Маскарад

Михаил Зуев 3
Сегодня  мой  рассказ  о  драме  Михаила  Юрьевича  Лермонтова  "Маскарад".
Когда  она  была  создана,  поэту  было  не  многим  более  20 лет.

Очень  краткое  содержание:

Арбенин  Евгений  Александрович,  человек  не  молодой,  игрок  по  натуре  и  по  профессии,  разбогатев  на  картах  решает  переменить  судьбу:  заключить "союз  с  добродетелью"  жениться  и  зажить  барином.
Его  жена  Настасья  Павловна  Арбенина (по-домашнему  -  Нина),  ангел.  но  она  дитя,  и  душой,  и  годами,  и  по  детски  обожает  всё,  что  блестит,  а  пуще  всего  балы  и  маскарады.
На  очередном  маскараде  теряет  свой  браслет  с  руки.  Арбенин  также  был  на  маскараде  и  знал  о  подаренном  браслете  одному  из  участников веселья.
Дома  дождавшись  жену  он  замечает,  что  у  неё  нет  браслета.  Он  начинает  подозревать  жену  Нину  в  неверности.   И  мстит  ей,  высыпав  яд  в  мороженое  на  очередном  светском  мероприятии.                И  в  дальнейшем  осознав  свою  ошибку  сходит  с  ума.

В  целом  ситуация  описанная  Лермонтовым  просто  водевильная,  если  бы  не  трагический  конец.
Если  прочитать  всю  драму  от  начала  и  до  конца,  то  в  ней  много  противоречий.  И  на  первый   взгляд  она  довольно  примитивная.
И  я  задался  вопросом: " А,  чем  эта  драма  интересна  людям  21  века?"
И  вот  к  каким  выводам  я  пришёл!

Давайте  пройдёмся  по  тексту  драмы:

К Н Я З Ь  З В Е З Д И Ч

Я  проигрался

А Р Б Е Н И Н

Вижу.  Что  ж  топиться!..

К Н Я З Ь

О!  Я  в  отчаяньи.

А Р Б Е Н И Н

Два  средства  только  есть:
Дать  клятву  за  игру  вовеки  не  садиться
Или  опять  сейчас  же  сесть,
Но  чтобы  здесь  выигрывать  решиться,
Вам  надо  кинуть  всё:  родных,  друзей  и  честь,
Вам  надо  испытать,  ощупать  беспристрастно
Свои  способности  и  душу  по  частям
Их  разобрать;  привыкнуть  ясно
Читать  на  лицах  чуть  знакомых  вам
Все  побужденья  мысли;  годы
Употребить  на  упражненья  рук,
Всё  презирать:  закон,  людей,  закон  природы.
День  думать,  ночь  играть,  от  мук  не  знать
                свободы,
И  чтоб  никто  не  понял  ваших  мук.
Не  трепетать,  когда  близ  вас  искусством  равный,
Удачи  каждый  миг  постыдный  ждать  конец
И  не  краснеть.  когда  вам  скажут  явно:
                " Подлец!"

Арбенин  берётся  играть  за  князя  и  выигрывает.   Затем  весь  свой  выигрышь  отдаёт  несчастному.  Князь  сильно  его  благодарит  и  говорит:
  -  Но  проиграться  вы  могли.

А Р Б Е Н И Н

Я...Нет!.. те  дни  блаженные  прошли.
Я  вижу  всё  насквозь... все  тонкости  их  знаю,
И  вот  зачем  я  не  играю.

Из  этой  сцены  рождается  большое  противоречие  всей  драмы  "Маскарад".
Автор  не  мог  этого  не  заметить!
Такой  опытный  человек,  как  Арбенин,  который  видит  всё  насквозь  не  смог  вовремя  определить,  что  его  любимая  жена  Нина  ни  в  чём  не  виновата.
Она  молода,  бесхитростна,  он  видит  её  каждый  день,  спит  с  ней,  и  ни  в  чём  не  разобрался?
Ну  просто  чудеса!
Если  бы  автором  драмы  был  какой-нибудь  другой  писатель,  то  она  выглядела  бы  очень  слабой  и  не  реалистичной.
Но  в  данном  случае  надо  крепко  подумать.

