Ниспровержение Голиафа

Томас Твин
                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *

                Содержание Библии многопланово и здесь рассматривается лишь её исторический аспект.
                Все, что описано в ней, случилось, но не все, что случилось, описано.
                Нужна, стало быть, историческая реконструкция, восстанавливающая события во всей их полноте.
                ТО, ЧТО В ИТОГЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, РЕВНИТЕЛЯМ ДОГМ ЧИТАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!!!

                * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *




                ПЕРВЫЙ СОН ЦАРЯ НАВУХОДОНОСОРА

                (отрывок из книги "И АЗ ВОЗДАМ")

                Как прихотливы судьбы мудрецов! Еще вчера их почитали все,
                а нынче жизнь висит на волоске.
                И никакая слава не спасет, когда взбешен воинственный деспOт…

                Владыка видел сон, владыку сон пленил, да вот беда – владыка сон забыл.
                Он приказал его восстановить, чтоб власть свою навеки сохранить.
                Никто не смог тирану угодить, и он велел советников казнить.
                Тут пришел Даниил,
                Саваофа молил,      
                страшну тайну открыл
                и царя удивил.
                Всех простил господин, а его наградил непомерно…


                Таков сюжет о вещем сне забытом и мудрости пророка иудеев.
                Но много тайн осталось нераскрыто. Возьмем, к примеру, гнев царя Халдеев.
                Чем вызвано такое раздраженье? Ведь он потребовал неслыханного дела.
                Меж тем, тиран в сраженьях и в искусстве власти снискал себе заслуженную славу.
                Везде он проявлял благоразумье, достойное великого царя, и много лет
                успешно разрешал бесчисленные затрудненья.
                Непостижим и юный Даниил. То прятался от царских палачей, то сам явился в лагерь Ариоха.
                Посмел войти и к грозному царю, и из дворца вернулся невредимым,
                хотя царя переполняла ярость…

                Все тайны бередят воображенье и требуют немедля разрешенья…


  Итак, вещий сон, гнев царя, поступки Даниила и логика Небес таят в себе немало загадочного. При ближайшем рассмотрении оказывается, что некоторые сюжетные ребусы поддаются расшифровке и открывают дорогу к неожиданной интерпретации второй главы книги Даниила.
  Главным ключом к разгадке послужит одно любопытное совпадение: как раз сейчас, на втором году правления Навуходоносора завершают обучение четыре иудейских юноши (в том числе – Даниил), их представляют царю, и они начинают служить ему*. Новые советники нравятся царю куда больше штатных мудрецов, но официального статуса и постов юноши пока не имеют. Тут и приключается история с вещим сном, которая возносит молодых на вершины имперской канцелярии.

------------------------------------------------------
                *В мае 605 г. до н.э. Навуходоносор вторгся в Заречье и, видимо, тогда увел в плен Даниила,
                Ананию, Мисаила и Азарию. Следовательно, трехлетний срок обучения истекал в 602 году.
                Первый год царствования Навуходоносора в Вавилоне отсчитывали от весны 604 до весны
                603 г.г., а второй с весны 603 по весну 602 г.г.
                Таким образом, весной 602 года, в конце второго года Навуходоносора, иудейские юноши-стажеры были
                представлены царю.      
------------------------------------------------------ 


               
                Лабиринт, возводимый годами, уносится дымом.
                И остается пустыня.
                Федерико Гарсиа Лорка
               
                ГРЯДУЩЕЕ ОБЪЯВЛЕНО. ЗАБУДЬТЕ

  Ядром этой истории является вещий сон царя Навуходоносора: будто жуткий металлический колосс на глиняных ногах рассыпался в прах от одного удара каменной глыбы. Напрасны все труды, богатства и мощь. Мгновенье – и от былого величия не осталось и следа. Воистину, sic transit Gloria mundi!*  Так стоит ли проливать кровь и пот, сокрушая царства и возводя твердыни? Суетой сует называл это Соломон, мудрый владыка ныне бесправных иудеев. А вот его соплеменник Даниил не драматизирует видение. Этот юноша умен не по годам и стремится развеять тягостные думы господина. Он уверяет, что сей сон – пророческий, благоприятный для царя, а символизирует он расцвет и закат Нововавилонской империи. Хотелось бы верить, да трудно взять в толк, почему истукан (символ великой империи по словам Даниила) так безобразен**? И почему он плохо соответствует реальной истории региона?
 
  В самом деле, историю халдейской империи пророк почему-то ведет от Навуходоносора, а не от его знаменитого отца Набопаласара, который правил 20 лет, сокрушил Ассирию, основал Нововавилонское царство и положил начало Х Нововавилонской (халдейской) династии***. Остальные этапы, как чужой наряд,  Даниил еле натягивает на истукана. Вопреки здравому смыслу каждое цельное правление, кроме золотого, представлено группой фрагментов колосса (грудь и руки олицетворяют единое серебряное царство, чрево и бедра изображают медное, голени и ступни - железное [Дан 2:32-33]****). Короткое и бесцветное правление Амель-Мардука Даниил ассоциирует с металлом высокого достоинства (серебром), а деятельного и воинственного Нериглисара приравнивает к меди. Железо (Набонид) и глина (Валтасар) смешиваются у него «через семя человеческое», хотя Валтасар был не родным, а приемным сыном Набонида*****.

