Случайная рукопись - 5

Александр Курчанов
  Я приехал в Москву с одним намерением - найти работу, заработать денег, купить квартиру, жениться, народить детей и так далее, как у всех. Москва давала такой шанс. Она принимала всех, отбирала лучших, перемалывала, истирала, шлифовала. Делала с людьми все, что хотела или что они сами позволяли с собой делать. Сотни и сотни ежедневно штурмовали этот колосс и также сотнями уезжали не солоно хлебавши, навсегда затаив обиду и злость на Москву и москвичей. Некоторые везунчики находили лазейку и цеплялись за бетон метрополитена, или кирпич новостроек. Цеплялись крепко и начинали вгрызаться в холод коммерции, выгрызая себе жизненное пространство. Другие через испытания многих месяцев и даже лет на нудной, часто низкооплачиваемой работе, все же не выдерживали и уезжали. Но в основном уезжали быстро, лишившись последних сбережений, обманувшись в своих искренних побуждениях или будучи обманутыми вездесущими пройдохами и шарлатанами всех мастей, окопавшимися на Московских благодатных нивах. Наивные простачки из провинции. Такие же, как я.

  Долго я пытался работать честно у себя в городе, в областном центре, в соседней области. Везде было одно - бардак. Более-менее нормальная шарашка, где и платят честно, и условия терпимы, долго не живет, большинство же «малых предприятий» жило обманом, эксплуатацией и воровством. Самому воровать претило, вот и поехал, понаслушавшись сказок, в столицу. Денег с собой имел немного - на первое время. Думал, устроюсь на работу, пока туда-сюда, должно хватить. Щаз-з!..

  - Здравствуй, милая столица!

  - Здравия желаю, гражданин, предъявите документики ваши, с какой целью приехали в столицу нашей Родины, ах не забудьте оформить регистрацию за три дня.

  - А где ее оформить?

  - По месту проживания.

  - А где я живу?..

  Вот примерно с этого и начинаются все истории ищущих счастья на Москве молодых и наивных. А Москва их не любит. Наивные - ее хлеб. Она их ест.

  Пошел я искать, где мне жить. Куда ни сунусь, денег только на два дня хватает. Купил газету, почитал объявления. Сервис - аж глаза разбегаются. Начал звонить в разные места по поводу работы - везде спрашивают регистрацию. По этой теме в газете было листа три. Позвонил наугад. Все делают быстро, надежно, недорого. Поехал по адресу. Здрасте! Здрасте. Нате денег, когда прийти. Через три дня. А дальше и через три, и через четыре... хоть обзвонись, хоть заприходись. Контора съехала, адреса не оставила. Лохотрон. Плакали ваши денежки. Так вот помотался я несколько дней, наблюдая, как тают мои капиталы.

  В тот памятный день я шел в полной прострации от безысходности по бульвару. Шел, тупо уставясь в дорожку под ногами. Никаких особых мыслей в голове не было, лишь пустота и слабая надежда на чудо. Все мои потуги как-то устроиться не увенчались успехом. Деньги кончались. Надо было решать - или домой, или на паперть. Любое решение надо начать осуществлять не позднее завтрашнего утра. Домой я уехать, естественно, не мог - гордость не позволяла. Попрошайничать было противно. И как раз на этой мысли я услышал фразу, которая стала первым аккордом во всей последующей какофонии.

  - Минуточку, гражданин! Старшина Агафонов, - отсалютовал к козырьку сотрудник милиции, - Предъявите документики, пожалуйста.

  Откуда он появился, я так и не понял. Вот только что никого рядом не было. Деваться некуда, стоит и требовательно так смотрит. Здоровый, взгляд цепкий. От такого не убежишь. Догонит, так еще и побьет. Достаю паспорт. Хотя зачем им вообще смотреть документы? Приезжих и так влет определяют. Подходил бы и говорил бы сразу сколько денег надо. За моталово последних дней я хорошо изучил нравы и аппетиты местных блюстителей порядка. Ну и этот сразу на прописку уставился. Смотри, смотри, все равно денег нет.

  - Так-так, Андрей Николаевич, регистрация есть? Н-е-ет! Так, т-а-ак, Андрей Николаевич, придется проехать в отделение.

  - Зачем в отделение, я завтра уезжаю.

  - Билетики имеются?

  - Знакомый тут машину покупал, завтра домой едет, меня с собой берет.

  - Ну, так это завтра будет, а сегодня проедем, - поставил точку на прениях сторон старшина.

  Понятное дело, что на этот раз от ментовки не отвертеться. Уазик стоял в арке двора, в нем сидели еще два таких же мордоворота. Уселись мы все плотненько, завелись не с первого раза и поехали, не спеша.

