1. Царевна Цовинар жертвует собой, спасая Армению

Александр Рюсс 2
ЦАРЕВНА  ЦОВИНАР  ЖЕРТВУЕТ
СОБОЙ СПАСАЯ  АРМЕНИЮ

О  чём  поведают  страницы?

Несокрушимый  Халифат
Мечом  безжалостным  границы
И  на восход  и  на  закат
Своими  ордами  раздвинул,
Права  латиняна  отринул.
Столицей  мира  стал  Багдад.

Завоеватель  Аль  Мансур
Узнал,  что  царственный  гяур
Тер-Гагик  больше  не  боится
Меча  арабского  и  стрел
И  не  согласен  примириться
С  уделом  данника.
Посмел
     оспорить  грамоты  эмира,
Разбить  святилища  кумира
И  так,  презренный,  осмелел,
Что дочь свою,  небесным  ликом
Дразнящую  пурпурный  лал,
В  гарем  законного  владыки,
Как  данник  дар,  не  отослал.

Ах,  Гагик,  Гагик,  ты  не прав.
Смирю войной  твой  дерзкий  нрав.             

Жемчужиной  непросверлённой
Пенатам  светит  Цовинар,
Тая  в  душе  небесный  дар
Любви  никем  не  разделённой.

Не  стал  арабский  повелитель
Порывы  сдерживать  свои:
Я -  государств  объединитель,
Я - покоритель  и  воитель,
Армяне – данники  мои!

И  потому,  не  медля  доле,
Я распалю  войны  пожар,
Коль  не  придёт,  по  доброй  воле,
Ко  мне царевна  Цовинар.

Не  естся  Гагику,  не  спится.
Как  дочь, молитвенно  чиста,
Сумеет  сердцем  причаститься
Не  верующим  во  Христа
Поклонникам  огня  и  древа?

Как  по  неволе, не  любя,
Христом  помазанная  дева
Отдаст  язычнику  себя?

Уж  лучше  нищая  неволя,
Позор,  страданья  и  сума…

«Позволь,  отец,  я  выйду  в  поле
И  жребий  выберу  сама.

Готова,  Господу  в  угоду,
Я  чашу  горькую  испить
И  этой  мерою купить
Покой  армянскому  народу.      

Когда  Багдада  повелитель
Дозволит  верой  дорожить,
Построит  крепкую  обитель, 
Где  год  смогла  бы  я  прожить
В  уединеньи  и  моленьи,
Тогда  (да  будет  посему)
По  Божьему  соизволенью,
Навек  отдамся  я  ему».