------------------------------------------------------
                *«Так проходит слава мира!» (лат)
                **Если цвета, материалы и части тела истукана обозначали исторические периоды жизни
                Нововавилонского царства, тогда пропорции колосса отражали длительность этих периодов. В таком
                случае Навуходоносору привиделся исполинский головастик, голова которого в 10 раз больше
                туловища, а крохотный торс опирается на громадные ступни.
              ***Это лишний раз показывает, что истукан соединяет в себе не империи, династии или цивилизации, а
                последних царей независимого Вавилона. Даниил сам объясняет, что первое («золотое») «царство» -
                это правление Навуходоносора, а не халдейское государство вообще. Значит, и остальные «царства»
                обозначают вавилонских царей и их правление.  Несмотря на все различия, отразившиеся в металлах,
                это все же цари одного государства – Вавилона, что и символизирует цельный истукан. Он и
                рушится полностью, а не по частям - как империя.   
                Другое государство, Мидия, представлено отдельным и тоже цельным объектом – горой. В свою
                очередь империя персов, отделившись от Мидии, становится камнем, а затем и новой горой. 
            ****Единое должно и смотреться единым, а дробное – дробным. Поэтому торс идола, символизирующий три
                цельных царства, должен быть безруким и состоять из трех частей (серебряной, медной и 
                железной). Нижняя часть идола олицетворяет разделенное царство, а потому одна нога должна
                быть железной (несокрушимое царство), а другая - из глины (слабое царство).
          *****По этому поводу среди библеистов до сих пор идут споры, но сам-то рассказчик – Даниил – много раз
               называет Валтасара сыном не Набонида, а Навуходоносора [Дан 5:11, 13, 18, 22].
------------------------------------------------------


   Эффектно выглядит, но неточно отражает будущие события камень, который сокрушил великана. Согласно пророчеству каменная глыба (персидские завоеватели) одним ударом разбивает истукана (нововавилонское царство) в прах, но в действительности Вавилон прекратил свое существование не сразу, а через много лет и поколений. Победитель - царь Кир – сначала даже перенес в захваченный Вавилон столицу своей империи. 200 лет спустя «уничтоженный» город так поразил Александра Македонского, что тот, подобно персам, тоже объявил его столицей своего царства. Спустя еще 200 лет Вавилон захватили парфяне… В целом угасание нововавилонского царства оказалось гораздо продолжительней, чем его создание и процветание, и совсем не похоже на стремительное разрушение*.   

   Не вполне соответствует реальным событиям и пророчество о судьбе персидских завоевателей, которые якобы одолеют всех и установят свое господство навечно («никогда не будут переданы другому народу»). На самом деле «непобедимая» держава уже через 50 лет потерпела поражение в Греции, а еще через 150 лет Александр Македонский сокрушил и захватил Персию. Позднее иранцы восстановили свое могущество и сохраняли его в течение 9 веков. Современникам их господство казалось вечным и непоколебимым, однако, жизненный цикл Персидской империи вполне сравним с расцветом и закатом других великих империй - Ассирийской, Вавилонской, Римской и сильно уступает в продолжительности Египетскому царству**.

   Пышные титулы, которыми Даниил награждает своего господина уже на втором году царствования – «золотая голова», «царь царей», «владыка над всеми сынами человеческими, зверями земными и птицами небесными» - на тот момент не соответствуют реальному статусу молодого царя***. Ведь крупнейшие державы этого региона (Мидия, Лидия и Египет) не подчиняются (и никогда не подчинятся) Навуходоносору, а покорение других окрестных народов - дело будущего и потребует массы сил, жертв и времени. Даже через 10 лет после этих дифирамбов, народы региона дерзко отказывают «царю царей» в союзе и бесчестят его послов****. Неумеренные Данииловы славословия явно несут на себе отпечаток более поздних времен.

------------------------------------------------------
                *Если истукан символизирует последние 70 лет независимого Вавилонского царства, то затем
                «обращенный в прах» Вавилон еще 60 лет сохранял статус столицы.  Потом еще 150 лет в
                городе продолжалась оживленная торгово – хозяйственная жизнь. Библеист А.Опарин сравнивал
                закат Вавилона с таянием снега. Эта метафора куда точнее, чем единомоментное крушение.
                **Теологи часто уверяют, будто всесокрушающим и вечным царством Даниил называл Царство Христа,
                точнее христианскую цивилизацию.
                «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это
                не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять
                вечно» (Даниил 2:44)
                Однако сложилась эта цивилизация не во время жизни предшествующих цивилизаций (как в
                пророчестве), а гораздо позже. Если вести отсчет от христианской империи Константина,
                то это новое (и якобы нерушимое) царство вскоре было разрушено варварами. Впоследствии
                другие цивилизации (турки, арабы, монголы) наносили «непобедимому» царству сокрушительные
                удары и на века порабощали христианские народы.
                Неуместна и претензия христиан на мировое господство («сокрушит и разрушит все царства»),
                так как наряду с ними с давних времен существуют и Индия, и Китай, и мусульмане.
              ***Традиционное обращение к вавилонскому правителю звучало проще: «Царь! Вовеки живи».
           ****«В двенадцатый год царствования…послал Навуходоносор, царь Ассирийский, ко всем живущим в
                Персии и ко всем живущим на западе, к живущим в Киликии и Дамаске, Ливане и Антиливане, и
                ко всем живущим на передней стороне приморья, и ко всем живущим в Самарии и городах ее,
                и за Иорданом до Иерусалима, и Ветани и Хела, и Кадиса и реки Египетской, и Тафны и Рамессы и
                во всей земле Гесемской…Но все обитавшие во всей этой земле презрели слово Ассирийского царя
                Навуходоносора …, потому что они не боялись его, но он был для них, как один из них: они
                отослали от себя его послов ни с чем, в бесчестии. Навуходоносор весьма разгневался
                на всю эту землю и поклялся … мечом своим умертвить всех, живущих в земле Моава, и сынов
                Аммона и всю Иудею, и всех, обитающих в Египте до входа в пределы двух морей».
                (Иудифь 1:1-12)
------------------------------------------------------


