Наша швейная фабрика

Валерий Буслов
Редактировал редактор Издательского Дома «Историческое наследие Сибири» редактор Лазуткин Валерий Борисович.

"ЗАО "Тара Болотное" и ОАО "Шанс" - это градообразующие предприятия нашего района" - глава Болотнинского района Франк Виктор Александрович.

Швейная фабрика городка Болотное организована первого ноября 1941 года на базе двух эвакуированных  из города Николаева фабрик: фабрики массового пошива и фабрики индивидуального пошива имени С.М. Кирова.  Основной костяк административно-технического персонала предприятия составляли работники, прибывшие в Сибирь вместе с оборудованием. В начале 1942 года эти кадры пополнились несколькими специалистами из Харьковской государственной швейной фабрики «Красный швейник». В качестве производственных и вспомогательных рабочих, в основном, привлекались жители рабочего посёлка Болотное.

Эвакуированному предприятию предоставили одно из лучших зданий в посёлке, однако оно не удовлетворяло производственным потребностям ни по своему расположению, ни по кубатуре – ранее здесь размещался районный магазин.

Ходатайство руководства фабрики о расширении производственной площади цехов за счёт предоставления предприятию смежного помещения местные организации удовлетворили не полностью, лишь в апреле фабрике предоставили помещение школы вблизи этого предприятия, куда перевели цех и пункт индпошива, что дало возможность на освободившейся площади сгруппировать подсобные операции (пришивка пуговиц, чистка, комплектовка) основного цеха. С 1 декабря 1942 года появился подготовительный цех на базе склада сырья.

Швейники из города Николаева, что на Украине, во время эвакуации вывезли с собой большое количество запасных частей, которые по распоряжению Обллегпрома передали различным фабрикам Новосибирской области. Позже это решение во многом затруднило работу предприятия, но слесари наловчились производить некоторые запчасти на токарном станке, находящемся в распоряжении фабрики на новом месте, а другие запасные части, часто переплачивая, заказывали на различных предприятиях нашего рабочего посёлка, а затем и городка, а также и области.

Вместе с оборудованием в  посёлок болотное прибыл административно-технический персонал и часть швей. Руководил фабрикой Аненков Александр Михайлович. Он сразу приступил к налаживанию производства, но вскоре ушел добровольцем на фронт, где, по одним сведениям погиб, а по другим – пропал без вести. Его заменила Аранович Цилия Осиповна, до этого работавшая главным инженером. Партийную организацию во время войны возглавляла Мокроусова К.

Добровольцами вместе с секретарём комсомольской организации Дусей Лушиной ушли на фронт ее лучшие подруги Валя Шелковникова и В. Концевая. Чудом сохранилась часть текста одного письма: «Я сейчас далеко от вас, - писала с полей сражений Шелковникова Валя, - но цель у нас одна – разгромить немецких фашистов. Я в действующей армии, где выполняю почётную задачу медсестры. Заверяю, что оправдаю доверие: не пожалею сил для спасения жизни бойцов. А вы, девушки, трудитесь по-стахановски, давайте больше хорошей продукции фронту и стране. Своим самоотверженным трудом вы куётен победу над врагом. Трудитесь за двоих, за троих. Ожидайте с победой». Ожидание оказалось напрасным, Валя Шелковникова погибла.

Во время работы швеи пели, чтобы не уснуть от тяжёлого двенадцатичасового труда. В войну петь во время швейных операций им разрешалось, а после запретили. Конечно, иным даже и это не помогало, и они засыпали прямо на ходу. Больничные листы выдавались только по серьезным случаям. Прошитый и даже сломанный палец не являлся поводом для бюллетеня. Палец обкладывали тоненькими плашками, перебинтовывали, и швея продолжала трудиться, выполняя облегчённые задания.

Среднесписочное число работающих на нашей фабрике к концу 1942 года достигло четыреста сорок девять человек. При этом мужчин на предприятии числилось всего тридцать семь.

