разбирали корабли вероятного противника, тактики боя, действия во внештатных ситуациях, изучение силовых установок и еще куча всего, что пилоту и знать то было необязательно.

-Пилот должен не только управлять кораблем, но и знать каждый его винтик! - вдруг вспомнился Насару голос его наставника по идеологической подготовке.

Прогуливаясь, Насар сам не заметил, как ноги вынесли его к огромному иллюминатору на стене центрального зала станции. Его взору предстала картина мириад звезд и нескольких маленьких стаек кораблей, двигавшихся на их фоне. Здесь, через пограничную систему проходил один из главных торговых трактов, связывающих карианские государства и Конгломерат Человечества. Стайки кораблей в основном состояли из громадных транспортников, которые были арендованы у Феониров, и их конвоя, который мог расслабиться в этих местах под надежной защитой пограничных кораблей Второго флота. Побродив еще немного по станции и употребив полусуточную норму питательных веществ, Насар отправился в док для заступления на вахту. Сам док был открытым с двух сторон тубусом, соединявшимся со станцией магнитными зацепами на которых держались суда, различными трубами и проводами, а также гармошкой ведущей от шлюза станции к шлюзу корабля. Токигаву, так назывался пограничный крейсер, на котором проходил службу Насар, как раз закончили осматривать маленькие автоматические боты и у шлюза уже стояли четверо человек. Однако перед тем как попасть к шлюзу надо было пройти медобследование и Насар двинулся к этому выпирающему из станции отсеку, как бы небрежно надстроенного над остальными постройками станции. Пройдя стандартные процедуры, Насар уже думал направиться к шлюзу, как внезапно его окликнули. Он обернулся и увидел своего второго пилота, Джанибекова, точно также выходящего из пункта медосмотра.

- С добрым утром, Насар, - улыбнулся второй пилот, подходя ближе, - хотя никогда не разберешь, утро сейчас или другое время дня.

- Будем считать, что утро, - согласился Насар не желая вступать в бесполезный спор. - пойдем к шлюзу, хватит прохлаждаться.

Джанибеков радостно кивнул, его вообще мало что могло ввергнуть в пучину грусти или тоски, и они мерно зашагали ко входу в гармошку.

-Слышал про Футуне? - Джанибеков явно хотел поделиться новыми слухами, которые он с гордостью называл новостями.

-А что с ним?

-Недавно карианский погранфлот засек его на своей стороне границы, еле ноги унесли. При этом капитан Футуне клянется, что следовал по точкам.

-И что думаешь по этому поводу?

-Наше дело не думать, наше дело летать - глубокомысленно заметил Джанибеков, когда они уже достигли небольшого скопления людей из числа экипажа Токигавы.

-Если ты считаешь, что летать и думать - вещи разные, то навигатор из тебя откровенно хреновый, - сказал вечно недовольный старпом, расслышав последние фразы разговора. Похоже, он в силу своей педантичности пришел сюда намного загодя.

Наконец, экипаж Токигавы прошел все положенные процедуры и Насар плюхнулся в, ставшее уже привычным, кресло пилота. Хотя креслом его можно было назвать с натяжкой, но чем-то отдаленно оно, всё же напоминало кресло. Нажав кнопку на нейротрансмиттере - маленькому устройству, крепившемуся на шее и подключавшемуся прямо к нервной системе, Насар выпрямился в ожидании. Обычно подключение в реальном времени занимало секунд шесть, но для пилота, из-за особенностей подсознания, это могло растянуться на пару минут. Наконец это произошло. Как будто все новые и новые органы подключались к мозгу Насара. Он видел через камеры корабля сразу в нескольких спектрах, чувствовал горячий реактор с помощью сети нервов-датчиков, мог увеличивать или уменьшать тягу двигателей. Вооружение и некоторые другие аспекты корабля ему были недоступны, нагрузка на мозг была бы слишком велика, но если требовалось и это можно было подключить. Однако это все равно не рассеивало впечатления, что он стал кораблем.

Несмотря на все многообразие новых чувств, он все еще ощущал и свое тело, прикрепленное к креслу пилота. Оно казалось невообразимо крохотным и чувства, приходящие из настоящего внешнего мира занимали Насара не больше, чем чешущийся мизинец. Вдруг в его восприятие подключились дополнительные силы. Это подключился второй пилот, теперь их разумы были почти слиты в едином мозге корабля.