     Складывается впечатление, что под маской юного пророка скрывается состарившийся Даниил. Пишет он этот текст спустя примерно 65 лет, уже в годы персидского владычества. К этому времени патриарх достиг почтенного возраста в 80-85 лет, основные события он еще помнит, но некоторые детали стерлись из памяти. То, что случилось при нем (процветание страны при Навуходоносоре, череда правителей, экспансия Ахеменидов, поражение Вавилона), нашло отражение в толковании сна. То, чего Даниил не знал (дальнейшая судьба Вавилона, будущее Персидской империи), намечено осторожно и приблизительно. Так задним числом, через много лет после случившегося на свет вышло «пророчество», якобы предсказавшее и судьбу Вавилона, и торжество Персии. Введенные в заблуждение современники и их потомки дивились «прозорливости» юного пророка, не ведая, что читают записи старца – записи, превозносящие его мудрость и фальсифицирующие те давние события.

     Однако не будем спешить с выводами и продолжим анализ пророчества. Попробуем поставить себя на место молодого царя. Он только начинает свое правление. Впереди сонм угроз, неизвестность, внешние и внутренние враги, напряженный поиск верных решений. Как оградить трон от происков вавилонской знати? Как защитить страну от мидийской и египетской агрессии? Удастся ли подчинить Заречье и усмирить Иудею? Чем успокоить и расположить собственный народ? Неудивительно, что по ночам его одолевают мучительные раздумья. И вот однажды царю снится нечто блистающее, огромное и страшное. Быть может, видение даст ответ на терзающие его сомнения? Так оно и есть, подтверждает смышленый еврейский паренек – это бог Саваоф, Всемогущий бог иудеев, приоткрыл тебе завесу будущего, заглянуть в которое ты так страстно желал. Небесный свет рассеял мрак неизвестности, и лики грядущего обрели ясность. Узнай же, о владыка: твое правление будет успешным, два преемника окажутся слабее тебя, третий станет подобен железу, но затем царство его ослабнет и наступит двоевластие. Из чуждых краев нагрянет недруг, сокрушит Вавилон и навечно установит свое господство. И главное - национальная катастрофа случится из-за неудачного брака «железного» правителя: его сын не унаследует всей несокрушимости отца.

  «Вот теперь тебя хвалю я!» - должно быть, вскричал Навуходоносор и от избытка чувств пал ниц пред Открывателем тайн. Да и как тут не возрадоваться царю царей – ведь будущее предстало перед ним как на ладони! Все мучительные вопросы «разрешились» сами собой, все проблемы «улетучились».

  Еще важнее то, что он, наконец-то, обрел на небесах могущественного покровителя - Саваофа! Разве посмеет теперь царь чем-нибудь ущемить или оскорбить своего божественного патрона? Разве станет он изнурять свой народ возведением величественных дворцов и зданий, прокладкой великолепных дорог, сооружением мостов, рытьем полноводных каналов, реконструкцией древних храмов, если лет через 30-40 все труды обратятся в прах?*  К чему проливать потоки крови, создавая такую недолговечную империю? Стоит ли украшать храмы драгоценными камнями, отливать многотонных золотых идолов, если скоро все сокровища достанутся завоевателю? Зачем укреплять город невиданно мощной стеной и широчайшим рвом, если они не остановят врага? Ведь кто предупрежден, уже вооружен.

  Однако вооруженный знанием будущего царь действует так, словно никакого масштабного предупреждения не получал. Своему высочайшему покровителю он нанесет тяжкое оскорбление, разрушив святой град Иерусалим и личный храм Саваофа. Свою столицу он подвергнет обширной перестройке и полностью преобразит Вавилон. Большую часть жизни Навуходоносор проведет в битвах, создавая могучую империю. Все его проекты грандиозны, все рассчитаны на долгую жизнь в веках и поколениях. Апокалиптические ожидания явно не тревожат великого халдея. Резонно в связи с этим предположить, что пророчество (если таковое действительно было) не произвело на него особого впечатления. То ли не поверил, то ли уловил в словах Даниила что-то иное…

===============================================
  Всевышний не имел отношения к царскому сну
===============================================
Итак, чем дальше мы углубляемся в исследование ниспосланного царю сна, тем больше этот сон озадачивает. В самом деле, иудейский Бог по собственной инициативе открывает грядущее язычнику, злейшему врагу того народа, с которым Бог заключил священный союз. Открывает не для того, чтобы напугать, предостеречь тирана и тем спасти иудеев от репрессий. Напротив, Навуходоносора Бог изображает в виде золотой головы, хотя неблагодарный царь уже приступил к истреблению богоизбранного народа, а впоследствии разрушит Храм Саваофа и священный Иерусалим**.

