Сказ о том, как удалой Елисей в Сонам ходил

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *



Новелла четвертая
     (У богатой сонамитянки есть старый муж, но нет детей. Она селит у себя пророка Елисея. Тот зазывает
      хозяйку в свою комнату и, возлежа на постели, обещает ей рождение сына. На следующий год женщина рожает
      мальчика)

Пророк Елисей не нуждается в представлении. Своей неутомимой и многогранной деятельностью он снискал почет у современников, возбудил негодование царей и вызвал ропот недоброжелателей.

Разнобой в оценках вызван тем, что некоторые свершения праведного Елисея плохо вяжутся с его святостью и чистотой намерений. Взять хотя бы случай с медведицами и детворой: начинающий пророк обиделся на детей, проклял их и тут же две медведицы растерзали 42 ребенка*…

--------------------------------------------------------
          *«И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над
            ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем
            Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.(4 Цар 2:23-24)
--------------------------------------------------------

Подобные самоутвердительные «подвиги» сопровождали Елисея на протяжении всего жизненного пути и, как ни странно, создавали ему славу человека Божиего и святого.

Общее мнение разделяла и одна из поклонниц Елисея, проживавшая в городе Сонаме. Сия богатая почитательница его мудрости и талантов нередко принимала Елисея в своем доме и даже отвела там небольшое жилое помещение для визитов прославленного пророка.  И тот не заставил себя ждать.

         «В один день он пришел туда, и зашел в горницу, и лег там, и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту
          Сонамитянку. И позвал ее, и она стала пред ним. И сказал ему: скажи ей: `вот, ты так заботишься о
          нас; что сделать бы тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником?' Она сказала: нет,
          среди своего народа я живу. И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у нее,
          а муж ее стар. И сказал он: позови ее. Он позвал ее, и стала она в дверях. И сказал он: через год,
          в это самое время ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не
          обманывай рабы твоей. И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время,
          как сказал ей Елисей». (4 Цар 4:11-17)

В общем, - пришел, увидел, пробудил...


Судя по всему, прорицатель Елисей, подобно священнику Илии, поддерживал «горячую линию» с самим Богом: едва благодарный пророк узнает о нуждах женщины, как тут же    г а р а н т и р у е т    ей исполнение желаний. Ни молитв, ни откровений - всё и так ясно.

Такая самоуверенность человека Божиего выглядит странно, поскольку временами ему изменяет не только способность предвидеть, не только какая-то особая проницательность, но и самая заурядная наблюдательность:

                • пророку неведомо даже то, что известно его слуге – пройдохе Гиезию*.
                • Елисей не замечает горя матери и не догадывается о гибели ребенка**
                Он сам признается Гиезию в своем бессилии:
                «душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне». ( 4 Цар 2:27)
                • Не разобравшись, божий человек отправляет на спасение ребенка слугу, хотя ситуация
                требует его   л и ч н о г о    участия***.

Такие досадные промахи доказывают, что пресловутая «горячая линия» между Богом и пророком функционирует с перебоями. Значит, не там Елисей черпает свою уверенность, когда без лишних проволочек обещает хозяйке наследника. Он и в самом деле на протяжении всего разговора ни разу не поминает Господа всуе. Зачем? Стоит ли беспокоить Создателя, если речь идет о сугубо земных делах – поговорить с царем или военачальником, подарить женщине сына...Тут мы и сами разберемся…

--------------------------------------------------------
          *«И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у нее, а муж ее стар».(4 Цар 4:14)
        **Убитую горем мать провидец заботливо вопрошает: «здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли ребенок?»
          (4 Цар 4:26)
      ***«И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди;... и положи посох мой
             на лице ребенка. И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он
             встал и пошел за нею.
             Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел
             навстречу ему, и донес ему, и сказал: не пробуждается ребенок».(4 Цар 4:29-31)
--------------------------------------------------------


Этот бесцеремонный и развязный святой не только не читал в душах людей, но даже не заглядывал в них. Ведь он не раз заходил к своей почитательнице «есть хлеба», но так и не нашел времени, чтобы поинтересоваться ее проблемами.

Только получив от женщины личное жилье, он, наконец, вознамерился отплатить ей за участие. И сразу же выяснилось, что богоугодный квартирант до сих пор не удосужился узнать    и м я    хозяйки дома (вместо него Елисей использует пренебрежительное прозвище - «эта Сонамитянка»).

«Чуткий» наставник даже распросы перепоручает своему слуге («скажи ей, спроси ее…»).

Но как только Гиезий сообщает, что сонамитянке надо «сделать сына», пророк решает
    л и ч н о    возвестить ей предуготованное. Для этого он вызывает женщину к себе в опочевальню, а сам располагается в постели. Она боится верить его посулам и молит не обмануть ее… На этом месте рассказ прерывается и далее Писание извещает нас, что женщина забеременела*...

Стоит ли после этого удивляться, что старый муж не слишком жалует своего сына, а заодно с ним - и человека Божия? Конечно, он не говорит об этом прямо, но его недоброжелательство ясно проступает сквозь строки текста. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить поведение супругов в критической ситуации:

           • отец без лишних церемоний отсылает заболевшего сына к матери, а сам остается в поле, хотя ребенок получил
              сильнейший солнечный удар**.
           • вернувшись с поля, отец не интересуется состоянием сына, а в это время мать пытается привести малыша в
              чувство***.
           • жена даже не извещает мужа о смерти сына****.
           • супруг явно не желает отпускать ее к Елисею «без уважительной причины"*****.

Со своей стороны, пророк тоже не церемонится с пожилым «сонамитянином»: заверив женщину в предстоящем рождении сына, он не потрудился известить ее мужа, чтобы предупредить неизбежные вопросы и конфликты.

 ...Что-то не складывается в истории пророка и его подопечной. Быть может, в знаменательный день накануне зачатия сонамитянка все же переступила порог в спальне Елисея?

--------------------------------------------------------
        *«И сказал он: через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет,
           господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей. И женщина стала беременною и родила сына на
           другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей» (4 Цар 4:16-17)
       **«И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его».
           (4 Цар 4:19)
      ***«И он сидел на коленях у нее до полудня, и умер».(4 Цар 2:20)
     ****«И пошла она, и положила его на постели человека Божия , и заперла его, и вышла,  и позвала мужа своего
            и сказала: пришли мне одного из слуг и одну из ослиц, я поеду к человеку Божию и возвращусь».
            (4 Цар 4:21-22)
    *****«Он сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. Но она сказала: хорошо».
         И ведь поехала!
--------------------------------------------------------



(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).