Некоторые  критики  об  Арбенине  пишут  так:
Арбенин  предшественник  Печорина.  Он,  как  и  главное  действующее  лицо
"Героя  нашего  времени",  на  голову  выше  окружающего  общества,  человек  острого  аналитического  ума,  большого  сердца,  сильной  воли,  не  способный  относиться  к  добру  и  злу  равнодушно.  Гордый  и  не  преклонный,  он  судит  нравы,  обычаи  общества  не  менее  беспощадно,  чем  Печорин.
Драма  "Маскарад"  во  многом  близка  к  крупнейшему  произведению  Лермонтова   "Демон".
Таково  мнение  некоторых  критиков.
Но  это  всё  малоутешительно  для  Нины,  невинной  жены  Арбенина.  Она  потеряла  самое  дорогое  -  ЖИЗНЬ!
Так  в  чём  же  здесь  дело!?

Некоторые  современные  авторы  биографии  поэта  говорят  нам,  что  Лермонтов  имея  в  себе  черты  Печорина  и  Арбенина  одних  женщин  ругал  за  то,  что  они  дают  себя  любить,  других  за  то,  что  не  дают.
Но  в  отличии  от  своих  литературных  героев  он  любимых  не  убивал,  хотя  иногда  бывал  резок  с  ними.
Взять  хотя  бы  историю  отношений  с  Екатериной  Александровной  Сушковой.
Этой  юношеской  страсти  поэта.
Она  была  старше  поэта  и  вначале  воспринимала  его  за  сущее  дитя.  Не  принимая  всерьёз  его  внимание  к  ней  и  смеялась  над  его  стихами.
Она  конечно  не  представляла  себе  с  кем  имеет  дело.
Но  время  шло.  И  уже  в  Петербурге  они  встретились  вновь.
И  вот  теперь  она  смогла  вполне  оценить  его,  и  его  поэтический  талант.
Екатерина  Сушкова  не  лишённая  литературно-поэтического  чувства  желала  иметь  Михаила  Лермонтова,  как  любимого.
 
И  говорила.  что  готова  ждать  его  с  военной  службы  в  имении  его  бабушки  Арсеньевой  столько,  сколько  будет  нужно.
И  я  полагаю,  что  это  тронуло  сердце  Лермонтова,  но  он  не  хотел  её  сильно  обманывать.
И  послал  её  родственникам  письмо,  в  котором  на  самого  себя  написал,  что  будьте  осторожны  с  Лермонтовым.  Он  человек  дурной.  Он  использует  вашу  дочь,  а  потом  оставит.
Естественно  это  вызвало  большой  скандал.
И  когда  поэт  пришёл  к  ним  на  переговоры  -  они  его  не  пустили  на  порог.
Некоторые  считают,  что  таким  образом  Лермонтов  отомстил  Екатерине  Сушковой  за  его  любовные  страдания  юности.
Но  я  думаю,  что  здесь  нечто  другое. 
Поэт  Лермонтов  от  рождения  был  одарён  громадной  энергией  творчества.
И  такой  стиль  поведения  был  катализатором  литературной  деятельности.
Ему  нужна  была  близкая  подруга,  которая  полностью  бы  растворилась  в  нём.
А  таких  женщин  он  не  видел  вокруг,  включая  и  Варвару  Лопухину.

