Шепот старых стен

Ив Венс Шер
        В старых городах есть особая притягательность. По крайней мере, для меня. Мне всегда казалось, что нечто столь древнее, которое отстояло по нескольку веков и даже тысячелетий, несет особую энергетику.
       
        С детства мне хотелось прикоснуться к старым камням замка или крепостного вала, посидеть в тени старых деревьев, ощущая спиной их шершавую кору и почувствовать ту непередаваемую волну эмоций, которая при этом приходила. Это теперь, с высоты лет, пришло понимание , что я улавливала биоэнергетические потоки. А поскольку мои намерения были добрые и , в какой-то мере, даже наивные, то и окружающая меня материя откликалась так же.

        Прошло много лет, давно ушла наивность, но я по-прежнему люблю бродить по старым кварталам, прикасаться к древним камням и сидеть около вековых  деревьев. Выпало мне счастье делать это часто и посещать множество разных старых городов практически во всех уголках Европы.  И за десятилетия моих путешествий у меня выработалась особая техника общения с городами.

       Я думаю, что многие запомнили свои ощущения от любого незнакомого города, когда попадаете в него в первый раз. Все незнакомое, любая дорога кажется бесконечной, а люди – злыми или , как минимум, неприветливыми. Даже  получив в руки карту, все равно запросто можно заблудиться. А те, кто приложил усилия и не заблудился – скорее всего, вспомнят из этого путешествия только те усилия, которые они-то и приложили.

        Почему?

       Да все потому, что смотрели на указатели и направления, а не наслаждались прогулкой.
 
       Как же этого можно избежать?
   
       Можно. Но у каждого города –свой характер, также как у каждой Ведьмы –свои рецепты. И моя техника, возможно, подойдет не каждому.

      В какой –то определенный момент своих путешествий я стала замечать, что останавливаясь в старых кварталах, мне намного уютнее, чем в новых, возможно более комфортных застройках и отелях.

      И потом из глубины память мне выдала воспоминание из детства. Когда-то я заблудилась в немецком районе Калининграда, и готова была отчаяться и разрыдаться. И вот я прислонилась к старому дому (в этом районе, который сейчас практически снесен, дома были 17-18вв. Прим.автора) ,и вдруг услышала или почувствовала, как мне кто-то посоветовал идти направо. Я в полусознательном состоянии , все-таки всего 6 лет, последовала совету и дойдя до перекрестка что-то меня утянуло налево и так, руководствуясь внутренним голосом я вышла к дому дедушки, откуда и заблудилась.

      Дома был переполох, меня хватились, но тут и я пришла. С тех пор, я никогда не терялась в старых городах. Сейчас я даже выработала технику общения с городом.

      Все достаточно просто. Я не люблю спешку. Приезжая в любой город, я в первый день никуда не бегу и не спешу, по возможности, конечно. Когда на город опускается ночь, выхожу , прислоняюсь к присмотренному днем старому месту, которым может быть и крепостная стена и просто стена дома. Камни хранят разную энергетику, и мы это знаем, поэтому, иногда бывает нужно поменять место, поскольку оно может хранить очень печальные воспоминания и совершенно не идти на контакт.

      Например, так было у меня в Париже, когда по незнанию, приехав на метро «Отель де Виль» я тут же прислонилась к камням, только выйдя из метро.

       Бррр! Ощущения помню до сих пор.

       И нужно было так опростоволоситься!

       Ведь раньше здесь была Гревская площадь! Камни впитали столько боли и жестокости, что этот поток перекрывал все остальное. Пришлось некоторое время отходить от всего нахлынувшего. И тогда я прошла в Латинский квартал, уже только там мне удалось договориться с городом.

       О чем? Да собственно о путях –дорожках. Если прислушиваться к городу, любому, даже самому несмышленому туристу не придется потеряться.

       Но тут я еще и не простой путешественник, и мне всегда интересно, какой образ мне подарит город во время очередного визита.

       Когда я впервые слушаю город, то у меня возникает объемная картинка города, его своеобразный план, как сейчас говорят «в 3 D», но…он не всегда соответствует реальности. И в какой –то момент, ко мне пришло понимание, почему – каждое место города, каждая его часть помнит тот городской план, ту эпоху, в которую он строился. Оказывается, для домов, камней –это самая запоминающаяся вещь. Тот момент, при котором камни оказались вместе.

