* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь его исторический аспект.
Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Новелла четвертая
(У богатой сонамитянки есть старый муж, но нет детей. Она селит у себя пророка Елисея. Тот зазывает
хозяйку в свою комнату и, возлежа на постели, обещает ей рождение сына. На следующий год женщина рожает
мальчика)
Пророк Елисей не нуждается в представлении. Своей неутомимой и многогранной деятельностью он снискал почет у современников, возбудил негодование царей и вызвал ропот недоброжелателей.
Разнобой в оценках вызван тем, что некоторые свершения праведного Елисея плохо вяжутся с его святостью и чистотой намерений. Взять хотя бы случай с медведицами и детворой: начинающий пророк обиделся на детей, проклял их и тут же две медведицы растерзали 42 ребенка*…
--------------------------------------------------------
*«И пошел он оттуда в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над
ним и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их и проклял их именем
Господним. И вышли две медведицы из леса и растерзали из них сорок два ребенка.(4 Цар 2:23-24)
--------------------------------------------------------
Подобные самоутвердительные «подвиги» сопровождали Елисея на протяжении всего жизненного пути и, как ни странно, создавали ему славу человека Божиего и святого.
Общее мнение разделяла и одна из поклонниц Елисея, проживавшая в городе Сонаме. Сия богатая почитательница его мудрости и талантов нередко принимала Елисея в своем доме и даже отвела там небольшое жилое помещение для визитов прославленного пророка. И тот не заставил себя ждать.
«В один день он пришел туда, и зашел в горницу, и лег там, и сказал Гиезию, слуге своему: позови эту
Сонамитянку. И позвал ее, и она стала пред ним. И сказал ему: скажи ей: `вот, ты так заботишься о
нас; что сделать бы тебе? не нужно ли поговорить о тебе с царем, или с военачальником?' Она сказала: нет,
среди своего народа я живу. И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у нее,
а муж ее стар. И сказал он: позови ее. Он позвал ее, и стала она в дверях. И сказал он: через год,
в это самое время ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет, господин мой, человек Божий, не
обманывай рабы твоей. И женщина стала беременною и родила сына на другой год, в то самое время,
как сказал ей Елисей». (4 Цар 4:11-17)
В общем, - пришел, увидел, пробудил...
Судя по всему, прорицатель Елисей, подобно священнику Илии, поддерживал «горячую линию» с самим Богом: едва благодарный пророк узнает о нуждах женщины, как тут же г а р а н т и р у е т ей исполнение желаний. Ни молитв, ни откровений - всё и так ясно.
Такая самоуверенность человека Божиего выглядит странно, поскольку временами ему изменяет не только способность предвидеть, не только какая-то особая проницательность, но и самая заурядная наблюдательность:
• пророку неведомо даже то, что известно его слуге – пройдохе Гиезию*.
• Елисей не замечает горя матери и не догадывается о гибели ребенка**
Он сам признается Гиезию в своем бессилии:
«душа у нее огорчена, а Господь скрыл от меня и не объявил мне». ( 4 Цар 2:27)
• Не разобравшись, божий человек отправляет на спасение ребенка слугу, хотя ситуация
требует его л и ч н о г о участия***.
Такие досадные промахи доказывают, что пресловутая «горячая линия» между Богом и пророком функционирует с перебоями. Значит, не там Елисей черпает свою уверенность, когда без лишних проволочек обещает хозяйке наследника. Он и в самом деле на протяжении всего разговора ни разу не поминает Господа всуе. Зачем? Стоит ли беспокоить Создателя, если речь идет о сугубо земных делах – поговорить с царем или военачальником, подарить женщине сына...Тут мы и сами разберемся…
--------------------------------------------------------
*«И сказал он: что же сделать ей? И сказал Гиезий: да вот, сына нет у нее, а муж ее стар».(4 Цар 4:14)
**Убитую горем мать провидец заботливо вопрошает: «здорова ли ты? здоров ли муж твой? здоров ли ребенок?»
(4 Цар 4:26)
***«И сказал он Гиезию: опояшь чресла твои и возьми жезл мой в руку твою, и пойди;... и положи посох мой
на лице ребенка. И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя! не отстану от тебя. И он
встал и пошел за нею.
Гиезий пошел впереди их и положил жезл на лице ребенка. Но не было ни голоса, ни ответа. И вышел
навстречу ему, и донес ему, и сказал: не пробуждается ребенок».(4 Цар 4:29-31)
--------------------------------------------------------
Этот бесцеремонный и развязный святой не только не читал в душах людей, но даже не заглядывал в них. Ведь он не раз заходил к своей почитательнице «есть хлеба», но так и не нашел времени, чтобы поинтересоваться ее проблемами.
Только получив от женщины личное жилье, он, наконец, вознамерился отплатить ей за участие. И сразу же выяснилось, что богоугодный квартирант до сих пор не удосужился узнать и м я хозяйки дома (вместо него Елисей использует пренебрежительное прозвище - «эта Сонамитянка»).
«Чуткий» наставник даже распросы перепоручает своему слуге («скажи ей, спроси ее…»).
Но как только Гиезий сообщает, что сонамитянке надо «сделать сына», пророк решает
л и ч н о возвестить ей предуготованное. Для этого он вызывает женщину к себе в опочевальню, а сам располагается в постели. Она боится верить его посулам и молит не обмануть ее… На этом месте рассказ прерывается и далее Писание извещает нас, что женщина забеременела*...
Стоит ли после этого удивляться, что старый муж не слишком жалует своего сына, а заодно с ним - и человека Божия? Конечно, он не говорит об этом прямо, но его недоброжелательство ясно проступает сквозь строки текста. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить поведение супругов в критической ситуации:
• отец без лишних церемоний отсылает заболевшего сына к матери, а сам остается в поле, хотя ребенок получил
сильнейший солнечный удар**.
• вернувшись с поля, отец не интересуется состоянием сына, а в это время мать пытается привести малыша в
чувство***.
• жена даже не извещает мужа о смерти сына****.
• супруг явно не желает отпускать ее к Елисею «без уважительной причины"*****.
Со своей стороны, пророк тоже не церемонится с пожилым «сонамитянином»: заверив женщину в предстоящем рождении сына, он не потрудился известить ее мужа, чтобы предупредить неизбежные вопросы и конфликты.
...Что-то не складывается в истории пророка и его подопечной. Быть может, в знаменательный день накануне зачатия сонамитянка все же переступила порог в спальне Елисея?
--------------------------------------------------------
*«И сказал он: через год, в это самое время ты будешь держать на руках сына. И сказала она: нет,
господин мой, человек Божий, не обманывай рабы твоей. И женщина стала беременною и родила сына на
другой год, в то самое время, как сказал ей Елисей» (4 Цар 4:16-17)
**«И сказал отцу своему: голова моя! голова моя болит! И сказал тот слуге своему: отнеси его к матери его».
(4 Цар 4:19)
***«И он сидел на коленях у нее до полудня, и умер».(4 Цар 2:20)
****«И пошла она, и положила его на постели человека Божия , и заперла его, и вышла, и позвала мужа своего
и сказала: пришли мне одного из слуг и одну из ослиц, я поеду к человеку Божию и возвращусь».
(4 Цар 4:21-22)
*****«Он сказал: зачем тебе ехать к нему? сегодня не новомесячие и не суббота. Но она сказала: хорошо».
И ведь поехала!
--------------------------------------------------------
(полную версию книги "СЕ - ЧЕЛОВЕК" см. на сайте tomastwin.wix.com/history).