Маленький потеряшка

Костина Наталья
В супермаркете был час-пик. Вокруг галдел и суетился народ, в перерывах между музыкой что-то булькали динамики громкоговорителей. Как в таком шуме можно что-то услышать и понять? И при этом не заблудиться…

Мальчик старательно вертел головой, осматриваясь по сторонам, словно хотел кого-то найти. Но толпа идущих мимо взрослых не давала ни шагу ступить – мальчик обязательно врезался в чьи-нибудь ноги. При этом ни один взрослый не обращал на мальчика никакого внимания. Взрослые продолжали бежать, торопились по своим делам.

Мальчик попытался вспомнить, во что сегодня были одеты ноги его мамы: раз вокруг одни только ноги, значит, надо попытаться найти среди всех именно мамины. Мальчик стал внимательно всматриваться в колени прохожих.

Вдруг откуда-то сзади раздался скрипучий грозный голос.

– Эй, дитё!

Мальчик обернулся и снова задрал голову вверх. Перед ним стоял старик в форме охранника супермаркета.

– Дитё, – повторил он. – Ты чего тут ходишь… такое?

– Какое такое? – не понял малыш.

– Ну такое… одно. Без родителей, – уточнил старик.

– Я не «одно», – насупился мальчик. – И я ищу маму.

– А, так ты потерялся? – довольно равнодушно проскрипел охранник. Он посопел, пожевал губами, и, словно что-то решив, махнул рукой. – Ладно, пошли объявлять тебя в розыск.

Старик развернулся и, не оборачиваясь на ребёнка, зашагал куда-то вглубь зала.

– Но почему? – возмутился мальчик, стараясь не отставать. – Зачем меня в розыск? Я же не потерялся, вот он я. А потерялась мама, значит, её нужно в розыск объявлять.

Старый охранник искоса посмотрел на мальчика, снова пожевал губами, что-то пробормотал. Мальчик же всё стоял на своём.

– Дедушка, пусть громкоговоритель будет искать не меня, а мою маму, ладно?

– Уймись, – рявкнул старик. – Громкоговорители никого не ищут, они только повторяют то, что им говорят.

– Тогда скажите им, что я ищу свою маму. Они вас слушаются?

Старый охранник уже пожалел, что сам связался с мальчишкой, а не послал к нему кого-нибудь из охранников помоложе. Наконец, они подошли к длинному высокому столу, за которым сидели молодые женщины и говорили по телефону. Одна из них обратила внимание на подошедшего охранника.

– Да? Чем могу помочь?

– Да вот, тут, – старик показал рукой на стоявшего рядом мальчика, предполагая, что девушка и сама догадается, что за «такое» он привёл и зачем.

– Ты потерялся? – ласково обратилась женщина к мальчику.

– Нет, – буркнул малыш. – Я ищу маму.

– А как зовут твою маму? – снова спросила женщина.

– А зачем вам? – вдруг вскинулся мальчик и уставился на неё самым подозрительным взглядом.

– Как зачем? – женщина за столом даже немного растерялась. – Ты ведь хочешь найти маму?

– Я-то хочу и я найду. Дедушка обещал заставить громкоговорители её искать, – мальчик ткнул пальцем в несчастного охранника, который, казалось, уже потерял надежду на спокойное дежурство. – А зачем вам имя моей мамы? Вы с ней знакомы?

– Нет, не знакома… – совсем опешила женщина.

– Так вот, мама не разрешает мне разговаривать с незнакомыми!

И с этими словами малыш скрестил на груди ручки и надулся, как рыба-ёж, растопырив невидимые колючки.

Старый охранник устало потёр виски. У него не было ни единой идеи, что делать. Объявить, что просто потерялся ребёнок? Кому нужен – подходите к стойке информации? Так народу-то сколько! А вдруг не та придёт?

Тогда он присел перед мальчиком на корточки и внимательно посмотрел ему в лицо.

– Эй, дитё, – проскрипел охранник. – Ты ведь заговорил со мной, верно? Я же тоже незнакомый.

Мальчик, надувшись, молчал. Старик с надеждой посмотрел на женщину за столом, но та только развела руками.

– Слышь, дитё, – снова обратился к мальчику охранник. – С нами можешь не говорить, но хотя бы громкоговорителям скажи имя и фамилию своей мамы. Ну, это… чтобы они точно знали, кого искать.