Выдающимся  примером  служения  писателю,  является  последняя  жена  Фёдора  Михайловича  Достоевского  -  Анна  Григорьевна  Достоевская (Сниткина),  которая  можно  сказать,  возродила  писателя  к  новой  творческой  жизни.
Но  это  редчайшее  исключение.  Ф.М. Достоевский  был  подвержен  сильнейшей  страсти  -  игра  в  рулетку.  А  скажем  Арбенин  в  карты.
Но  писатель  на  этом  не  разбогател,  а  скорее  наоборот. 
Игорный  дом  оказался  хитрее  и  умнее.
Из  математической  теории  вероятностей  я  делаю  вывод,  что  если  все  участвующие  в  игре  и  сам  организатор  игры  -  игорный  дом,  ведут  себя  предельно  честно,  и  играют  довольно  долго,  то  должны  в  конечном  итоге  придти  к  одному  и  тому  же.  а  именно  к  НУЛЮ!...

Это,  как  в  анекдоте: " Старик  продаёт  орехи  на  базаре  за  туже  цену, 
                что  и  купил.  Его  спрашивают: "А  в  чём  смысл?"
                - "Люблю  шорох  орехов"

Большие  деньги  зарабатываются,  как  правило  обманным  путём.
Достоевский  понял  это  через  большие  страдания.
У  него  вообще  были  свои  особенности  в  отношении  женщин  и  Анна  Григорьевна  всё  терпела.  Это  ангел,  а  не  жена!
Пушкин,  Лермонтов,  Достоевский  всю  жизнь  занимались  поиском  Бога,  а  Арбенин  его  не  искал  и  о  нём    не  думал.
Он  надеялся  исключительно  на  свой  ум  и  волю,  и  в  конечном  итоге  ошибся  в  самом  главном.  Существует  гениальная  русская  пословица:" На  Бога  надейся,  а  сам  не  плошай"
Применительно  к  Арбенину  я  бы  сказал  так: "Сам  не  плошай  и  надейся  на  Бога"
Я  совершенно  убеждён,  что  окружающий  нас  мир,   знает  о  каждом  из  нас.
И  при  нашем  горячем  желании  готов  оказать  помощь.  Хотя  бы  в  виде  тайных  знаков,  которые  необходимо  научиться  видеть.  Существует  множество  способов.  Один  из  них  -  это  МОЛИТВА.
Наверняка  жена  Арбенина -  Нина,   имела  христианскую  душу,  а  он  дьявольскую.  И  этим  погубил  и  себя  и  жену.
Отсюда  вывод  и  урок  драмы  "Маскарад": " Что  б  мудро  жизнь  прожить
                Знать  надобно  не  мало.
                Два  важных  правила  запомни  для         
                начала.
                Ты  лучше  голодай,  чем,  что 
                Попало  есть.
                И  лучше  будь  один,  чем  вместе
                С  кем  попало".
                (Омар  Хаям)


Снова  обратимся  к  тексту  Драмы:

Н Е И З В Е С Т Н Ы Й

Семь  лет  тому  назад
Ты  узнавал  меня  Арбенин.  я  был  молод,
Неопытен,  и  пылок  и  богат.
Но  ты  -  в  твоей  груди  уж  крылся  этот  холод,
То  адское  презренье  ко  всему,
Которым  ты  гордился  всюду!
Не  знаю,  приписать  его  к  уму
Иль  к  обстоятельствам  -  я  разбирать  не  буду
Твоей  души  -  её  поймёт  лишь  бог,
Который  сотворить  один  такую  мог.

А Р Б Е Н И Н

Дебют  хорош

Н Е И З В Е С Т Н Ы Й

Конец  не  будет  хуже.
Раз  ты  меня  уговорил,  -  увлёк
К  себе... Мой  кошелёк
Был  полон  -  и  к  тому  же
Я  верил  счастью.  Сел  играть  с  тобой
И  проиграл,  -  отец  мой  был  скупой
И  строгий  человек.  и  чтоб  не  подвергаться
Упрёкам  -  Я  решился  отыграться.
Но  ты,  хоть  молод  был,  ты  меня  держал
В  когтях,  -  и  я  всё  снова  проиграл.
Я  предался  отчаянью  -  тут  были,
Ты  помнишь,  может  быть,
И  слёзы  и  мольбы... В  тебе  же  возбудили
Они  лишь  смех.  О!  лучше  бы  пронзить
Меня  кинжалом.  Но  в  то  время
Ты  не  смотрел  ещё  пророчески  вперёд.
И  только  нынче  злое  семя
Приозвело  достойный  плод.

