Экзамены

Любовь-Коён Лада
 

       (курьёзы студенческой жизни)

           День жаркий. Окна в классе занавесили шторами. На входных дверях и в проходе на второй этаж висит табличка «Тихо, идут экзамены». Это мы в небольшой нашей сельской школе. Экзамен по черчению сдаёт маленькая группа девятиклассников, всего шесть человек. А и всего-то в классе двенадцать учеников. Но экзамены по выбору. В комиссии завуч и два учителя. Главный сегодня, конечно, Иван Николаевич, он черчение в школе уже лет сорок преподаёт. На экзамене всё как всегда. Обстановка спокойная. Четверо взяли билеты, и пошёл творческий процесс: пишут, чертят, рисуют. Вот Иван Николаевич столько лет уже в школе, а волнуется каждый раз больше, чем ученики. Ну, во-первых, человек он незлобивый. А, кроме того, несмотря на его солидный возраст, он сам недавно из студентов. Так уж получилось, веяние такое пошло в системе образования, что желательно, чтобы все учите-ля с институтскими дипломами были. Ну, как всегда перегнули немного. Человеку до пенсии малость осталось, а на него наседают:
 – Учись!

         Вот Иван Николаевич, попав под такой пресс, сдался. Учиться поступил в институт, когда ему уже пятьдесят стукнуло. Учился вместе со своими бывшими учениками. Ладно, отвлеклись. Ну, теперь в школу вернёмся. Идёт экзамен своим чередом. Дети отвечают, комиссия слушает, вопросы задаёт. Часа два прорабо-тали. Осталась самая малость - обсудить оценки и объявить их ученикам. Комиссия довольная расслабилась, пошли разговоры на разные темы, но как-то с экзаменами связанные.

У каждого есть что вспомнить: все учились, все ночи не спали перед экзаменами, все би-летики тянули. А у Ивана Николаевича всегда в запасе была такая история, которой он мог всех удивить и за-ставить улыбнуться. Любил он эту историю при случае рассказать. Вот и сейчас не упустил момента. Он уже точно не помнил, кому её рассказывал, кому нет. Но это не столь важно, все слушали его, если и не по первому разу, то всё равно с удовольствием. Вот его рассказ и вы послушайте, и оцените. Сначала всегда шло предисловие, как он учиться поступил. Но про это я уже рассказала. А вот и сама история.

          «Я когда учился, то по предметам своим профильным хорошо успевал. Для меня технология, черчение это одно удовольствие изучать было. Тут я на белом коне. И всё, что с этим связано хорошо одолевал. В группе я был старший, меня старостой назначили. Я лекции не пропускал, стыдно было пропускать-то. Не мальчик бегать с уроков. Всегда сидел за первым столом, это, чтобы преподаватели меня запомнили. Глаза им мозолил. Со  мной в группе два моих бывших уче-ника учились. Они тоже не со школьной скамьи, уже женатые были, детей имели. А у меня уже внуки подрастали. Всё бы ничего, да ведь математику высшую и физики разные тоже изучать нужно. А где уж мне интегралы в моём возрасте осилить. Но была у меня палочка - выручалочка.

 В школе у нас учительница работала молоденькая девчонка – физичка. Она и в университете, и в институте поучилась. Вот она меня и выручала. Сделает мне контрольную работу, а потом ещё растол-кует популярно так, что бы и я мог элементарные объ-яснения при необходимости дать. Я работы раньше всех сдавал. А если преподаватель с улыбкой спросит:
 – Помогал кто, Иван Николаевич?

 Я никогда не отрицал. Признавался чистосердечно. А что, заочникам помощь очень нужна, это всем понятно. Так и учился. Что мог сам одолевал, что помогала па-лочка – выручалочка.

           Второй курс завершили, помнится. На сессию летнюю нас вызвали. Читали много чего: семинары, лекции. Всё нормально шло. По математике уже в такие дебри забрались! Дифференциальные уравнения решаем. У нас по этой теме зачёт предстоит. А преподаватель мужичок такой лысенький с хитринкой в глазах нам и пообещал, кто все семинары посетит и на них хорошо работать будет, а также выполнит его задания, так сразу зачёт и получит. Ну, посещение у меня, как всегда стопроцентное, за первым столом работаю, стараюсь, то есть перерисовываю с доски значки непонятные, как бы не ошибиться. А на одном семинаре, это к концу занятий, наш преподаватель, фамилия у него такая была Кум, и говорит:
 – Вот вам пять уравнений, ну этих - дифференциальных, кто решит к следующему занятию, получит автоматом зачёт.