Малыш явно заинтересовался и оттаял.

– А какому именно громкоговорителю надо это сказать? – Он завертел головой по сторонам. – Их же тут вон сколько!

Охранник обернулся к женщине за столом, молча показал себе на ухо и протянул ладонь. Та, догадавшись, вложила ему в руку свои наушники с микрофоном.

– Вот, сынок, – охранник поднёс микрофон ко рту мальчика. – Скажи сюда, кого ты ищёшь, и она обязательно найдётся.

Некоторое время малыш рассматривал незнакомый предмет, а затем набрал в грудь побольше воздуха и затараторил, что было сил:

– Я ищу свою маму ей тридцать лет она потерялась посреди большого супермаркета а я её жду рядом с дедушкой охранником…

– Стой-стой, парень! – скрипуче рассмеялся старик. – Не так быстро.

Мальчик озадаченно взглянул на микрофон.

– А почему громкоговорители ничего не говорят? Я же вон сколько всего успел им сообщить.

– Так они же ни слова не разобрали, – нашёлся пожилой охранник. – Ты говори медленно, внятно и по существу, понял? Кого ищешь, как её зовут и где ты находишься.

Он сделал знак женщине за столом, как будто нажал какую-то кнопку, и вдруг по залам супермаркета гулким эхом разнеслось громкое «Внимание! Внимание!» Малыш испуганно заозирался по сторонам, но охранник ободряюще положил ему руку на плечо и кивнул, мол, давай!

Тогда мальчик скорчил решительное личико и звонко заговорил:

– Я ищу свою маму! Её зовут Мельникова Татьяна Павловна!

Голос мальчика звенел из динамиков по всему огромному залу. Посетители даже останавливались от неожиданности, поднимая головы, – не каждый день о пропаже ребёнка тебе сообщает не диктор, а сам этот ребёнок!

– Если кто-нибудь её увидит, передайте, пожалуйста, что я жду её там, где на стене вывешены всякие плакаты и правила! А ещё тут есть охранник!

Мальчик замолчал и посмотрел сначала на охранника, затем на женщину за столом. Оба они почему-то улыбались. В динамиках снова заиграла музыка, а женщина забрала свои наушники и принялась за работу.

– Молодец! – похвалил малого старый охранник. – Всё правильно.

Мальчик засиял, как утреннее солнышко. Он был очень доволен собой, хотя и немного переживал: услышала ли его мама, найдётся ли она?

Охранник, наконец, выпрямился и утёр пот со лба – не так-то просто в его возрасте было нянчиться с детьми. Осталось только дождаться, пока незадачливая родительница придёт за своим чадом. На голос сына, не говоря уже о собственном имени, она точно должна среагировать.

Ждать пришлось недолго. Через какие-то несколько минут поблизости показалась высокая симпатичная женщина в зелёном пальто, которая торопливо шагала к стойке информации, стуча каблучками. Она озабоченно высматривала кого-то в толпе, не забывая при этом лавировать среди чужих тележек и беречь свои покупки от столкновений.

– Вот ты где! – запыхавшаяся женщина, не выпуская сумок, обняла сына. – Солнышко моё! Я же велела тебе оставаться у хлебной секции. Ты почему ушёл оттуда, глупышка? Ты здорово меня напугал.

За это время мать поцеловала мальчика уже раз десять, и тому явно было неловко.

– Мама, я пошёл тебя искать, – пробормотал малыш, выпутываясь из маминого шарфа.

– Зачем?

– Чтобы спросить, какой хлеб тебе больше понравится.

– А что же ты хлеб не взял? – улыбнулась мама, отстраняясь.

– А как я возьму, если я тебя не нашёл? – вполне резонно возмутился мальчик.

– Большое спасибо вам за помощь, – обратилась женщина к охраннику.

– У вас замечательный сын, – одобрительно прогудел старик. – Потерялся, но даже и не думал плакать.

– Да не терялся я! – в который раз запротестовал мальчик. – Я маму потерял!

– Ладно-ладно, пойдём. Ещё за хлебом зайти нужно. До свидания! – попрощалась мама с охранником.

– До свидания, дедушка! – помахал рукой мальчик. – Мама, когда вырасту, я хочу стать таким охранником. Ты знала, что они умеют командовать громкоговорителями?