Арбенин  хочет  вскочить,  но  задумывается.

И  я  покинул  всё  с  того  мгновенья,
Всё:  женщин  и  любовь,  блаженство  юных  лет,
Мечтанья  нежные  и  сладкие  волненья,
И  в  свете  мне  открылся  новый  свет,
Мир  новых,  странных  ощущений,
Мир  обществом  отверженных  людей,
Самолюбивых  дум,  и  ледяных  страстей,
И  увлекательных  мучений.
Я  увидал,  что  деньги - царь  земли,
И  поклонился  им,  -  Года  прошли,
Всё  скоро  унеслось:  богатство  и  здоровье;
Навеки  предо  мной  закрылась  счастья  дверь!
Я  заключил  с  судьбой  последнее  условье  -
И  вот  стал  тем,  что  я  теперь.
А!  Ты  дрожишь,  -  ты  понимаешь
И  цель  мою  -  и  то,  что  я  сказал.
Ну,  -  повтори  ещё,  что  ты  меня  не  знаешь.

А Р Б Е Н И Н

Прочь  -  Я  узнал  тебя  -  узнал!...

Н Е И З В Е С Т Н Ы Й

Прочь!  разве  это  всё  -  ты  надо  мной  смеялся, 
И  я  повесилиться  рад.
Недавно  до  меня  случайно  слух  домчался,
Что  счастлив  ты,  женился  и  богат.
И  горько  стало  мне  -  и  сердце  зароптало,
И,  долго  думал  я:  За  что  ж
Он  счастлив  -  и  шептало
Мне  чувство  внятное:  иди,  иди,  встревожь!
И  стал  я  следовать,  мешаяся  с  толпой,
Без  устали,  всегда  повсюду  за  тобой,
Всё  узнавал  -  и  наконец
Пришёл  трудам  моим  конец.
Послушай  я  узнал  и  -  и  открою
Тебе  я  истину  одну...
                (Протяжно)
Послушай:  ты... убил   свою   жену!...

Арбенин  отскакивает.  Князь  подходит.

А Р Б Е Н И Н

Убил?  -  Я?  -  Князь!  О!  что  такое...

Н Е И З В Е С Т Н Ы Й
  (отступая)

Я  всё  сказал,  он  скажет  остальное.

И  дальше  тут  выясняется,  что  Князю  случайно  передали  браслет  потерянный  Ниной.
И  вся  ситуация  -  ложь  и  обман.
Есть,  с  чего  сойти  с  ума!


Какой  урок  мы  получаем?
Когда-то  опытный  шуллер  Арбенин  завлёк  в  игру  в  карты  зелёного  юнца,  и  обобрал  до  нитки.
А  теперь  ему  вернули  долг.  Ангел  жена  погибла  и  погибла  жизнь.
А  урок  такой: встретился  тебе  на  пути  человек  и  ты  видишь,  что  его  легко  обмануть.
Не  торопись  делать  этого!
Он  очень  скоро  поймёт  твой  обман  и  отплатит  так,  что  может  хватить  и  тебе  и  твоим  внукам.  Не  считай  себя  намного  умнее  остальных.

М.Ю. Лермонтов  как  поэт,  ушёл  из  этого  мира  не  потому,  что  не  понял  его.  А  как  раз  напротив,  он  всё  хорошо  понял  и  увидел,  что  полностью  реализовать  свою  творческую  энергию  в  этом  мире  он  не  сможет.
И  он  его  покинул,  чтобы  продолжить  творить  в  другом  и  помогать  нам  создавать  новую  литературу.


город  Красногорск   февраль  2016 года                Зуев  Михаил