Наконец экипаж занял свои места и корабль, отстыковавшись, медленно двинулся в место, от которого он собирался на субсветовой скорости стартовать к первой точке их обхода. Экипаж общался по внутренней системе связи, отдавались стандартные приказы, ничего особенного. Вот капитан что-то проворчал на Джанибекова, как обычно отвечавшего в свойственной ему манере, игнорируя уставные отношения. Насар медленно вел корабль, а Джанибеков регулировал его курс. Как только они достигли зоны старта, в его голову вклинился голос капитана:

-Первый пилот, повремени с запуском двигателей, нам что-то переслали со станции.
Насар коротко ответил и стал ждать. Даже без умолку болтавший Джанибеков замер. Экипаж притих, ведь ничего хорошего пограничному кораблю, вышедшему на рейд сообщить не могли.

-Системы дальнего оповещения засекли два корабля движущиеся из демилитаризованной зоны. - вновь зазвучал голос капитана и сердце у Насара упало. - Идем на перехват. Координаты уже в нашем бортовом компьютере. Второй пилот, проложите маршрут.

В воздухе на мгновение повисло напряжение. Но уже через секунду Насар начал подготовку систем к световому прыжку. Наконец начался прогрев маршевого двигателя, и гравитационная сфера была сформирована. Двигатель был рассчитан на крейсерскую скорость 0.57 от световой, однако, по инструкциям, в случае обнаружения вероятного противника надо было идти на форсажной 0.65. Вообще, это должен был решать капитан, но, по всей видимости, он оставил это на первого пилота, то есть Насара. Тот немного поколебался и выбрал форсажную скорость. В это же время навигатор закончил расчет пути, по которому вышло 7 минут полета, что в общем то было не так уж и далеко. Проверив еще раз свои чувства, Насар дал команду на маршевый двигатель и корабль перешел на субсвет.

Пока корабль мчался сквозь бескрайние просторы Вселенной, Насар предавался размышлением. Два корабля, многовато для разведки и маловато для вторжения. Если это пираты, то почему здесь, где постоянно ходят сторожевые корабли? Конечно тот квадрат не являлся обязательным для посещения, но всегда контролировался системами дальнего обнаружения, о чем все прекрасно были осведомлены. А еще Насар боялся. Согласно должностным инструкциям в 90 процентах случаях эти корабли должны быть уничтожены. То есть он и его экипаж станет виновными в смерти от 100 до 500 человек, на выбор уничтожив даже один корабль. Или, что еще хуже, эти корабли попытаются уничтожить их крейсер. Насар поежился. Какой выбор сделать? Стать виновным в массовой гибели людей, или умереть самому? Это непреодолимо тяжелая ноша. И никакая психологическая подготовка не может стереть тот барьер, что отделяет человека от убийства. Даже если люди находятся в десятках и сотнях тысяч километрах друг от друга, болтаясь в жестяных коробках посреди непроглядной темноты, это не значит, что нажать на спусковой курок будет легко. А тем временем корабль, словно по рельсам судьбы, неминуемо приближался к точке рандеву.

Корабль остановился неожиданно, как и всегда. Всего лишь мгновение, и он уже летит с малой субсветовой. Насар напряг сенсоры, пытаясь разглядеть в любых диапазонах двух нарушителей. Наконец он их нашел. Первым кораблем был видавший виды пассажирский транспортник, а вот вторым, сердце Насара ёкнуло, был военный крейсер карианцев. Что им было нужно в такой дали от своих пограничных зон? Этого Насар не знал, не знал этого и экипаж.
Капитан решил выйти на связь с кораблями, полностью полагаясь на инструкции в этом случае.
-Неизвестный корабль, - начал капитан свое обращение, записывая послание, которое потом будет переслано на крейсеры нарушителей, - вы пересекли границу Конгломерата Человечества и находитесь в зоне нашего пространства.  Назовите себя и немедленно прекратите движение до наших дальнейших распоряжений. В случае неповиновения мы будем вынуждены применить к вам силу.

Насар начал надеяться, что они просто заблудились и схватки удастся избежать, однако корабли молчали и упорно продолжали свой путь.

Капитан повторил свое послание. Молчание. Капитан пригрозил еще раз и приказал дать предупредительный залп по кораблям. Насар увидел, как две светящиеся точки пролетели в нескольких метров от кормы военного крейсера. Дальше произошло то, чего он точно не ожидал. Корабль развернулся и пошел прямо на них. Насар начал маневрировать, предупреждая лучевые атаки. Однако крейсер не выказывал враждебности, но и курса не менял.

