Философские категории количества и качества

Зуев Андрей Яковлевич
ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ КОЛИЧЕСТВА И КАЧЕСТВА

       В.И.Ленин называл рассуждения Г.Гегеля, не смотря на его философский идеализм,  вполне материалистическими (эти слова надо понимать не буквально, в прямом смысле, а диалектически, что означает,  не вполне  и не всегда материалистическими – Андрей Зуев)   и, потому, призывал всё время, в процессе изучения «Науки логики», истолковывать его материалистически.

       Философские категории «количество» и «качество», взятые без материальной сущности, понятия пустые и бессодержательные. В движении постижения понятий диалектической логики может сложиться ошибочное впечатление  о некотором безразличии количества по отношению к качеству.   Количество само по себе, яко бы, никогда не переходит в качество, а лишь способствует переходу старого качества в качество новое. Такая иллюзия возникает в сознании, когда мы забываем о гениальной установке В.И.Ленина и лишаем указанные понятия материальной сущности.

       Количество. Это количество чего? – разумеется, количество материи (если, конечно, противоестественным  образом мы не отрываем количество от материальной сущности), которая всегда имеет какое-то качество.  Качество материи обусловлено уровнем сложности движения (совокупным количеством простых движений) развития. Количество и качество имеют существенную (материальную) связь, которая была названа Г.Гегелем «узловой линией отношений меры», попросту говоря, диалектическим законом «перехода количества в качество». «Количество» - категория, вроде бы, и безразличная по отношению к качеству, но, однако же, принимает участие в возникновении нового качества.

       Количество всегда содержит в себе качество. По этой причине, имеет значение не только  количество, но и качество количества, значит, и количество нового качества.  При этом качество количества вполне тождественно количеству качества. Мы понимаем, конечно, что всякое тождество в диалектической логике есть тождество различия. Таким образом, качество и количество становятся противоположностями -  моментами движения развития, то есть находятся в  борьбе и единстве. Соотношение количества и качества отражает взаимодействие формы с содержанием. В развитии материи количество становится всё более содержательным (качественным), а качество всё более оформленным  количеством движения, образующим энергию.

       Энергия – количество движения материи, следовательно, она пропорциональна массе, количеству и качеству движения. Энергетический потенциал различных форм движения материи определяется количеством и качеством движения материи. Энергия не исчезает, не уничтожается, а переходит из одной формы количества и качества движения в другую. Это и есть закон сохранения вещества и энергии, выраженный философскими категориями и сформулированный М.В. Ломоносовым.

       Таким образом, количество не только способствует переходу старого качества в новое, но и снимается (отрицается с удержанием) вместе со старым качеством  материальной сущностью   качества нового.