       Особенно, это касается каменных застроек. С кирпичными домами тоже интересная история – в меньшей мере, но их структура тоже может передавать образы, хоть и не такие четкие, как у каменных построек. Иногда это размытые образы, иногда – просто эмоции, а иногда –целые истории.  Так было у меня в Риме. Так было в Толедо , Париже, Праге и Венеции. И во многих других старинных городах, названия которых не всегда можно найти на стандартной карте.

       В Риме, во время одного из моих приездов , вообще произошла интересная история. Уже достаточно неплохо зная город, я между Пантеоном и площадью Италии умудрилась заблудиться. Но! Потом я поняла, что город так сделал специально, почему и для какой цели пока не понятно.

       Проходя, уже казалось бы по знакомым улицам, я внезапно оказалась в тупике домов, в очень маленьком и уютном дворике, где в углу была открыта миниатюрная мороженица и сидел там весьма колоритный дядечка. Рядом стоял столик на три стула. Произнеся традиционное “бонджорно” и заказав свое любимое мороженое “амарена”, я исчерпала весь запас своего итальянского. Тем временем окружающий меня дворик привлек мое внимание. Кругом по стенам вился плющ, который, не смотря на конец сентября вовсю был покрыт цветами. Во дворик выходило несколько окон, да и те были в большинстве затянуты тем самым плющом. И было в этом месте нечто неуловимое, что придавало ему неповторимое очарование, которое витало в воздухе не зримым ароматом вместе с запахом цветов плюща.

      Я прикончила мороженное, но продолжала сидеть за столиком, благо никто меня не прогонял, более того, дядечка предложил мне чашку ароматного каппучино, которую я благодарно приняла, тем более оказалось, что оно совершенно приемлемо стоит, в отличие от многих других кафе, где я уже имела возможность выпить этот замечательный напиток.

      И тут меня осенило, что я не припоминаю дорогу. Так что пришлось мне опять вытаскивать из закоулков памяти итальянские слова и спрашивать у Джорджио (так звали мороженщика)дорогу. Он заулыбался в свои кавалерийские усы и махнув рукой в угол, заросший плющом и розовыми кустами, сказал–Туда.

      Я попыталась изобразить удивление и возмущение, поскольку отсутствие какого-либо прохода было очевидно!

      И тут, как на проявленной фотопленке среди плюща начал просвечивать проход. То ли свет заходящего солнца в этот момент упал именно сюда, толи…так было задумано городом. Узрев это чудо, я пробормотала “грацио” и с опаской пошла, как  мне казалось, в глухую стенку. И на удивление, стены там не было, а был узкий проход между домами, весь заросший, но вполне проходимый.

     Через несколько минут я оказалась на соседней улице, где кипела жизнь и толпы туристов проталкиваясь, курсировали между сувенирными лавками и многочисленными кафе….

     Чудеса, да и только!

     Эта улица была мне уже знакома, по ней я бродила множество раз во время своих путешествий по Риму. Пройдя несколько шагов, я оглянулась, по привычке запоминать всегда обратную дорогу, и….места, откуда я вышла, просто не существовало!

     Такое впечатление, что я вывалилась из другого измерения в середине спешащей толпы. Дойдя до площади Колона, я присела на очередной старый камень ( а надо сказать, что в Риме куда не стань –сплошной памятник истории да старые камни!) и почувствовала  уже знакомый шепот у себя в голове.

      Как будто кто-то меня спрашивал, понравилась ли мне прогулка…Возможно ,это мое воображение нарисовало столь необычную картинку, но будучи человеком достаточно прагматичным, который привык все подвергать сомнению, провидение то и дело подсовывает мне ситуации никак не объяснимые с точки зрения логики.

      Постепенно я научилась их принимать и не заморачиваться анализом, который ,как правило, ни к чему не приводит.

       И я научилась разговаривать с городами, со старыми стенами и городскими укреплениями. Прислушиваться к городу, чувствовать его характер и сейчас я точно знаю, что он всегда покажет и расскажет мне самое интересное, нужно только настроиться на его волну.

Это очень индивидуально и сложно, но –у меня получилось.