Профотбор, экзамены...

Анатолий Денисенко
    Рассказы серий «Курсантские деньки» и «Офицерские будни» - сочинения мемуарного характера. Они ориентированны на читателей, которые интересуются военной тематикой, темой обучения в военных училищах и в частности – в военных училищах связи, а также о том, как складывалась дальнейшая служба выпускников таких училищ.
***********************************

     Июль, макушка лета. Наконец-то завершилась эпопея поступления в военное училище связи. Сданы вступительные экзамены. Объявлены фамилии зачисленных в училище и зачисленных условно. У будущих курсантов сразу возник вопрос: что значит зачислен условно? Ответили, что условно - это также, как и обычно, мол, "не заморачивайтесь", главное - на довольствие "курсанты-условники" поставлены не условно, а по-настоящему. Они будут впоследствии занимать места тех, кто будет отчислен. Опыт и статистика есть, а она "редко подводит". Так и случилось. В первый год было отчислено около двадцати пяти процентов от числа поступивших. К концу первого семестра никто уже и не вспоминал, что среди курсантов есть "условники".

     Через день после экзаменов курс Алексея проходил профотбор. Курсантам объявили, что лучшие преподаватели училища будут определять, кто, куда, на какое отделение обучения пойдёт. Надо сказать, что у военных связистов много специальностей: радисты, дальники (специалисты дальней связи), телефонисты, телеграфисты, радиорелейщики (спецы по радиорелейной связи), кабельщики и другие.

     Алексей очень хотел стать радистом, хотя о других специальностях представление имел весьма туманное.

     Пришли на кафедру работы на средствах связи. Курсантов начали по одному вызывать в аудиторию. Наконец дежурный по группе громко назвал фамилию Алексея «Докучаев - в аудиторию». Алексей вошел. За столом сидели преподаватель подполковник Мишин и курсовой офицер старший лейтенант Журавлёв. На краю стола был укреплён ключ для передачи «морзянки». Подполковник сказал:
      - Я сейчас передам знак, а вы должны будете его повторить. Он отстучал на ключе: «ти-ти-та-ти-та-ти-та-ти-ти». Алексей повторил, но почувствовал, что в конце знака нажал на ключ лишний раз. Для того, чтобы стать радистом надо было иметь хороший слух. У парня со слухом было всё хорошо, пел в школе в квартете, играл на баяне.
     Подполковник Мишин поставил какой-то значок в свою тетрадь и неожиданно сказал Алексею:
     - Можете идти, товарищ курсант.               
     Алексей был удивлён, расчитывая на продолжение беседы и испытания, но делать нечего, "Есть",  повернулся и вышел.

     Проверка роты была закончена очень быстро. Уже через два часа на построении командир роты майор Малиновский  объявил, кто на какую специальность будет обучаться. Алексей был зачислен на отделение дальней связи. В своей речи майор убеждал, что командование знает о многих желающих попасть на радиофакультет, но  другие факультеты ничем не хуже; отличие в изучаемых предметах совсем небольшое. Но впоследствии оказалось, что это совсем не так.

     Более странного способа проверки профпригодности человека Алексей в своей жизни не видел. В тот день было продемонстрировано, прежде всего, полнейшее неуважение к людям  - абитуриентам, ставшим уже курсантами. Никто с курсантами накануне не встретился не объяснил, какие в училище есть специальности и что каждая из них представляет. О многих специальностях, о новых средствах связи Алексей и его новые друзья совсем ничего, кроме названия, не знали. С курсантами не провели опрос, кто какую специальность желает освоить – ведь «она одна на всю дальнейшую службу», как будет проходить отбор, что от них требуется продемонстрировать. Короче, полнейшее пренебрежение интересами людей.

     Кроме того, был показан нулевой уровень профессионализма и безответственного отношения преподавателей к делу, которое им поручили. Ведь можно было всё организовать с минимальными затратами их времени, если уж так не хотели его на это тратить, поручить часть работы сержантам. Всю подготовительную работу курсанты сами бы сделали на высшем уровне. И списки бы составили с указанием пожеланий и беседы бы провели, пригласив старшекурсников. Если бы желающих на радио было больше чем надо, и конкурс бы сами организовали, например, по результатам вступительных экзаменов.  Осталась бы только формальная сторона, которую можно было бы провести очень быстро.  А так, мечты некоторых ребят, в том числе и Алексея, стать радистами, не сбылись.  Возможно, преподаватель очень торопился куда-то и поэтому вместо четырёх-шести часов потратил на эту работу полтора часа, по полминуты на каждого человека, а может просто поленился. 

