из переписки с коллегой 149

Алексейалександр Герасимов
На центральном рынке есть несколько отделов с кофе и чаем. И вот в одном из них работает жутко вредная тетка, которая с любым покупателем начинает пререкаться и даже зубоскалить над ним, и весьма ядовито. Эдакая тощая грымза: "Фур-фур-фур!" - ну, всё время фурчит.

Я к ней перестал ходить, покупаю у милых дам. Но вижу, что у вредины покупателей тоже до фига, и есть даже постоянные. Я на этот рынок за кофе уже лет 15 хожу. И вредина все это время там работает и неутомимо вредничает. И она пользуется популярностью, это точно


**

Ладно еще из-за политики или религии ссориться, темы-то "кровавые". Но ведь есть люди, которые способны взбрыкнуть даже из-за того, что ты, например, недостаточно сильно любишь Кафку и при этом недостаточно сильно ненавидишь Донцову. Помню, у нас в институте два студента подрались, интерпретируя роман Достоевского. Один другому руку сломал


**
Cказал мне один литератор: "Мужикам сейчас романы писать некогда, мужики или пьют или работают". Однако, это спорно. Женщины тоже работают, а некоторые и пьют. Но пишут, однако. В обеденные перерывы, между стиркой и готовкой. Или вместо них. Героически спасают русскую литературу. Или губят ее, это как посмотреть.

Полагаю, причина не в том, что мужчинам некогда писать длинные вещи. Тематику мужскую не могут найти! Брутальный палп-фикшн не в счет. А так называемые "серьезные" романисты ноют и сопли мажут по страницам - это читать невозможно. Но вот профессиональный историк и замечательный прозаик Леонид Юзефович нашел маскулинные темы, но в прошлом. С современной тематикой беда, это да

**

Не понимаю выражения: "Автор всегда недоволен своим произведением". Что значит, не доволен всегда? Если совсем уж не доволен, то не показывает никому и, может быть, уничтожает. А если публикует, значит, все-таки доволен.

Понятно, что всегда можно сделать лучше. Всегда знаешь - можно лучше! Но есть же предел какой-то, когда нужно сказать "стоп". Фанатичный перфекционизм - враг труда. Такой же, как небрежность.

Вот более года назад, когда я начинал писать большую штуку, решил, что не буду перечитывать, пока не закончу первый вариант до конца.

И вот закончил. Работал долго-трудно и написал эдакую прорву слов! (Уже и подзабыл слегка, что там было, в начале-то...) И вот начал перечитывать. И - зачитался.

Есть в этом что-то трогательное и смешное, когда автору нравится его творение

**

Вот, для меня падение Российской империи, это, однозначно, трагедия, а захватившие власть большевики - слуги темных сил. Я не могу к большевикам относится с симпатией. Но, с другой стороны, я не могу не признать, что им удалось создать великую и в чем-то прекрасную страну. (Которая была больна, нуждалась в лечении и в последующем "апгрейде", а ее - предательски убили).

Мне не понять людей, которые говорят: "Ой, если б не было Сталина, как бы было хорошо! Ой, если б не было Ленина... если б не было революции..."

Этот список можно продолжать до бесконечности: если б не было Чингисхана, если б не было Наполеона...

А также: если б Парис не влюбился в Елену, если б Каин не убил Авеля, если б Адам отказался от яблока, предложенное Евой...

Никогда не было и могло быть только хорошо или только плохо. Всегда хорошее вперемешку с плохим. При любых диктатурах или демократиях.

И мне близка позиция Пушкина, который писал, что принимает историю (Пушкин уточнил "историю своего отечества", а я имею в виду историю вообще) такой, какая она есть, и не желает иной

**

Роман в жанре фантастического нео-нуара (сейчас в моде самое причудливое смешение жанров) - "Последний полицейский" Бена Уинтерса.

Это один из лучших детективных романов, читанных мной. Ощущается послевкусие. Хочется позже перечитать.

Фантастического не много: к Земле приближается гигантский астероид, который половину человечества уничтожит сразу, а остальным придется умирать медленно, от голода, холода и болезней. Вот, собственно, и вся фантастика.

Детективное: находят труп, по всем признакам - самоубийство (а количество самоубийств из-за страха перед катастрофой выросло во многие разы), но одному из полицейских не дают покоя мелкие детали, говорящие о том, что все-таки совершено убийство. И он начинает и упрямо ведет расследование. Хотя почти всем вокруг пофиг! Повесили или сам повесился - какая разница, если скоро человечеству капут? Но детектив - настоящий "правильный мент", и он, как самурай, намерен исполнять свой долг безупречно и до конца.

