Выпуск и назначение

Анатолий Денисенко
    Рассказы серий «Курсантские деньки» и «Офицерские будни» - сочинения мемуарного характера. Они ориентированны на читателей, которые интересуются военной тематикой, темой обучения в военных училищах и в частности – в военных училищах связи, а также о том, как складывалась дальнейшая служба выпускников таких училищ.

********************************

     ВЫПУСК И НАЗНАЧЕНИЕ

     Второй и третий годы учебы в военном училище связи прошли для Алексея без каких-либо происшествий. Размеренно текли учебные недели и месяцы, как будто «пролетали» зимние  курсантские каникулы и летние отпуска. Большая часть учебного времени на третьем курсе была отведена для практических занятий по развёртыванию и эксплуатации полевых узлов связи, работе на средствах связи и автомобильному делу – изучению автомобилей, вождению и получению прав водителя-профессионала. В конце третьего курса планировалась стажировка в войсках в течение одного месяца.

     К сожалению, снова, как на первом и втором курсах, на третьем курсе тоже более двух месяцев продолжались утренние тренировки к параду. Вначале курсанты третьего курса прошли парад Седьмого ноября, а затем ещё и двадцать второго декабря, когда праздновали пятидесятилетие Украинской ССР. Всего за три года учёбы в училище курс Алексея прошагал семь парадов. Это при том, что командованием округа было установлено, что на парад ходит только второй курс училища. То есть, обычно курсанты за всё время учёбы в училище проходили всего два парада.

     В дни гарнизонных тренировок парадные расчёты всех военных училищ, академий и воинских частей выезжали на военный аэродром в пригород Киева Гостомель. Там на взлётной полосе проходили генеральные репетиции. В такой день ранним утром, в четыре-пять часов, огромные кавалькады автобусов тянулись через весь город к аэродрому. Десятки людей готовили взлётную полосу, в зимнее время огромные машины с ракетными соплами очищали бетонку от снега и льда. Репетиции продолжались по три-четыре часа, после чего эта огромная масса людей и машин через весь город возвращалась обратно в свои учреждения и пункты дислокации. В этом процессе было задействовано десятки тысяч людей и сотни единиц различной техники. Десятки автобусов снимались с городских маршрутов, тратились многие миллионы рублей из государственной казны. И всё ради чего? Чтобы два раза в год демонстрировать себе, своим гражданам, а потом уже миру, что мы сильная страна? Каждый здравомыслящий человек понимает, что любое государство сильно, прежде всего, благосостоянием своих граждан. Десятки лет понадобилось чиновникам наивысшего государственного уровня, чтобы понять абсурдность идеи проводить военный парад в День международной солидарности трудящихся Первого Мая. Только в 1968 году военные парады Первого мая перенесли на День Победы Девятое мая юбилейных годов. 

    Тренировки к параду- это также огромные потери учебного времени. В дни тренировок сокращались расписания занятий, а их эффективность резко снижалась из-за больших физических нагрузок. Особенно это ощущалось в дни генеральных тренировок на аэродроме. Из тридцати учебных месяцев десять, то есть треть, у нашего героя и его однокурсников были с почти такими ежедневными строевыми тренировками.

     Примерно за два месяца до окончания учёбы определилась судьба некоторых однокурсников Алексея. Процентов десять от количества выпускников должны были уехать служить в авиацию и в военно-морской флот. Военную форму на выпуск как раз надо было начинать шить. А этим ребятам надо было шить морскую и лётную форму. Поэтому к дню первой примерки в швейной мастерской училища Алексей и его друзья уже знали, кто из ребят станут «мариманами» и «летунами».

     Как и было предусмотрено учебным планом, незадолго до окончания учёбы поехали Алексей и его друзья на войсковую стажировку. Алексею выпало проходить её в столице солнечной Молдавии Кишинёве. Месяц пребывания в Молдове, кроме служебных дел, запомнился прогулками по городу, часто встречающимся названием «Лучафэрул», знаменитым вином «Букет Молдавии» и походом в театр на концерт Вольфа Мессинга. Об этом концерте стоит сказать несколько подробнее.

