как я пришла в студию

Наталья Сурнина 2
Как я пришла в изостудию…
     История эта длинная  и с большим  предисловием. 
    Заниматься  живописью  мне  не пришло бы  никогда  в голову.                Способностей у меня к этому никогда  не проявлялось.  Но  зато  много способностей  было у моей  однокурсницы Наташи  Соловьевой, с которой  мы  вместе  работали в педагогическом  училище, а потом она  внезапно и очень  серьезно  заболела. Ей было необходимо отвлечься  от  нагрянувшего на  её голову  стресса, помочь  могли  серьезные  творческие  занятия. Я увидела объявление в  Металлурге о том,   что все   без  различия  возраста и без  предварительного  тестирования  приглашаются к Терентьеву  Вадиму  Петровичу  в одну  из  аудиторий  ИжГТУ для платных  занятий.  Наташу  всё очень  заинтересовало, но постоянные  внезапные  приступы болезни прийти в назначенный  день  ей  не  позволили, и я пошла  вместо  неё, чтобы обо всем расспросить.  Пришла  и  осталась. Наташа  потом  приходила со  своими работами, Вадим Петрович  их  очень  хвалил, помню,  как тонко  и  своеобразно  акварелью были написаны  полевые  цветы, с какой любовью  и наблюдательностью.  Но  состояние здоровья и стремительно  прогрессирующая  болезнь  Наташе  не  дали принять участие в этом проекте, а я с большим интересом стала ходить  на занятия, хотя у меня  ничего не получалось.  Довольно быстро нас  из института  вытурили,  потребовав немыслимую аренду за  аудиторию, мы стали  заниматься в клубе  «Колокольчик»,  которым  руководила моя  однокурсница, спасибо Свете Новиковой за это. А к весне Вадим Петрович занялся бизнесом, «челнок» преподавать сил  не находил. Именно он тогда посоветовал мне обратиться к Елькину.
   Тут и начинается, после длинного  предисловия, наша  история.  Пришла я в один  из осенних дней 1991 года в детский дом культуры  «Ижсталь».  Вышел  Валерий  Павлович,  молодой, кудрявый, робкий.  Он  со мной  поговорил и  пригласил  на  занятия. Мы  собирались тогда во вторник и четверг,  других  часов занятий и  дней  и других, объединенных  по  возрасту или целям ( например, подготовка для поступления в вуз),  тогда  не было.  Меня попросили принести  работы. Я, робея  и смущаясь, показала то, что  мы  делали у Терентьева,  постаралась  поскорее захлопнуть  папку с листами.  Борис Петрович  Цапин   всё  понял, буквально  на секунду заглянул мне   через  плечо  и  громко  сказал: «Способности  есть». Спасибо  ему,  доброму  человеку.
     На занятиях  тогда  мы  много  говорили  об  искусстве,  некоторые,  например,  Иван  Глухов,   приносили свои готовые  работы,  не  ученические, для  правки уверенной  рукой  мастера, а  творческие, со своей  манерой, темами.  Разбегаться  поскорее каждый к своему  мольберту тогда  никто  не спешил.  Была  атмосфера  творческого  соревнования, если  можно  так  выразиться. Задачи  личного  развития в области  живописи словно сопоставлялись с успехами других студийцев,  «подстегивали», тормошили, будили  энергию. В те времена было  трудно с материалами, холсты и подрамники делали сами, оформляли работы,  как  умели.  По  четвергам  был день  портрета.  На возвышение усаживали  модель,   все располагались вокруг. Помню, я приглашала своих учеников, писали Павла  Гущина, Максима  Мансурова. Мастером отыскивания  моделей был  Борис  Петрович. Он  выходил в коридор,  который  вечером был  наполнен  родителями,  ожидающими  своих  детей с занятий  танцами,  и всегда  умел  найти и уговорить  посидеть какую – нибудь  женщину, причем она обычно  была  очень  польщена вниманием  художников к своей  внешности – таково было  неотразимое  мужское  обаяние  Бориса  Петровича!  Пришлось и мне много  часов с онемевшими  плечами просидеть на этом подиуме, зато  теперь одна  из  стен  на моей даче – это экспозиция  тех давних портретов.