------------------------------------------------------
                *В действительности многие сооружения проживут еще меньше, поскольку царь строил до
                конца жизни, а Кир захватил Вавилон уже через 23 года после смерти Навуходоносора.
                **До сих пор Всевышний жесточайшим образом наказывал любого, кто самовольно проникал в
                Святая Святых Храма. Страшно представить, какая кара была уготована тому, кто пойдет еще дальше
                и поднимет руку на Дом Бога. Однако, - удивительное дело! - вавилонского Герострата Бог не
                наказывает за злодеяния и даже одобряет их, называя его правление золотым.
------------------------------------------------------


  Старания Господа (и Даниила впридачу) пропадают втуне: царь строит свои планы, не принимая в расчет комплементарное Откровение. И немудрено: в начале правления молодой царь желает знать, что ждет его дальше, после «сего» = сего дня (т.е. свои срочные и среднесрочные перспективы), а вместо этого узнает, что будет после него. Такое послание практической ценности для царя не представляет, ибо полученными сведениями нельзя воспользоваться ни в стратегии, ни в тактике управления страной. Если б Всевышний взаправду помогал халдейскому владыке «узнать помышления сердца своего», Он бы выбрал что-то более актуальное.
 
  Озаботился бы, к примеру, надменным нравом царя. Черта эта до того раздражает Бога, что в дальнейшем Он поразит гордеца безумием на целых 7 лет*. Отчего бы не предостеречь своего протеже заранее? Однако Бог ничего не кажет «золотой голове» о грозящей беде, будто и сам пока не ведает о ней…
Так было ли оно – ненужное послание Небес?

   Аргументация рассказчика проста. Вы сами говорили, что восстановить забытый сон способны только боги. Значит, мне помог Бог, мой Бог. Он тайну создал, Он ее и открыл, чтобы явить свою силу и вооружить знанием царя.
Рассуждая таким образом, Даниил по обыкновению хитрил. Его всемогущему (по мнению иудеев) Богу любые тайны нипочем. Проникнуть мог и в чужие секреты – других богов и людей. (Даниил ведь и сам однажды, защищая Сусанну, проник в помыслы старцев, но он не внушал им эти мысли [Дан 13]! И позже Петр раскрыл тайный обман Анании, но не он сподвиг Ананию на этот обман [Деян 5]) В общем, несмотря на доводы юного пророка, вопрос об источнике сна по-прежнему остается открытым.

  Дополнительные сомненья навевает отношение к посланию Неба (Отправителя по версии Даниила). Бог, видимо, ничуть не ценит Слово, коль не заботится, чтоб получатель его запомнил и сознал. Напротив, Высочайший Адресант стремится все предельно осложнить: шифрует сообщение, дабы адресат его не понял, а затем и вовсе стирает кодограмму из памяти царя. Позднее Бог по просьбе Даниила пересылает ему копию шифровки и дешифрует ее [Дан 2:19], а уж тот пересказывает все царю. Всевышний явно не спешит с посланием. Он как будто колеблется, стоит ли посвящать царя в грядущее. 

                Только усилиями Навуходоносора Божеское Слово вернулось из небытия. Не прояви царь упорства, оно
                благополучно кануло бы в Лету: ну, забылось и забылось….
                Но и потом, несмотря на настойчивость царя, опасности подстерегали вещее Слово на каждом шагу.
                Погиб бы Даниил в неразберихе от рук стражников Ариоха, которые вышли истреблять мудрецов**,
                и пророчество не удалось бы восстановить. Сон утерялся бы и позже - если бы Даниил по собственной
                инициативе не молил Всевышнего***.
                Та же судьба постигла бы Слово, не согласись царь подождать некоторое время – Даниила казнили бы,
                а вместе с ним обезглавили бы всю интеллектуальную элиту империи, ее истинно золотую голову.
                Множество людей погибло бы ни за что. А вместо всего этого Богу достаточно было сразу растолковать
                видение Навуходоносору, прямо во сне…
    
  Зачем же Бог посылал, шифровал, стирал, восстанавливал и расшифровывал информацию, не актуальную для царя и малоценную для Него самого? Ответ напрашивается сам собой: Всевышний ничем таким не занимался.
Хочется думать, что Создатель неба и земли не опускался до сомнительных манипуляций. Богу – богово, а кесарю – кесарево. Пускай земными интригами занимается кесарь Вавилона, а Отец Небесный ведает движением душ и светил.

------------------------------------------------------
                *В тексте сказано «семь времен» [Дан 4:13]
                **«Рассвирепел царь и сильно разгневался на это, и приказал истребить всех мудрецов Вавилонских. Когда
                вышло это повеление, чтобы убивать мудрецов, искали Даниила и товарищей его, чтобы умертвить их»
                (Дан 2 12-13)
                ***Бог показывает будущее нечестивому язычнику Навуходоносору без всяких просьб с его стороны, а
                праведному Даниилу приходится молить своего Бога вместе с 3 товарищами.
------------------------------------------------------


 
  Но ежели Бог Саваоф не насылал виденье, оно перестает быть вещим и сакральным. Разгадывать его, конечно, можно, но для этого сгодятся Фрейд и сонник. Интерпретировать такое Богу не с руки, поэтому толковал сей сон пророк самостоятельно.

  Быть может, Бог хотя бы поделился с ним содержанием царского сна? Ведь именно за это пророк благодарит Его: «Славлю и величаю Тебя, Боже отцов моих, что Ты даровал мне мудрость и силу и открыл мне то, о чем мы молили Тебя; ибо Ты открыл нам дело царя» (Даниил 2:23). Увы, кое-что в поведении пророка заставляет сомневаться и в этом.  Скажите на милость,  почему Даниил заранее был уверен в успехе? Откуда он знал, что Бог его отцов непременно захочет откликнуться на его мольбу? Молодой пророк еще ни разу не получал божественных откровений и не мог наперёд полагаться на Небеса. Тем не менее царю он смело обещает разгадать тайну* . Более того, Даниил убежден, что узна;ет не только содержание, но и смысл видения [Дан 2:16]**. Такая самонадеянность заставляет подозревать, что помимо Бога у пророка был и другой, более предсказуемый информатор.