Увольнение производилось только при наличии официальных справок о болезни, перемене места жительства или при вызове работницы-швеи родными, проживающими в другой области. Но даже при таких ограничениях на фабрике отмечалась большая текучесть кадров. Например, в 1942 году прибыло 223 человека, а убыло двести десять. Такое положение сохранялось долгое время. Документы свидетельствуют, что, несмотря на суровые наказания,было много опозданий. По таким случаям дела на швей передавались в суд, который наказывал их денежными штрафами.

Продукцию приезжал принимать из Новосибирска военпред Жадан. Проверка происходила просто: военпред пробовал гимнастёрку на разрыв и часто таким образом выдёргивал рукав. Однажды, осмелев, за изделие заступилась одна из работниц. Она сказала, что по ГОСТУ на один сантиметр положено четыре-пять стежков, вот это-то и необходимо проверять.

В мае 1942 года в восемнадцати километрах от рабочего поселка Болотного, в Алексеевском колхозе организовали подсобное хозяйство фабрики-эвакуантки для обеспечения столовой овощами. Из-за нехватки сельскохозяйственного инвентаря и тягловой силы вести его удалось с большим трудом. На пяти-семи гектарах швейники выращивали необходимые для питания свеклу, картошку, капусту, морковь и прочие овощи. Со временем появились свои коровы, овцы, лошади, образовав маленькое стадо.

Цеха отапливались круглыми печами ("контрамарками"), обшитыми железом снизу доверху. В закройном цехе стояла одна печь, в остальных цехах - по две. Топили печи дровами, которые по договору поставлял Алексеевский колхоз.

Очень хорошо поработали рационализаторы фабрики. Они внедрили за год семь значимых рационализаторских предложений. Например, ввели метод безостановочного раскроя сырья, приспособили машину тридцать первого класса для раскроя мелких деталей в закройном цехе, приспособили настольный вентилятор для перемотки ниток с бабин на катушки, стали использовать крученый тряпичный привод вместо ременного.

В 1944 году план по валовой продукции фабрика выполнила на сто шесть и четыре десятые процента и выдала на гора план по ассортименту. Экономия тканей составила 16961 метр. Экономия по общим заводским расходам вышла аж сто сорок пять и восемь десятых процента.

На общем собрании коллектива было принято решение: не позднее февраля 1945 года открыть при своей фабрике ателье мод; дооборудовать детский сад и сделать его образцовым в районе; расширить механический цех; организовать школу ФЗУ; установить дополнительный агрегат на десять машин.

Государственная швейная фабрика, номер двадцать сгорела в ночь с пятнадцатого на шестнадцатое сентября 1946 года (об этом свидетельствует приказ, номер сто восемь). Данное чрезвычайное происшествие произошло в выходной день, когда почти весь трудовой коллектив швейников вместе с директором предприятия Михайловым Сергеем Григорьевичем, который пользовался у тружеников заслуженным уважением, работал вместе со всеми на уборке картофеля на своём подсобном хозяйстве. Директора, сторожа и начальника охраны судили. Начальника охраны и руководителя от своих должностей освободили, а Скулкина-сторожа осудили на два года.

После пожара швейную фабрику переместили в длинную военную казарму, которая располагалась неподалёку (за стадионом на улице Кирова, рядышком с одноимённым районным Домом культуры), при военкомате, на месте которого в данный момент располагается детский дом. Пошивочный цех в казарме после возведения каменного корпуса стал числиться третьим. В нём шили хлопчатобумажные костюмы.

В 1949 году силами коллектива фабрики построили конвейер на пятьдесят четыре рабочих места, его оборудовали новыми универсальными машинами. Это повысило производительность труда на двадцать процентов.

В январе 1952 года вступил в строй браковочный станок, над которым работали механизаторы фабрики. А в конце первого квартала во всех цехах установили лампы дневного света, при котором легко различать любые расцветки тканей. К тому же по сравнению с обыкновенными лампочками накаливания эти источники света более экономны.

В пятидесятых годах нашей фабрике передали пошивочный цех местного промкомбината. Он стал четвёртым цехом. В нём шили брюки.

В 1955 году пошивочное производство городка Болотное приступило к выполнению почётного заказа: изготовлению курток для добровольцев, уезжающих на освоение целинных и залежных земель.

