О полезном общении

Евгений Терещенко
«Дурак любит учить, умный любит учиться».
А.Солженицын.

Существует мнение, что цель общения между людьми состоит во взаимном внутреннем обогащении, в интеллектуальном, эмоциональном и духовном развитии. Мне нравится такая точка зрения, но она требует уточнений.

Не всегда общение полезно и способствует развитию, оно может вести и к деградации. Какая польза от общения на большинстве интернет – форумов, где участники даже не читают внимательно посты друг друга, а цепляясь к отдельным словам и фразам, низвергают на оппонента свои сарказмы, опровержения, а порой оскорбления?

Я вообще не верю в споры, в логику, в возможность с ее помощью найти истину в вопросах мировоззренческих, политических или национальных. Если бы с помощью правильно подобранных фактов и логического мышления можно было найти истину, консенсус в обществе давно бы существовал по многим вопросам. А в деталях его нет даже среди единомышленников.

В каком же случае общение может быть полезным и вести ко внутреннему обогащению? На мой взгляд, полезным может быть общение в том случае, когда мы полностью открыты для получения новых знаний в важных и интересных для себя областях, когда мы готовы внимательно слушать другого человека. Полезно, при этом, говорить с профессионалами своего дела на близкие им темы, с врачами о болезнях, с шахматными мастерами о шахматах, с историками об истории, с актерами о театре и так далее. Если такой возможности нет, общение можно заменить чтением соответствующей литературы. Общение дилетанта с дилетантом куда менее полезно и может свестись к переливанию из «пустого в порожнее».

Лично для меня наиболее интересно то общение, в котором его участники делятся своими чувствами и мыслями, своими субъективными мнениями и оценками, не пытаясь поймать жар-птицу, в виде какой-то объективной истины. Я не ищу у своих собеседников особых откровений, необычных фактов, а интересуюсь их эмоциональным восприятием известных мне книг, художественных фильмов, музыкальных произведений или происходящих в мире событий. Когда их мнение совпадает с моим мнением, я испытываю удовлетворение, когда нет – огорчение. Внутренняя жизнь человека, выраженная в отношении к самым разным вещам, для меня куда интереснее фактов и событий из внешней жизни этого же человека. Способствует ли такое общение интеллектуальному, эмоциональному или духовному развитию? Интеллектуальному вряд ли, а эмоциональному и духовному, полагаю, соответствует. Но меня это мало заботит, главное, чтобы общение было интересным.