=============================================
    Видение – результат сговора царя и Даниила
=============================================
Обнаружить его помогает «самоубийственная» активность Даниила. В напряженной обстановке репрессий, рискуя подвернуться под руку карателям, он заявился к Навуходоносору. Ни меча Ариоха, ни гнева царя не побоялся, значит, карающий указ на него не распространялся и ввязываться в рискованное предприятие было незачем***. Разумнее всего было бы отсидеться в своих покоях под защитой Асфеназа и Амелсара и дождаться окончания «акции». Тем не менее, Даниил доводами рассудка пренебрег и смело пошел на рожон. Явился к царю лично, без Ариоха и обещал представить даже не содержание, а сразу толкование сна, как будто само видение не составляло тайны ни для него, ни для его господина.

------------------------------------------------------
                *Если он заранее так уверен в благосклонности Господа, то почему подключает к молитве товарищей?
                В дальнейшем он обходился своими силами.
                Если же такая «подстраховка» свидетельствует о неуверенности, то почему обещал царю открыть тайну?
                **Штатные толкователи все время говорят царю о значении (смысле) сна, ибо этим они всегда и
                занимались.
                Они так привыкли. Но почему о смысле (вместо содержания) говорит и непрофессионал Даниил?
                Он как будто заранее знает, что восстановленный сон потребует расшифровки. А ведь Бог
                мог во сне говорить с царем прямо, без иносказания, как, например, с Иосифом: «Ангел Господень
                явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо
                родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он
                спасет людей Своих от грехов их» (Матф 1 19-20)
                «Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: стань, возьми Младенца и Матерь Его
                и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (Матф 2 19-20)
              ***Целый ряд деталей указывает на то, что приказ об истреблении непослушных советников не имел
                отношения к Даниилу:
                •  Он не был на совещании царя с волхвами.
                •  Он слишком молод для статуса мудреца.
                •  Его ищут, чтобы убить вместе с прочими мудрецами, а он безбоязненно обращается к начальнику
                телохранителей, который  уже «вышел убивать мудрецов вавилонских».  Ариох не хватает
                дерзкого, а послушно отвечает на его вопросы.
                •  После разговора начальник стражи не вяжет Даниила, а отпускает его к царю, т.е. Ариох не
                страшится того, что не исполнил приказ царя.
                •  Даниил по собственной воле идет прямо в логово зверя - к разгневанному царю. Тот выслушивает
                его соображения и соглашается повременить с казнью.
------------------------------------------------------

  Зачем же многоумный Даниил так рисковал? Наверное, потому, что в действительности бояться ему было нечего. Самую трудную часть задания – «забытое» видение – царь и его советник, вероятно, подготовили заранее, дабы приструнить обнаглевших советников. Чтобы разгадка тайны показалась чудом, Даниил сослался на милость Всевышнего, который якобы наслал на царя вещий сон, а затем открыл его тайну юному пророку.

                Косвенное подтверждение того, что Даниил не восстанавливал забытый сон царя, можно найти в
                четвертой главе. В ней повествуется о том, как спустя годы, правитель вновь увидал вещий сон,
                но на сей раз не забыл его, а подробно пересказал Даниилу и велел растолковать увиденное. И это
                после безошибочного восстановления Даниилом первого (забытого) видения!? Разве стал бы
                владыка пересказывать сон тому, кто способен отгадать его самостоятельно? Разве не
                воспользовался бы прекрасным шансом проверить возможности придворного экстрасенса?
                Любопытно и другое. Зная, что Даниил способен предвидеть будущее, никто – ни Навуходоносор,
                ни его преемники, ни вельможи - не обращается к пророку с вопросами о собственной судьбе.
                После смерти Навуходоносора он совершенно не востребован и пребывает в полном забвении вплоть
                до крушения Х династии.




                Тьмы низких истин мне дороже
                Нас возвышающий обман.
                А. Пушкин



                ПЛАН: ПРОВОКАЦИЯ И РЕФОРМАЦИЯ

  Известно, что вавилонская элита была недовольна воцарением сына Набопаласара*. В 605 г. до н.э., когда армия возводила на престол халдея Навуходоносора, вавилонская знать не скрывала раздражения. Хотелось видеть на троне своего, коренного вавилонянина, разумеющего не только в тонкостях войны, но и в искусстве приумножения капитала. Финансовые магнаты и жречество выражали неудовольствие, но не смели открыто выступать против победителя при Каркемыше. Навуходоносора короновали, но он запомнил предубеждение столичной элиты. Предстояли новые битвы, походы и завоевания, поэтому верховный главнокомандующий остро нуждался в преданной администрации, на которую можно оставить страну и столицу. Надо думать, молодой энергичный правитель активно занимался ротацией кадров, и стычка с мудрецами была лишь эпизодом в этой кампании.