Год спустя отремонтировали здание: крышу покрыли шифером, стены обшили тёсом, печи выбросили, провели водяное отопление. Затем построили фабричный клуб на двести мест. В строительстве пришёл на выручку директор местной Лесозаготконторы Немкин В.М., который оказал большую помощь в приобретении
круглого леса и пиломатериалов.

Двадцать восьмого октября 1956 года состоялось открытие клуба.  С этого аремени коллектив смог производить культурно-массовые мероприятия, вечера, собрания, как говорится, у себя дома. Постепенно приобретались пианино, баян и другие прочие музыкальные инструменты.


Часть очерка опубликована в книге "Болотнинская быль. Исторический очерк". Новосибирск. Издательский дом "Историческое наследие Сибири", 2014 год.

ПРИМЕЧАНИЕ: на швейной фабрике, которая в данное время носит название «Шанс» в разные годы трудились:

Шелковникова Розалия Ивановна, которая родилась в  русской семье в рабочем посёлке Болотное в 1928 году. Была ученицей отдела масспошива, поступив на предприятие лёгкой промышленности 1 ноября 1944 года. Проживала на улице Березовская, 34.

Таскаев Иван Ефимович, который родился в 1893 году в селе Болотном Ояшинской волости, Томского уезда Томской губернии (ныне город Болотное, Болотнинского района Новосибирской области). Служил в Бурятско-монгольской республике (Кьяхский район). На фабрику пришёл из совхоза П.В.З. 25 мая 1945 года. Проживал на улице Московской, №162.

Газета "Путь Ильича", №1 (6132) от первого января 1980 года, страница два, сообщала в Молниио о том, что двадцать девятого марта 1979 года рабочие швейной фабрики: Емельянов А.И., Кухаренко Т.М., Дворецкий В.А., Рудько А.Г., Краснова Т.М., Блинова Л.П., Качаеа М.Е. завершили личные и пятилетние планы.

Амартандер Генех Шикевич, 1917 года рождения в Польше. Трудился во Львове Украинской ССР Союза Советских Социалистических республик.

Алабузина Ирина Ивановна, родилась в 1909 году в селе Мануйлово Ояшинской волости Томского уезда Томской губернии Российской империи. Приступила к работе пятнадцатого ноября 1941 года. Проживала в рабочем посёлке Болотное на улице Московской, №30.

Волощук Акимовна, которая родилась 2 июня 1925 года в населённом пункте Варламово Болотнинского района Сибирского края Томского округа Советского Союза. Крестьянка приступила к работе с 27 декабря 1942 года швеёй.


Производственный план 1957 года коллектив выполнил на сто целых шесть десятых процента. При этом получили приблизительно полтораста тысяч рублей сверхплановой прибыли.

Одной из проблем коллектива фабрики из года в год являлась большая текучесть кадров. Молодые швеи уходили в декретный отпуск и больше не возвращались на работу. С целью ликвидировать текучесть кадров в 1958 году начали строительство детского сада на двадлцать пять мест. Заложили фундамент из железобетонных блоков, а после того, как вывели первый этаж из шлакоблоков, пришла идея сделать здание в два этажа и тем самым увеличить вместимость. Сама стройка велась  хозяйственным способом (включались внутренние резервы, то есть организовывались суботники), без проекта. В 1959 году детский сад с круглосуточным пребыванием детей принял первых ребятишек.

Пятидесятиместный детский садик не устраивал коллектив фабрики, так как нуждающихся молодых мам было много. Руководство предприятия решило пристроить ещё комнату на группу в двадцать пять человек. В бытность директором Должикова Николая Григорьевича, уже в восьмидесятых годах, построили второй корпус, что позволило обеспечить ребятишек местами полностью.

В 1963 году закончили строительство нового корпуса-пристройки, в котором находились два швейных цеха и столовая на тридцать посадочных мест. В подвальном помещении разместились гардеробная, склад готовой продукции, подготовительный цех и котельная. На первом этаже -бытовые помещения, туалет, комната для женщин, комната для механиков и электрощитовая.