-Взять в прицел двигательную установку неизвестного крейсера! Огонь по готовности! - прозвучал в голове Насар голос капитана. Этот же приказ услышал также оператор орудийных систем и две светящиеся точки попали в двигатель крейсера и тот взорвался. Насар вздрогнул. Такого быть не должно, должен был сработать генератор щита! А теперь люди… или те существа, им всем конец. С другой стороны, они, как и он, знали, на что идут. Но все же... Его взгляд застыл на картине разваливающегося остова… это могла бы быть судьба их Токигавы. Насар перевел взгляд на пассажирский транспортник. Если ему не изменяла память, обычно такие транспортники вмещали около одной или двух тысяч карианцев. Насар присмотрелся и понял - транспортник готовится к переходу на субсветовую скорость.
 
-Взять на прицел на транспортник, он сейчас уйдет! Огонь по готовности! - прозвучал голос капитана.

-Мы будем в него стрелять? - послышался возмущенный голос оператора орудий, - там тысяча существ, если не больше! Может у них сломана связь! Да мало ли!

-Лейтенант! - в голосе капитана зазвучала вороненая сталь, - это приказ! Уничтожить транспортник!

А тем временем на глаз Насар определил, что если ничего не предпринять, корабль уйдет через пару десятков секунд.

-Я отказываюсь! - взвился оператор.

-Первый пилот, - Насар вздрогнул, понимая, что от него хотят, - цель взята под контроль, требуется ваше подтверждение на выстрел.

-Насар! Насар, не делай этого! Пускай уходит, наши сенсоры показывают, что внутри почти 800 человек и никакого оружия у них нет! - Джанибеков говорил прямиком по ментальной связи, чтобы капитан их не слышал. Насар почувствовал, как его тело там, в реальности, покрылось потом. Еще секунд 20, и его цель уйдет.

-Стреляйте, первый пилот!

-Нет! Не слушай его, пусть уходит!

И кто придумал, чтобы решения по выстрелу принимались либо оператором, либо пилотом? Возможно кто-то умный, там, наверху, где писались все эти длинные инструкции, разумно посчитал, что если откажется стрелять один, то не откажется стрелять второй. Почему не капитан? Но да, у капитана и так много забот. Две ярко-красные точки расплавленной плазмы вылетели из орудий и направились прямо к носу транспортника. Секундой позже, и он бы был за сотни миллионов километров отсюда. Обшивка корабля расплавилась и в инфракрасном излучении можно было увидеть, как оборвались сотни жизней на этом корабле. Почему они не отвечали? Почему решили уйти? Слышали ли они вообще предупреждения? В любом случае это уже было не важно. Дело было сделано и расплавленные обломки кораблей были молчаливым тому подтверждением. Капитан что-то говорил, но Насар не слышал его, казалось, в его голове навсегда поселился гул из десятков голосов, чьи обладатели были мертвы по его вине. Он не помнил, как вернулся на станцию, и почти несколько дней не разговаривал ни с кем. Джанибеков по возвращению забрал свои документы и перевелся, так и не попрощавшись со своим давним приятелем.

Через месяц Насару предложили должность в Управлении Специальными Операциями, и он сразу же согласился. С тех пор он участвовал почти во всех рейдах Управления, постепенно продвинувшись до ранга капитана. В этой должности он уничтожил несколько десятков кораблей, никогда не сомневаясь в том, правильно это или нет.

И вот, теперь, спустя годы, за которые он был уверен, что создан для этой работы, что теперь у него нет другого выбора, кроме как убивать и убивать по приказу, понимая, что дороги назад нет и не будет, его картина мира рухнула, а осколки впились глубоко в мозг. И даже то, что такие эксперименты запретили сразу же после их вылета, отправив их на доработку, не могло успокоить Насара.

Он вновь перечитал документ бывший у него прямо перед глазами, среди которого выделялся небольшой участок текста:

"Начальнику отдела
военной психологии
***********
от Антона *******

Отчет.

Стрессовое испытание не вызвало серьезных психических отклонений у исследуемого, показатели лишь немного превышают норму. Дальнейшее наблюдение не требуется.
Ход испытания показал способность индивида трезво мыслить в критических ситуациях, доверять командованию, действовать по приказу. Несмотря на сопротивление экипажа младший лейтенант Насар Ширякин проявил твердость характера и уничтожил учебную цель. Данные снятые приборами во время доклада руководству флота лейтенанта Ширякина еще раз подтверждают, что он был уверен в реальности целей, что в свою очередь служит подтверждением надежности данного способа проверки экипажей на реакцию в стрессовых ситуациях и определения целесообразности их пребывания во флоте Конгломерата.

Итог: Насар Ширякин рекомендован к работе в регулярном составе флота и флоте Управления Специальными Операциями в качестве первого пилота.

Наблюдатель: Антон *******, старший лейтенант Управления Спецоперацими, отдел военной психологии.

Дата: 21.04.2***"