=================================
Цель операции – ротация элит
=================================
 Выдающийся полководец, он и в коридорах власти действовал, как на поле боя – решительно и изобретательно. Неприятеля следует ошеломить, продемонстрировать собственное превосходство и, воспользовавшись смятением противника, захватить его командные высоты. Потом можно сменить гнев на милость и отвести деморализованного врага в уготованное ему стойло. (Как говаривал, бывало, бог иудеев: «За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой» (4 Цар 19:28))

  Важно подобрать номенклатуре таких начальников, которые не предадут и не дрогнут в трудную минуту. Вот, кстати, молодые иудейские князья - они уже освоили аккадский язык**  и дворцовые премудрости, ума и находчивости им не занимать – пускай-ка займутся расчисткой авгиевых конюшен имперской канцелярии***.

   Конечно, внедрить в «аппарат» эти инородные, но весьма аппетитные тела будет совсем не просто. Имперская бюрократия придет в бешенство, когда получит начальников из числа пленных инородцев, у которых еще молоко на губах не обсохло. Придется пойти на хитрость и наглядно продемонстрировать им превосходство младости над опытом…

------------------------------------------------------
                *В.А.Белявский. Вавилон легендарный и Вавилон исторический.
                **«И сказал царь Асфеназу, начальнику евнухов своих, чтобы он из сынов Израилевых, из рода царского и
                княжеского, привел отроков, … годных служить в чертогах царских, и чтобы научил их книгам и языку
                Халдейскому» (Даниил 1 3-4).
                Арамейским наречием иудейская знать и так владела, поэтому учить арамейскому молодых иудейских
                князей не требовалось. Халдейские (здесь – жреческие) книги писались по-аккадски. Значит,
                для службы во дворце Даниила и его товарищей учили аккадскому языку.
               ***Все эти назначенцы не имеют корней и связей в правящей элите. Они исповедуют чуждую веру и не
                поклоняются богам метрополии. Они являются пленниками царя и полностью зависят от его
                расположения. Поэтому Навуходоносор справедливо рассчитывал на безоговорочную преданность новой
                команды.
------------------------------------------------------

   Так созревал план выдвижения на высшие административные должности молодых протеже Навуходоносора. Согласно плану когорту седобородых умников надлежало поставить перед неразрешимой задачей, которую с блеском решит безусый новичок-иноземец. Надменные мудрецы будут посрамлены и вынуждены подчиниться торжествующему победителю.

   Чтобы старые пройдохи не догадались о сговоре, Навуходоносор должен притвориться, что не знаком с Даниилом*. Пусть Ариох рыщет по стране, отыскивая добровольцев, готовых взяться за решение царской загадки. «Совершенно случайно» услышит о ней молодой иудей, которого Ариох представит царю при большом скоплении придворных и советников. Просто какой-то пленный иудей, один из многих. Чтобы ему поверили, Даниил припишет все заслуги могуществу своего божества – ему, дескать, помогает иудейский бог, которому ведомы любые тайны…

   Тогда жители империи зададутся вопросом, почему же свои, многочисленные вавилонские божества не подсказали ученым, теологам, магам, звездочетам и жрецам разгадку этой тайны? Выходит, иудейский бог сильнее всего имперского пантеона?
   Такие настроения помогли бы царю решить еще одну важную задачу – провести реформу в сфере религии и потеснить местных жрецов.
 
------------------------------------------------------
                *Даниил расспрашивал Ариоха о грозном повелении царя. Следовательно, на первой встрече
                Навуходоносора с мудрецами (когда царь велел им отгадать свой сон) пророк не присутствовал.
                И это тот, кого властелин считал в десять раз умнее остальных! Конечно, царь не
                пригласил его на совещание не оттого, что забыл о нем. Просто не хотел афишировать
                их знакомство раньше времени.
------------------------------------------------------




                Уснуть и видеть сны…
                Какие сны в том смертном сне приснятся?
                Шекспир. Гамлет


                ИСПОЛНЕНИЕ: ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ

  Кое-что из задуманного воплотить удалось, но не обошлось и без осечки.
Вспомним, как странно повел себя Навуходоносор во время конфликта с мудрецами. Они были в руках царя, и при желании он мог покончить с ними на месте. Вместо этого разъяренный владыка сначала прогоняет советников, а затем велит искать их и рубить. «Расстрельный» приказ оглашают, и мудрецы, естественно, прячутся. Теперь ликвидировать их будет гораздо труднее. По-видимому, царь намеренно затягивал экзекуцию: он лишь пугал, но вовсе не собирался казнить мудрецов. Понять его резоны нетрудно: массовое истребление вызовет волнения, а страна, которая разом лишится своей интеллектуальной элиты, станет неуправляемой.

  Надо принять во внимание и явную неадекватность царских угроз. Любому жителю страны было ясно, что восстановить чужой сон невозможно, раз он бесследно забыт. Как говорится, трудно найти черную кошку в темной комнате, если ее там нет. Навуходоносор тоже понимал, что требовать невозможного - значит возбуждать в подданных справедливое негодование. А уж казнить умнейших людей государства из-за улетучившегося сна – это вопиющее самодурство и деспотизм.

  Поэтому царь, конечно, не собирался доводить конфликт до крайности. Мудрецов следовало лишь ошеломить и заставить молиться своим идолам. Пускай-ка их кумиры помогут им решить царскую задачу. Когда жрецы распишутся в собственном бессилии и бессилии своих богов, на сцене появится юный пророк иудеев и с помощью Саваофа совершит невозможное. Советники будут посрамлены и заменены на команду Даниила, жрецы традиционного пантеона примут в свои ряды иудейских священников, а главным богом империи станет Всемогущий Саваоф*.