    Что касается чрезмерного количества желающих обучаться на радиоотделении, то достаточно было один раз побеседовать с вновь поступившими курсантами. Во время встречи рассказать о преимуществах обучения на других отделениях (дальней связи, радиорелейном и кабельном), а они есть и довольно весомые. Этим можно было бы решить проблему и те, кто действительно хотел поступить на радиоотделение, реально смогли бы там учиться.  Остаётся только сожалеть, что повстречались на пути эти Малиновский и Мишин, а также их руководители. Вот вам и лучшие преподаватели-методисты.

     Второй пример оценки. Военная Академия связи в Питере. Экзамен по высшей математике после окончания курса. Проводит экзамен преподаватель высшей математики Лейбсон Константин Львович, которого Алексей считал одним из наилучших преподавателей Академии. Но об уникальности лекций и занятий Константина Львовича - в следующих рассказах. А сейчас, конкретно, о экзаменах.   Слушатели шутили, что на экзаменах по высшей математике успешный ответ на вопросы билета - лишь пропуск на экзамен к Константину Львовичу. После ответов начиналась беседа на «вольные темы» по всем разделам прочитанного курса. С каждым слушателем преподаватель беседовал достаточно долго, даже до одного часа. После такой беседы и преподавателю, и слушателю был понятен уровень его знаний. В учебной группе Алексея было четырнадцать слушателей. Экзамены по высшей математике в группе Алексея проходили с девяти утра и до семи вечера. Но никто не роптал и не возражал, так как проводилась объективная оценка уровня знаний. Алексей очень гордился своей отличной итоговой оценкой, полученной у Константина Львовича.

     Третий способ проверки. Очень простой и конкретный. Выполнение задач и нормативов. У военных связистов таких задач довольно много. Суть их заключается в том, что слушатель выполняет определённый перечень действий в установленное время. Например, ведение обмена на телеграфных аппаратах в течение часа; выполнение определённого перечня задач по работе на магистрали дальней связи (выполнение за N минут - отлично, за M  минут - хорошо, за Х минут - удовлетворительно, ниже Х мин.- плохо),  проверка аппаратуры "на себя" и установление связи в сети и другие. В результате - довольно объективная оценка уровня знаний и умений.

     Вот такие три основных подхода хотелось показать в этом рассказе. Существуют, конечно, и другие способы оценки соответствия.

     Что нужно понять из вышеизложенного, по мнению автора? Все мы время от времени проходим подобные отборы или проверки. Что нужно делать, чтобы повысить вероятность успешного прохождения таких испытаний?

     Прежде всего, надо знать перечень конкретных вопросов, которые могут быть  поставлены. Желательно знать его задолго до времени "Ч". Например, во время учёбы в Военной академии связи Алексей всегда получал перечень вопросов за один-два месяца до каждого экзамена. Правда, надо сказать, что часто он был очень большим. Особенно усердствовали в этом, как ни странно, на кафедре философии. Самым трудным по объёму материала экзаменом, который пришлось сдавать Алексею в его жизни, был экзамен по философии во время его учёбы в адъюнктуре при сдаче кандидатского минимума. Перечень тогда состоял из двухсот пятидесяти вопросов, каждый из которых был названием небольшой темы.

     Второе – надо знать последовательность работы при проверке, что требуется от абитуриента, как, по каким критериям будут оцениваться его действия и результаты работы. Особенно важно это для практических работ.

     За один-два дня до такой проверки или экзамена необходимо обязательно организовывать и проводить  консультацию и обязательно - встречу с экзаменатором. В тех ВУЗах, где такая работа поставлена хорошо, задолго до экзамена проводится ещё и "установочная" консультация.   

     Всё очень просто. К сожалению, не всегда эти простые действия, даже в ВВУЗах, выполняются преподавателями и администрацией. Тогда надо стараться всё это проделать самому экзаменуемому. В этом случае шансы на положительный исход значительно возрастают.