Китайские шашки

Александр Викторович Зайцев
Нет, всё-таки, классика есть классика, поэтому когда Ванька предложил сыграть в шашки, я изрёк чичиковское «Давненько не брал я в руки шашек!» и, потирая руки, пошёл в комнату.

Однако на столе вместо привычной доски и пластмассовых кругляшек белого и чёрного цвета стояла микроскопическая коробочка, поверх которой в шашечном порядке лежали маленькие квадратики цветной бумаги. Белые и синие. Белые были для красоты украшены звёздочками, нарисованными шариковой ручкой, а на синих звёзд не наблюдалось.

- Это мы на трудах делали! – гордо сообщило рыжее существо, больше похожее на мультяшного Нафаню, чем на третьеклассника.

«А ведь ещё февраль… - подумалось мне, глядя на его зимнюю рыжесть. – То-то весной его солнышко изукрасит».

Ванька тем временем успел поставить поближе к столу стул, а сам разместился на кровати.

- Ходи! – голос его уже дрожал от нетерпения.

Ходи… Как тут ходить, когда вся «доска» - это четыре склееных спичечных коробка, а сверху них располагалось игровое поле из переплетёных полосок, которые и давали белые и чёрные квадратики размером чуть больше тетрадочной клетки.
Уцепить «шашку» ногтями мне не удалось. Пришлось облизнуть подушечку пальца, чтобы поднять крайнюю левую шашку для первого хода. Однако, кроме неё, к пальцу прилипли ещё две моих и одна Ванькина шашка. Пришлось общими усилиями отскребать их от пальца и укладывать на место. Это тоже, надо сказать, заняло определённое время, а первый ход так и не был сделан.
 
Попытка передвигать «шашки» карандашами тоже потерпела полное и безоговорочное фиаско, поскольку бумажные «шашки» обоих цветов так и норовили забраться в непроклеенные щели между квадратиками доски. Вытаскивание же их обратно заканчивалось, как правило, шевелением всего устройства из коробков, отчего остальные «шашки» ходили сами, а потому - куда им вздумается.

Пока я чесал затылок, Ванька извлёк из пенала ещё два карандаша и протянул один мне.

Орудуя карандашами, словно пинцетом, я сделал первый ход. Ванька ответил. Я сходил снова. Игра началась.

Ко второй партии мы оба уже довольно бодро орудовали карандашами, словно китайцы за завтраком, двигая свои «шашки» вперёд, наращивая темп сражения. А ведь китайцы правы: держать карандаши так, как они держат во время еды, очень удобно. Вот что значит тысячелетняя история! Впрочем, мы с Ванькой додумались до этого за десять минут. Вы можете меня упрекнуть, что я-де воспользовался чужим опытом, но первым китайский приём применил не я. А Ванька хоть и знает кто такие китайцы, но об их кулинарных изысках не имеет пока никакого представления.

Надо признать, что для третьеклассника, вооружённого двумя - красным и зелёным - карандашами, Ванька сражался неплохо, а потому вторую партию я решил ему проиграть. Радости его не было предела, и он тут же, орудуя карандашами, с быстротой молнии расставил шашки для третьей партии. Кто сейчас победит, тот и победитель турнира!

А вот это уже в мои планы не входило. Заинтересовать парня, подстегнуть, придать ему уверенности было, конечно, нужно, но вот проиграть первый турнир – это позволить усомниться во мне. Нет, Ванька, эта партия останется за мной. Будут ещё у тебя победы, а пока учись думать.

События развивались предсказуемо. Одна моя «шашка» стояла уже в шаге от дамки, придерживаемая пока в качестве резерва, остальные расположились почти в линию, не пуская Ванькины на свою половину поля. Ребёнок вертелся на кровати, чесал карандашом за ухом, но выхода найти не мог: любой его ход привёл бы только к тому, что одна, а то и две «шашки» были бы съедены. Чем дольше думал Ванька, тем сильнее пыхтел, не желая признавать поражения. Но надо отдать ему должное: видя, что шансов у него нет, что все его шашки сейчас сгорят одна за другой, он готов был сдаться. Но для того, чтобы признать поражение, нужно ведь ещё собраться с духом. А потому Ванька глубоко вдохнул. А потом выдохнул…

Все белые и синие бумажные квадратики «шашек», остававшиеся ещё на «доске» повинуясь этому выдоху, взвились в воздух и стали, кружась, опускаться, словно конфетти от хлопушки. Пауза повисла на добрых полминуты. Потом мы, побросав ненужные уже карандаши, смеялись ещё минут десять. Затем заключили перемирие. А сегодня я пошёл и купил настоящие шашки. Сейчас Ванька позовёт играть…