Слабый сигнал

Григорий Рейнгольд
Слабый сигнал

Мне довольно часто приходится пользоваться электричками и по делам служебным, и во время летнего отпуска, добираясь до своих таёжных мест. Бывает, ехать приходится долго, и чтобы не заснуть, ищу какое-нибудь занятие. К сожалению, в последнее время уже трудно читать в поезде. Хорошо бывает, когда есть с кем поговорить, но интересно и послушать других. Порой случается, два пассажира недалеко ведут интересную беседу. Понимаю, что подслушивать нехорошо, но и секретами в такой обстановке делиться не принято. Так что можно и послушать, грех небольшой.
Вот рядом едут два уже пожилых человека, я их вижу часто, один ездит в лес по ягоды-грибы, а другой на рыбалку. И очень любят в дороге поговорить, неважно о чём.
Вот один из них, похожий на поэта Некрасова, проезжая мимо недавно построенной сельской церквушки, снял головной убор, и широко осенил себя крестным знамением. Второй не удержался и спросил:
- Ты разве православный?
- Как тебе сказать? Я русский и в детстве меня крестили...
- А в каком приходе ты состоишь на учёте? Когда последний раз в храме был, когда последний раз исповедовался?..
- Нигде я не состою на учёте. Это раньше в коммунистической партии состояли. Когда был в церкви? Честно сказать, не помню.
- Вот видишь, какой ты православный? Настоящие православные состоят в приходе какого-либо храма, хотя бы по воскресеньям ходят на службы, посты соблюдают, причащаются и исповедаются. А главное, церковь материально поддерживают!.. Надо быть не просто православным, а воцерковленным!
- Слушай, прямо как в партии...
- А что, сравнение неплохое! Ты в партии состоял?
- Нет.
- А в комсомоле?
- Все были комсомольцами.
- Ну вот, слушай. Допустим, ты в комсомол вступил, а потом перестал ходить на собрания, взносы платить. Ленинский зачёт не сдал. Разве ты после этого комсомолец? Нет, ты не комсомолец, а шпана! А если человека крестили в младенчестве, а он в храм не ходит, не исповедуется, посты не соблюдает, свечи не покупает, то он не православный, а шпана! Православному исповедь раз в год, что комсомольцу Ленинский зачёт. Я, когда комсомольцем был всё исполнял...
- А я не бюрократ и не формалист. Если мне надо обратиться к Богу, я стану на высокой горе, подниму руки к небу, и скажу: «О, Господи...» И никакая первичная организация, никакой приход мне не нужен!
- Ты прямо, как граф Толстой рассуждаешь, но его за это из церкви исключили...
- Исключают из партии, от церкви отлучают!
- Какая разница? Нет, ты неправ, люди в церковь ходят, там попы, они Священное писание читают и прихожанам разъясняют...
- Да я сам прочту Священное писание, чай грамотный!
- Прочесть-то ты прочтёшь, но ничего не поймёшь!
- Как так не пойму? Это я-то не пойму, человек с высшим гуманитарным образованием?
- Вот именно, не поймёшь! Ибо Писание нельзя дословно понимать. Важна не буква, но дух!
- И что, кто этот дух мне объяснит, и откуда ему знать?
- На то попы и существуют, чтобы таким, как мы объяснять...
- Они что, лучше меня знают, почему?
- Священник, это дипломированный специалист, он в семинарии и академии много лет учился, лекции слушал, зачёты и экзамены сдавал, курсовые писал, дипломную работу защищал. Его научили, как правильно Библию понимать, где дословно, а где иносказательно...
- Чушь ты говоришь, я, если надо, без всяких попов выйду в чисто поле, скажу «Боже мой...»
- А чтобы настоящим православным быть, надо многому научиться, хотя бы главные молитвы наизусть заучить, как свечи правильно зажигать, с какой стороны к батюшке за благословением подойти, как поклониться, как руку правильно поцеловать... Церковный календарь запомнить, это, брат, целая наука, не вдруг запомнишь. Я путался в первое время. А ты даже крестишься неправильно, руку неправильно сгибаешь...
- Всё это чушь, это всё Богу не нужно, я встану на гору, и скажу...
- У тебя сигнал слабый, твоя молитва пойдёт «на деревню дедушке». Ты подумай, в мире миллиарды людей, может ли Бог выслушать молитвы каждого? Нет, прямая линия есть только у церковного начальства и больших праведников. Ты что, епископ? Нет. Праведник? Нет! Ты и выпить не дурак, и по женской части ходок. Во слушай, как дело происходит. За каждым приходом закреплён рядовой ангел, даже два, или три. Вот они по очереди дежурство несут круглосуточно, и если кто из их прихожан молится, то молитву принимают, проверяют просителя по базе данных, регистрируют и дают ход делу. А там, если вопрос простой, компетенция позволяет, то они и сами решения принимают по просьбе прихожанина. А вопросы посложней наверх передают, ангелам чином повыше. А уж самые сложные вопросы уже на стол Самому кладутся. А если человек нигде не состоит, свечей не покупает, взносов не платит, да к тому же греховодит, то от его молитвы все дежурные ангелы откажутся, и она никуда не уйдёт...
- Какую же чушь ты несёшь!..
- Но есть ещё один момент. Молитва в лучшем случае идёт со скоростью света. Быстрей никак невозможно. А где в настоящее время находится Господь, неизвестно. Наша вселенная огромная, только видимая её часть простирается на 20 миллиардов световых лет. Это сколько же лет будет молитва идти. И вообще, разве можно миром руководить в ручном режиме. Дело Бога этот мир создать, а дальше он уже сам развивается по своим законам...
К сожалению, в это время в вагон зашёл нищий и запел Лазаря. Стало плохо слышно, да и объявили мою остановку, а то бы узнал ещё много интересного о мироустройстве.

P.S. Во время полемики с одним из рецензентов, я написал, что тут изложены не мои взгляды, а моих героев, впрочем весьма распространённые. Мои же взгляды несколько иные. И я решил попытаться их изложить. Ниже ссылка:
http://proza.ru/2020/07/07/1919