        Понятно, что вся наша братия тщательно уравнения перерисовала в надежде найти где-нибудь решение и получить зачёт. Ну, конечно, и я тоже не отставал. А дело это было в субботу, а следующий семинар в среду. Время ещё было. Ну что мне делать, я к палочке - выручалочке за помощью обратился. Домой приехал на выходной и к ней бежать. Да, объяснил, что завтра уезжаю, так что на всё про всё времени совсем мало. Ну, девочка эта и не возражала, сказала:
 – Постараюсь сделать.

Я вообще-то не подозревал, что задание трудное. Это я потом понял, на семинаре уже. Ну, дело обычное, порешала она мне уравнения. Я с результатами на следу-ющий день отправился на учёбу. Среда подходит. Парни наши из группы, ученики мои, ходят гордые. Сразу видно, у них всё в порядке. Они с решениями. Стал я их пытать – что да как. Они мне с гордостью и рассказали о своей хитрости. Пошли они к Беликову, он на кафедре математики зам декана был, человек взятки не брал, но от  хорошего коньяка не отказывался. Так вот он им за коньяк-то и решил так это, шутя, мимоходом уравнения. У них гарантия сто процентов, сам Беликов решал. А я как-то сник. То замдекана, а то простая сельская учительница. Ну что ж, будь, что будет. Пришли мы на занятия, я как всегда за первым столом.

 Тут наш Кум прямо в лоб и спрашивает:
 – Кто решил первое уравнение из тех пяти?
Понятно, парни руки тянут, мол, они тут самые умные, зачёт зарабатывают. Пошёл Серёга к доске, точнее Сергей Васильевич. Старательно все значки закорючки выводит. Ошибиться нельзя. Но не угодил он нашему Куму. Не верное, то есть, решение вышло у них. Покритиковал его математик.

- Других решений нет?- он спрашивает.
Тогда я так робко, несмело, а что, и вправду, после такого Серёгиного дебюта страшно, так я и говорю:
 – Вот у меня подругому решено.

Вышел я к доске, ни жив, ни мёртв, написал решение со своей тетрадки. И что вы думаете? В яблочко.
 - Отлично, Иван Николаевич.
Я так прямо окрылился, грудь распрямил. Да нет, не за себя гордость, а за нашу учительницу сельскую. Пере-шли ко второму уравнению. А парни распределили, кто какое уравнение на доске рисует.

Теперь Игорь вышел, долго писал, длинное решение выдалось. Я со своим решением сравниваю, опять не похоже. А Кум его тоже критикует:
 - Не верное у вас решение, молодой человек.

Опять другие варианты спрашивает. Я тут снова робко так к доске выползаю. И опять в яблочко. Четыре урав-нения мы, таким образом, на доске рассмотрели. Они мимо, я в яблочко. До пятого дошли. Тут уже преподаватель сдался:
 - С вас Иван Николаевич, достаточно. Зачёт вы свой получили.

        Парни, правда, тоже без зачёта не остались. Но ещё пришлось им попыхтеть, потрудиться. Понятно, что потом немного сконфуженные они меня пытали:
 – Кто Вам уравнения решал.

А я и не скрывал:
-  Да учительница у нас есть в школе, простая сельская учительница.
 Конечно, я не думаю, что Беликову такие уравнения не по зубам. Отнесся он к этому делу не так добросовестно, как моя палочка – выручалочка. Но нравится мне рассказывать, как наша сельская учительница зам декана превзошла. История эта подлинная.
         Иван Николаевич, потёр руки, это было признаком его хорошего расположения духа. Я с тех пор, как сам учился, ученикам своим на экзаменах сочувствую. Оценки в тот день были четвёрки и пятёрки. Все расходились довольные. А больше всех доволен был Иван Николаевич.  Как же: экзамен хорошо дети сдали, и ещё раз приятную историю вспомнил,  рассказал.