Нуарное: строгий аскетичный стиль повествования, меланхолически-депрессивная атмосфера, герой - умный и сильный одиночка. Правда, слишком уж порядочный. Герой классического нуара, это пьющий и драчливый мизантроп, с какой-то мрачной тайной в прошлом и (или) с неизжитой психотравмой в душе.

А герой "Последнего полицейского" даже не курит!

Обязательна для нуара и распрекрасно-опасная роковая фемина. Лучше блондинка или рыжая, но брюнетка тоже сойдет. В "Последнем полицейском" фемина имеется, но не очень-то она роковая и совсем не опасная. И к тому же - бритая налысо.

Ставлю этой книге четверку по пятибалльной шкале

**

Деревенские кошки могут быть очень опасными, даже домашние. Ко мне однажды в избе хозяйская кошка прыгнула на колени, улеглась. Я решил ее погладить. Она мгновенно перевернулась, без единого звука вцепилась мне в руку зубами и когтями - очень сильно, я еле сдержался, чтоб не заорать (но кожу, однако, не проткнула). Через несколько секунд кошка мою руку отпустила и опять свернулась у меня на коленях клубочком. Я час сидел, ждал пока она с колен сама уйдет, опасался тронуть ее. Рад был, что не в лицо вцепилась. А хозяев стеснялся попросить, чтоб прогнали. Зверька испугался! Деревенские кошки очень своенравные и сильные, да и привычные к убийствам.

А тибетские монахи держали боевых котов для охраны, только непонятно, как они их дрессировали

**

Мне непонятны люди, которым кажется, что их национальное достоинство унизили.

Вот у меня, как у русского человека, за спиной - более чем тысячелетняя цивилизация. Ну и кто способен унизить мое национальное достоинство? И чем? Это же, право, смешно.

Наверное, если индивид не способен осознать, какая культурно-политическая махина стоит за ним, если он не чувствует коренной связи с предками, то его национальное достоинство легко унизить. Ему скажут, например: "ты - русская вата!" - он и разволнуется сразу, переживать начнет. Это от неуверенности. Это ему подлая мысль в голову закрадывается: "а вдруг и правда, мы такие-сякие, из ваты деланные?.. не любит нас никто... у-у-у-у-у-у..."

А я улыбаюсь...

И не пойти ли всем этим белым и пушистым однажды на хер с их любовью-нелюбовью


**

Один из персонажей фильма Владимира Хотиненко "1612" говорит другому: "Да, ладно, не парься ты, Андрюха!" И разговор происходит вовсе не в бане.

Понятно, что сочинить диалоги и монологи персонажей исторических произведений, это крайне сложная задача для автора. Речь персонажей не может быть такой, какой она была в воссоздаваемую эпоху. Мы тогда мало что поймем (да и не знает никто точно, какой в далекие времена была разговорная речь).

Но есть анахронизмы, которые коробят особенно сильно. Если сценарист вложил в уста персонажу жаргонизм XX - XXI в. в., то почему бы автору не быть последовательным и не заставить бояр, разбойников и стрельцов "крышевать", "забивать стрелки" и устраивать "разборки". Это было бы логично. Это была бы уже какая-то комедия, что ли

**

Снобы так отчаянно ругали российский фильм "Адмирал" (про Колчака), что я таки решил его посмотреть. На этот раз я оказался солидарен со снобами: фильм и правда неважный, мягко говоря. Досмотрел едва до половины, зевая и то и дело отрываясь на перекур. И все минусы фильма - в сценарии. Просто сюжет очень пресный и вялый, а снято нормально, бывает и хуже.

И тут же я просмотрел фильм "Поддубный" (про знаменитого борца). Тоже байопик, тоже о выдающейся и по-своему героической личности, тоже в сюжете имеется любовная линия.

И тоже не бог весть какой шедевр, обычное такое поп-кино, но сценарий намного сильнее, и вот я досмотрел "Поддубного" с интересом и даже с некоторым удовольствием.

Всё скучное жанровое кино скучно только из-за сценариев. Потому что "эффектно" снимать и монтировать сейчас умеют даже полные бездари, хороших актеров тоже не проблема найти, а вот где взять хорошую историю, внятно и умело рассказанную?

"Миром правят сценаристы!" - забыл, откуда цитата