     Концерт изобиловал  необычными экспериментами, которые показывал артист. Он выступал примерно два часа. Давно это было. В памяти остались такие  номера. Мессинг стоит лицом к залу. На сцене, у него за спиной, на подставках -четыре небольшие квадратные чёрные доски, вроде школьных, только малых размеров, примерно, метр на метр. Из зала случайные люди на этих досках пишут в сетке 4х4 по одной цифре в каждой клетке. Мессинг резко поворачивается к доскам на одну секунду и затем глядя в зал, безошибочно называет суммы чисел на каждой доске.

     Затем этот номер усложняется, пишутся другие цифры, доски начинают вращаться в одну сторону. Такие же действия Мессинга и снова безошибочные суммы.
Далее эксперимент усложняется ещё больше: новые цифры, вращение досок в разные стороны и снова безошибочно названные суммы.
     Ещё один эксперимент. В зале случайный зритель прячет небольшую вещь, например, брошь. Мессинг берёт этого зрителя за руку и идёт с ним в зал. В течение одной минуты Мессинг находит спрятанную вещицу. Алексей это видел своими глазами. Эксперименты, конечно, были необычные. В ходе концерта Алексей не увидел ни одной ошибки артиста.

     По возвращению в училище курсанты написали отчёты по стажировке. Много работали на средствах связи: телеграфных аппаратах, магистралях дальней связи и спецаппаратуре.  В конце последнего учебного года сдали пять госэкзаменов, каждый - через пять дней подготовки.

     Выпуск из училища прошел торжественно, с соблюдением традиций и ритуалов. Приехали родители, родственники и друзья, руководители города и района, студенты соседних ВУЗов, дети. Было торжественное построение, вручение дипломов, торжественный, последний на плацу училища, марш. Тогда ещё не было традиции бросать вверх металлические рубли при прохождении торжественным маршем. А вот свои фуражки после прохождения в конце строевого плаца молодые лейтенанты подбросили.

     Вечером в этот день в спортивном комплексе был организован прощальный вечер с лимонадом и шоколадом, было немного шампанского. На вечере были выпускники с женами и преподаватели. Поговорили с друзьями, обменялись адресами, выслушали пожелания и напутствия преподавателей. Это был последний официальный день пребывания Алексея в стенах училища. 

     С самых первых дней обучения по училищной традиции курсанты группы Алексея, как и все другие группы, копили деньги на выпускной бал в ресторане. Бал состоялся, как и планировали заранее, в «Днепре» - одном из лучших ресторанов города. Многие одногруппники Алексея были с женами или невестами. Алексей пришел с двоюродным братом Иваном.

     За месяц до выпуска от своего курсового офицера Александра Ивановича Алексей узнал, что поедет служить в Приволжский военный округ. Каких-то особых желаний у него не было. Право выбора места службы ему тоже никто не предоставлял. Он довольно равнодушно отнёсся к тому, что несколько его однокурсников получили назначение за границу.  Алексей был доволен результатами своей учёбы в училище: диплом с отличием и занесением на доску почёта училища, специальность военная и гражданская (техник электропроводной связи), хорошее физическое состояние, глубокие знания техники и теории организации связи в оперативном звене управления (армия - дивизия). Осталось только приобрести некоторые навыки и реализовать свои амбиции.

     Алексей выяснил, что в Куйбышев кроме него получили назначение Андрей Дубровин и Виталий Яценко. Он встретился с ними, договорились ехать вместе. Без проблем три «новоиспечённых» лейтенанта доехали поездом "Киев-Куйбышев" до Куйбышева, оставили на вокзале в камере хранения свои вещи и отправились в штаб военного округа. Там в управлении связи пришлось немного подождать. К ним присоединился ещё один лейтенант-выпускник Ульяновского училища связи, звали его Роман. Под вечер, часов в пять, их принял усталый подполковник, невысокого роста, коренастый и широкоплечий, в очках. Первым зайти к нему в кабинет он пригласил Романа. Через несколько минут тот вышел улыбающийся и довольный.
— Назначен в учебный батальон, —  ответил Роман на немой вопрос новых друзей.
Все поздравили Романа с хорошим назначением. Со временем Алексей с друзьями поняли, что тем, кого учил Роман, не очень повезло. Роман был из числа «гимнастов», частенько на всё махал рукой. А из достоинств у него было только одно – чувство собственного достоинства. Других, скорее всего, не было. 