========================
Осечка и ее устранение
========================
Так, вероятно, замышлялось, но наперекор собственным планам великий монарх вдруг обострил противостояние до предела. Причина тому - отнюдь не бессилие советников: ведь Навуходоносор понимал, что требует от них невозможного**.

  Так что же, если не бессилие мудрецов, вывело Навуходоносора из себя? Думается, молодого царя взбесили спесь и саботаж придворных. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить сцену конфликта. Царь обращается ко всем тайноведцам, гадателям, чародеям и Халдеям, но отвечают ему от имени присутствующих Халдеи (так в данном контексте автор книги, вероятно, называет вавилонских жрецов). Отвечают по-арамейски, вопреки дворцовому этикету***. На этом наречии говорили в народе, и оно постепенно проникало во все сословия, но в те времена вавилонская знать еще изъяснялась по-аккадски - на языке коренного населения страны. По-аккадски должны были обращаться к царю и жрецы. Нарушая протокол, ученые люди тем самым как бы снисходили к необразованности новоиспеченного царя-солдафона и подчеркивали дистанцию между коренными жителями (вавилонянами) и пришлым народом (халдеями). 

------------------------------------------------------
                *Нечто подобное после смерти Навуходоносора пытался делать очередной царь Набонид в отношении
                бога Сина.
                **В дальнейшем тот же Навуходоносор и его сын Валтасар в сходной ситуации поведут себя гораздо
                умереннее.
                Первый поставит советникам куда более простую задачу – растолковать второй (известный им!) сон царя.
                Мудрецы вновь оплошают, но на этот раз Навуходоносор не разгневается и не покарает их.
                Кудесников царя Валтасара поставят в тупик загадочные слова «Мене,текел, упарсин», но Валтасар
                не накажет их.
              ***Жрецы не просто отвечают, а отвечают по-арамейски! Это особо отмечено в рассказе, а значит,
                является отклонением от нормы. Если бы совещания во дворце всегда проходили на арамейском,
                если бы арамейское наречие считалось там нормой, Даниил не стал бы это оговаривать.
------------------------------------------------------


  Кроме плохо скрытого пренебрежения, царь уловил и сопротивление гостей: гадатели даже не пытаются гадать, жрецы не взывают к богам, вместо этого они сразу объявляют задачу невыполнимой.

  Однако окончательно выводит царя из равновесия демонстративно-издевательское упорство волхвов. Словно не слыша, как царь дважды (!) поясняет, что забыл сон, они раз за разом просят Навуходоносора все-ж-таки пересказать им этот сон. Напоследок жрецы снисходительно растолковывают недалекому правителю, что «ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного ни от какого тайноведца, гадателя и Халдея». Наверное, строптивые мудрецы ожидали, что молодой царь отступит. Плохо же они знали нового владыку! Монарх взрывается и выгоняет сановников из дворца, а затем разворачивает масштабную кампанию по радикальной чистке кадров (вроде избиения опытных чиновников хунвейбинами в Китае при Мао Цзе Дуне).

   Такого внепланового обострения не ожидал и «соавтор» царя Даниил. На всякий случай он с товарищами прячется и пытается разобраться в ситуации. О его растерянности свидетельствует то, что Даниил не сразу отправляется к царю. Сначала он пробирается к Ариоху и расспрашивает его о причинах чрезмерной суровости указа*. Как только ситуация проясняется, он сразу берется за восстановление нарушенного сценария.

  Согласно плану Даниил не должен был самовольно появляться у царя. В нужный момент его торжественно ввел бы во дворец Ариох. Однако, вспышка царя грозит сорвать тонко задуманную интригу и надо немедля спасать положение**.
  Юноша тайно проникает в царские покои и убеждает царя остановить репрессии, вернуться к намеченному плану, а главное – срочно приставить к Даниилу охрану, чтобы его не зарезали до наступления следующего, торжественного дня .
Наутро Даниил вновь явился во дворец и при всех «открыл» царю тайну вещего сна. Все видели, как изумленный правитель склонился перед прытким молокососом, отдавая дань его богу, но мало кто догадался о срежиссированности этого представления.

------------------------------------------------------
                *«и спросил Ариоха, сильного при царе: `почему такое грозное повеление от царя?' Тогда
                Ариох рассказал все дело Даниилу» (Даниил 2 15)
                В «расстрельном» приказе царя наверняка что-то говорилось о вине проштрафившихся мудрецов – «не
                разгадали, не помогли и т.п.». За это и казнить. Что же непонятно Даниилу? Его удивляет не
                само повеление (которого он ожидал), а его «градус» (более грозное, чем планировалось).
                **На активные действия Даниила могла толкать не только забота об интриге, но и элементарный инстинкт
                самосохранения. Ведь какие-то недоброжелатели (а совсем не Ариох!) прицельно «искали Даниила и
                товарищей его, чтобы умертвить их» (Дан 2 13). Кто же они? Возможно, некие придворные все
                же прознали или догадались о сговоре царя с Даниилом и под шумок пытались расправиться с
                ключевыми игроками царской партии. Со своей стороны, политики «новой волны» (данииловцы),
                наверное, стремились ликвидировать наиболее строптивых оппонентов. 
                ***Понятно, что вначале Даниил прятался от убийц не дома, а в каком-то укромном месте (иначе его бы не
                искали, а сразу обнаружили). Однако, из дворца он безбоязненно пошел домой и там провел
                всю ночь в молитвах. Значит, после разговора с царем Даниил уже не опасался убийц. Вероятно,
                потому, что выговорил себе охрану.
------------------------------------------------------


