Профессия - Психолог

Елена Тимошенко-Седьмая
Кто такой психолог в современном мире? Этот вопрос, я задавала себе еще, будучи  студенткой Омского Государственного Педагогического Университета. Обучаясь на кафедре педагогики и психологии, окунаясь с головой в труды Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева и многих других известных педагогов-психологов, чей вклад в советскую, а теперь уже российскую науку неоспорим. Психолог-  этот тот человек, который всегда поможет выйти из трудной ситуации и решить любую проблему. Укажет путь, как найти себя, понять и принять, повысить самооценку, убрать страхи и многие другие противоречия с которыми сталкивается человек.
Современная жизнь скоротечна, мы проживаем ее не замечая многих деталей, не всегда обращая внимание на должное. Но жизнь состоит из мелочей, однажды остановишься и вспомнишь - улыбки, обрывки фраз, эмоции, ощущения.... Быть внимательной к людям - мое жизненное кредо. Работая в лицее-интернате для одаренных детей, понимаю, насколько важно быть внимательной к детям, чьи способности, словно маленькие ростки уже проклевываются. И к педагогам, которым важно разглядеть и направить в нужную сторону ребят и не ошибиться. И к родителям, дать им вовремя подсказку, чтобы дали окрепнуть подростку и поддержали его увлечения. Подростки неустойчивы в своих начинаниях. Непостоянны в своих стремлениях, не всегда доводят начатое до конца. Этот возраст характеризуется повышенной любознательностью и не всегда бывает просто его понять. Еще не взрослый, но уже и не ребенок. Многие дети в этом возрасте открывают самих себя, становятся личностями. Мальчики проявляют тенденцию собираться в группы и иметь широкую сеть дружеских отношений, в то время, как девочки предпочитают дружеские контакты с одной или двумя подругами. В дружеском общении девочки более откровенны, больше доверяют подругам, предпочитают более интенсивное взаимодействие. Мальчики больше беспокоятся о своем статусном положении в группе, девочки - о характере взаимоотношений. Новообразования подросткового возраста характеризуются чувством взрослости и ориентированы на интимно-личностное общение. Поэтому, когда взволнованный родитель беспокоится по поводу пропусков учебных занятий и не пользуется должным авторитетом у своего ребенка, на помощь снова приходит психолог.
Психологические занятия отличаются от занятий с другими педагогами. Здесь подростки могут раскрепоститься, поделиться своими впечатлениями, рассказать о первой влюбленности, выплеснуть весь спектр эмоций: от доброго и радостного до грустного и сердитого. Они растут у нас на глазах, развиваются, взрослеют. И каждое мгновение подростки разные: общительные, замкнутые, импульсивные, агрессивные, тревожные, гиперактивные, любознательные. У каждого свой темперамент, характер, свои "плюсы" и "минусы". Но родителям, очень хочется чтобы все они выросли хорошими, умными, преуспевающими в жизни людьми, преумножив наши достижения и избежав наших ошибок. Они не могут понять откуда берется подростковая ложь, недоверие и скрытность, жестокость и непослушание. Родители в испуге, что эти признаки "первые ласточки" предвестники дурного характера, которые в последствие могут осложнить их детям жизнь. Как помочь подростку, какие меры следует принять, чтобы победить лень, грубость, лживость и недоверие? Этот вопрос, так или иначе задают себе родители столкнувшись с огорчениями и трудностями в воспитании подростка. Но прежде чем "бороться" и "противостоять", попробуйте разобраться в истоках и причинах такого поведения. Как же понять ребенка? Заглянуть в этот мир? Способ только один: слушать, слышать, общаться, любить и проводить все свободное время с ним. Дети любят и ждут от нас взрослых только одного - взаимности и тепла. Вы - тот мир, в котором сосредоточены все детские надежды и чувства.
Моим жизненным постулатом является правило: информация не бывает лишней, бывает нехватка информации. Поэтому, стараюсь своевременно оказывать подросткам соответствующую психологическую поддержку. На практике в детском доме, я поняла, что хочу работать именно с подростками, когда они еще только стоят на пороге взрослой жизни и им необходима грамотная поддержка и квалифицированная помощь. Старшеклассникам бывает сложно определиться с выбором профессии, при диагностировании выявляются наклонности, способности, и возможности успеха в той или иной области. Являясь педагогом-психологом образовательного учреждения, я формирую у подростков психологическую культуру и умения справляться со своими негативными эмоциями. Надеюсь, что в моей психологической практике, было, есть и будет бесконечное число подростков, педагогов, родителей, чье психологическое здоровье всегда в норме и не вызовет опасений у окружающих.
Самое страшное для любого профессионала, на мой взгляд - это стоять на одном месте. А для учителя, педагога - это равносильно смерти, пока мы учимся - мы живем. Поэтому, я регулярно занимаюсь самообразованием, самосовершенствованием, саморазвитием. Моими достижениями стали сертификаты и свидетельства выданные Всероссийским журналом "Дошкольник", за внесение всеобщего вклада в российское образование; Диплом лауреата 16 международной научно-практической конференции -  Социальная работа с молодежью: "Психологические и социально-педагогические аспекты"; Сертификат участника психологического тренинга "Эффективный руководитель ресурсы и возможности"; публикации в научных журналах: "Экономика. Государство. Общество", "Муниципальное управление". Публикации психологических статей "Компьютерная зависимость", "Алкоголь и подросток", "Тянитесь к прекрасному", "Нравственно-половое воспитание подростка", "Отсутствие воспитания или взгляд со стороны" и многие другие.  Свою педагогическая концепцию я основываю на индивидуальном подходе к каждому подростку, ориентируясь, прежде всего, на его темперамент, потребности и возможности. Наблюдая за подростками, диагностируя и беседуя, многое узнаю, с одной лишь целью - не навреди, исцели и помоги этому ребенку. Вырабатывая таким образом план индивидуальных занятий, план развития подростка. Реализация этого плана позволяет в каждом выпускнике увидеть проявившиеся плоды педагогического труда. Помочь подростку понять кто есть кто, понять себя - свои мотивы и желания, научить его анализировать и самостоятельно мыслить. И если это удается, я понимаю, что не зря тружусь, привнося свой  небольшой вклад в профессию психолога!
Автор: педагог-психолог Е.Н. Тимошенко.
март 2015г.