      Алексей знал, что у него в личном деле записано, что командование училища рекомендуют назначить лейтенанта Докучаева командиром учебного взвода. Алексей об этом мечтал, хотел в будущем посвятить себя преподавательской работе. Вскоре подполковник позвал в кабинет всех троих.
— К сожалению, ваши личные дела ещё не пришли. Поэтому приступим без ознакомления с вашими данными. Кто из вас знает аппаратную кросс? — спросил он.
Все молчали.
— Да все мы знаем кросс, в программе обучения были все аппаратные полевых узлов связи, — ответил за всех Алексей.
— Ну вот и хорошо, — обрадовался подполковник. – товарищ лейтенант, как ваша фамилия? – спросил он.
— Лейтенант Докучаев,- представился Алексей.
— Лейтенант Докучаев назначается командиром взвода кросса в пятую роту полка связи, а лейтенанты Дубровин и Яценко – командирами телефонных взводов в шестую роту этого же полка.  Вот ваши предписания. По прибытию в полк сегодня же представиться начальнику штаба. Как туда добраться узнаете у дежурного по управлению. Всё, свободны. Можете идти.

     Вышли из кабинета. Друзья узнали маршрут в полк и пошли на остановку трамвая. Все были расстроены таким поворотом событий.
— Да-а, ну и назначение. Хоть бы что-нибудь спросил, кто какую технику лучше знает, куда хочет? – задумчиво произнёс Андрей.
— Конечно. Всё-таки жаль, что так получилось, - поддержал его Виталий. - Но что поделаешь. Сработал закон Мерфи: если какая-либо неприятность может произойти, она обязательно случится. Вот наши личные дела поэтому и не пришли. Теперь надо молить Бога, чтобы не вляпаться в третье следствие этого закона.
- И какое это следствие? - спросил Андрей.
- Слушайте внимательно: из всех возможных неприятностей произойдёт именно та, от которой последствия будут самыми тяжелыми.
- Ну а что мы могли сделать? - спросил Андрей.   
Алексей ответил ему:
— Можно было оформить и взять с собой копии итоговых оценочных ведомостей,  служебных характеристик с выводами-рекомендациями, рекомендательные письма.
– Да, ты прав, Лёша, — поддержал Виталий. — Тогда, может быть, и мы получили бы назначение на учебные взвода, как Ромка. А так придётся колесить с полком связи на учениях по полям некошеным.

     Приехали в полк, представились начштаба и быстро — в роты представляться командирам рот, пока те не ушли домой, ведь было уже около восьми вечера. Ротный Алексея был ещё на месте. После представления, Алексей услышал от него, что сейчас батальон сдаёт итоговую проверку по боевой подготовке и завтра рано утром надо бежать кросс три км, а потом принять самое активное участие в сдаче проверки. Во взводе Алексея много проблем. Старт кросса - в парке в семь утра. Никаких возражений ротный и представить себе не мог. Это по всему было видно. 
 
     Алексей с друзьями пошли в офицерское общежитие, получили там места и поехали на вокзал за вещами. Поздно ночью, возвратясь обратно, расположились в своей комнате и усталые быстро уснули. Без четверти семь они были на старте. Кросс бежали по ротам. Андрей, Виталий и Алексей на финише были среди первых и уложились в нормативы на отличные оценки. Их командиры рот и комбат остались довольны первыми результатами лейтенантов-новичков.

     В тот же день на Алексея и его друзей  «навалилось» столько дел, что пришлось узнать и другие следствия закона Мерфи как например, «как только вы принимаетесь делать какую-нибудь работу, находится другая, которую надо сделать ещё раньше".  Но чаще всего Алексей вспоминал такие следствия: «всё не так легко, как вам кажется» и «всякая работа требует больше времени, чем вы думаете».

     Взвод Алексея сдал проверку на твёрдую хорошую оценку. Но и после проверки работы стало не намного меньше. Первые месяцы Алексею приходилось почти ежедневно работать с восьми утра и до отбоя, в том числе и в выходные дни. Отбой в части был в двадцать два часа. В памяти Алексея о тех днях осталось, что они с друзьями смогли сходить в городскую баню первый раз только на шестнадцатый день после приезда. Так начиналась их офицерская служба.