                Некоторые детали указывают на то, что оглашение содержания сна проходило в торжественной обстановке
                в присутствии многочисленных придворных.
                Первый раз для разговора с царем тет-а-тет Даниил запросто вошел во дворец безо всяких церемоний и
                посредников, теперь же его вводит к царю начальник стражи.  Даниил сам просил об этом Ариоха, и
                его желание понятно: Ариох нужен Даниилу для того, чтобы собрать всех к царю.
                На приеме во дворце начальник стражи действует как по-писаному.
                Он представляет Даниила как безвестного иудея, хотя царь прекрасно знает юношу. Следовательно,
                представление рассчитано на посторонних.
                Ариох не называет имени Даниила и заявляет, что нашел его среди пленных сынов иудейских. Такое
                заявление явно рассчитано на чужих, поскольку никто юношу-толкователя не искал. Накануне
                Даниил сам побывал у Навуходоносора и вызвался растолковать сон.
                Царь эту игру поддерживает и делает вид, что не знаком с Даниилом. Он, например, ни разу
                не называет Даниила по имени. В других ситуациях Навуходоносор часто обращается к Даниилу и его
                товарищам по имени. Так же поступают Кир, Дарий и Валтасар*.
                Кроме того, в этом эпизоде владыка говорит не «твой», а «ваш» Бог. Дескать, Даниил всего лишь один
                из иудеев.
                Впоследствии Навуходоносор и все другие цари будут говорить Даниилу «твой» Бог.
                В финале Навуходоносор склоняется до земли перед Даниилом (но не его божеством!), хотя разгадку
                тайны через Даниила поведал ему Бог. Ни до, ни после царь никому не оказывал таких почестей.
                Другие цари - Кир, Дарий, Валтасар – тоже гораздо умереннее выражали свое почтение. Такие
                театральные жесты Навуходоносора явно рассчитаны на зрителей.

  Именно на зрителей рассчитаны и пышные славословия в честь даниилова Бога («Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей»): слишком быстро – из-за одной открытой тайны - Навуходоносор признает превосходство Саваофа над всеми богами и царями. Властелин явно спешит вернуть действо, нарушенное его вспышкой, в русло задуманного сценария. Получается эффектно, но не очень убедительно. Вот если бы во всех храмах прошли молебны и гадания о тайне царского сна и все они оказались безрезультатны…. Если бы весь народ, как во времена борьбы Илии с пророками Вааловыми**, своими глазами увидал несостоятельность древних кумиров…

  После панегирика в честь Бога богов можно было ожидать, что потрясенный владыка халдеев (если он действительно был потрясен) обратится в иудейскую веру или хотя бы воздаст Саваофу особые почести, принесет обильные дары и жертвы, оградит Его культ от недоброжелателей… Вскоре Навуходоносор действительно вводит новый культ (золотого истукана), но он не имеет никакого отношения к Саваофу. Напротив, на церемонии поклонения истукану выясняется, что мощь Саваофа ничуть не впечатлила Навуходоносора. Своим богом он по-прежнему называет Ваала и много лет спустя Всевышнему придется напоминать о себе самыми жесткими мерами вроде гласа с Небес, лишения разума и отрешения царя от власти***.

  Все это лишний раз подтверждает гипотезу о предварительном сговоре: на деле никакого потрясения царь не испытал и священного трепета перед мощью Саваофа не преисполнился просто оттого, что сам написал сценарий и с помощью Даниила осуществил постановку этого спектакля.

Вышеизложенная гипотеза, разумеется, остается лишь гипотезой – одной из возможных версий реальных событий. На ее примере мы хотели показать, что все случившееся могло иметь вполне земную, естественную подоплеку.

------------------------------------------------------
            *Царь Навуходоносор: «с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите…?» (Дан 3:14)
             «Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар… Валтасар, глава мудрецов! я знаю, что в тебе
               дух святого Бога…» (Дан 4:5-6)
              Царь Валтасар: «ты ли Даниил, один из пленных сынов Иудейских…?» (Дан 5:13)
              Царь Дарий: «Даниил, раб Бога живого!» (Дан 6:20)
              Царь Кир: «и сказал: целы ли печати, Даниил? Он сказал: целы, царь» (Дан 14:17)
             «велик Ты, Господь Бог Даниилов…» (Дан 14:41)
         **Илия предложил пророкам Ваала: «Призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего.
             Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо,
             [пусть будет так].» (3-я Царств 18:24 )
      ***Отрокам Седраху, Мисаху и Авденаго царь заявляет, что никакой Саваоф не спасет их от царской немилости.
             О Данииле говорит: «которому имя было Валтасар, по имени бога моего,…» (Дан 4:5)
             Обращается же он к Саваофу только после тяжелейшего испытания…
             Все эти факты доказывают, что к иудейскому божеству вавилонский царь относился прохладно, чудесами его
             не впечатлялся и кумиров ему не ставил.
             Нет ничего удивительного в том, что Навуходоносор не стал укреплять культ Саваофа: из-за вспышки царя
             задуманное состязание богов не состоялось и превосходство иудейского Бога над остальными оказалось
             не таким наглядным, как хотелось царю. На деле противостояние свелось к состязанию мудрецов с
             Даниилом. 
------------------------------------------------------


(полную версию книги "И АЗ ВОЗДАМ" см. на сайте tomastwin.wix.com/history)