Человек в лодене

Андрей Шухов
И только я подумал, что давно уже не видел никого в лодене…

Но сначала – что такое лоден. Это шинель. Но не простая шинель – офицерская, из дорогого темно-зеленого сукна, с непременными прорезями для шпаги. Крой лодена не меняется со времен Франца-Иосифа. Удовольствие это не из дешевых, потому что шьют эти шинели на нескольких фабричках в маленьких альпийских городках, вручную, а отборную шерсть мериносов покупают за границей. Зато нет способа более убедительного продемонстрировать приверженность консервативным ценностям и национальным корням. Не зная ничего этого, я купил лоден промозглым октябрьским днем, это была едва ли не первая покупка в Вене (накануне прилетел из теплых краев и был не по-венски экипирован), и спустя пятнадцать лет мой лоден выглядит так, будто вчера только и был пошит. Впрочем, большую часть времени он проводит в шкафу.   

… как господин в лодене был явлен нам во всей красе.

***

По вагону электрички ходил африканец. Просил купить у него пачку салфеток: работы нет, надо кормить семью, маленький ребенок (сообщала приложенная к пачке открытка). Мы с сыном купили.

Когда африканец вышел, над нами навис господин в лодене.  Из-за таких…таких… (господин трясся в ярости и не находил нужных слов), как мы… сюда и лезут всякие эти… эти… Долг всех ответственных граждан – проявлять твердость и никаких денег этим не давать, и тогда они и лезть сюда не будут, но такие, как мы…

Я встал (что можно было одновременно расценить как жест избыточной вежливости, либо приуготовление к мордобою).

- Моя мама запрещает мне заговаривать с незнакомцами, - сказал я со страшным акцентом, с каким в местном кино разговаривают сербские и русские гангстеры.

Акцент сделал свое дело. Господин в лодене вспомнил, что ему выходить на ближайшей станции. Попутчики вспомнили, что не дочитали что-то в бесплатной газете, и погрузились в чтение. Дальше ехали в тишине.

***

Аллеи парка в Обер-Доблинге блестели под дождем. Спрятались под козырьком цветочного павильона.

- Что это было? – спросил сын.

- Попытка остаться на светлой стороне луны, - ответил я.