Я предполагал, что отделение милиции, куда мы ехали, было недалеко, но ехали мы долго. Я уже потерял счет поворотам и разворотам, потерял направление, откуда меня забрали. Мои задержатели молчали всю дорогу, и на том им спасибо. Без того на душе, что говорится, кошки скребли. Но всему подходит конец. Машина на очередном повороте во двор уперлась в металлические ворота. Агафонов сделал жест мне рукой, намекая на выгрузку, вылез, пыхтя, сам и провел в давно неремонтируемое помещение отделения милиции. Усадил к столику, сам сел напротив и начал снимать с меня протокол. Такая вот приблизительно тягомотина - ФИО, когда, где, кто, за что. Писал долго, старательно. Потом - прочтите, распишитесь и начинайте выворачивать карманы. Имущества по карманам было мало. Что было, легло кучкой на стол. Старшина посмотрел на это с пресной миной. Задержал взгляд на останках моего капитала, разрешил убрать все на прежние места и препроводил за решетку «обезьянника». Там я просидел где-то час, настраиваясь провести в нем ночь, когда вернулся Агафонов с еще одним блюстителем с погонами старлея. Меня выпустили из «обезьянника», препроводив в знакомый кабинет, и указали на то же место, где сидел до этого. Старлей разместился напротив, а Агафонов ушел.

  - Так, Андрей Николаевич, что мы тут имеем, - видимо самому себе молвил старлей, бегло читая протокол и просматривая мой паспорт. - Давно ли находитесь в столице?

  - С неделю где-то.

  - И зарегистрироваться, конечно, не получилось. Ну что ж, придется заплатить штраф, - вот Америку открыл. Зачем было везти через весь город, подумал я.

  - Вот вам квитанция, - положил старлей на стол серую бумажку, достав ее из стола: - Заполните и оплатите в сбербанке. Там у дежурного на входе висят номера счетов и адрес сбербанка, где вы можете оплатить. Документик ваш я у себя оставлю, пока вы с квитанцией не вернетесь. Так что не теряйте времени понапрасну, Андрей Николаевич, - сказал он и указал на дверь.

  Это было что-то новенькое.

  Я прошел к окошку дежурного, как предписывалось, и обнаружил на стене листок с адресом сбербанка, который мне ровным счетом ничего не сказал. Попытался узнать у дежурного, где этот сбербанк находится. Тот принялся объяснять как пройти, дублируя направление направо-налево-прямо, ладошкой, и так меня запутал, что я так и не понял в итоге куда идти вообще. Но переспрашивать не стал. Вышел из отделения, выбрал наугад направление и пошел, спрашивая у встречных, где находится нужный мне переулок. Меня отсылали все дальше и дальше от отделения милиции, часто показывая направление, откуда я только что пришел. Через час, вконец запутавшись, присел на скамейку и тут только сообразил, что забыл посмотреть название улицы, номер дома и хотя бы номер отделения милиции, от которого пустился на поиски сберкассы. Меня как жаром обдало. Перспектива заночевать прямо тут на скамейке, без денег и документов как-то не радовала. Хаотично пытаясь осмыслить ситуацию, я понял, что важнее найти дорогу назад, чем сбербанк. Лучше в «обезьяннике», чем на скамейке. И двинулся в обратном направлении, высматривая запомнившиеся детали по пути сюда. Когда уже начало смеркаться, я увидел знакомую арку во двор.

  Дежурный сидел прежний. Я хотел было спросить, как найти старлея, у которого мой паспорт, но в дежурку вышел старшина Агафонов. Он посмотрел на меня, думая о чем-то своем, мотнул головой, приглашая следовать за собой, и вышел в дверь. Я прошел за ним в уже знакомую комнату, где было еще двое. Знакомый старлей беседовал с гражданским мужчиной в сером костюме. При моем появлении они повернулись в мою сторону. Гражданский приветливо улыбнулся и встал ко мне навстречу.

  - Вот и наш задержанный Андрей Николаевич, - представил меня старлей.

  - Здравствуйте, уважаемый Андрей! Ничего, что я вас по имени? Меня зовут Виктор Тимофеевич, - так и попер на меня мужик в сером, хватая мою руку и начиная трясти ее яростно в приветствии. Я и слова не успевал вставить. - Вот Александр Иванович позвонил мне и рассказал про ваше желание работать в Москве и вашу необустроенность.

  Старлей в этот момент тоже приветливо улыбнулся, и я понял, что Александр Иванович - именно он.
Пока я весь колыхался от энергичного пожатия мужика в сером костюме, Агафонов смылся. Мой новый знакомый сменил тактику. Он взял меня за плечо и, не переставая говорить, увлек к столу. Старлей, с прилипшей к нему участливой улыбочкой, сразу встал и отошел в сторону, освобождая место.

  - Присаживайтесь, Андрюша. Вас как мама называет? - спросил мужик, занимая стул напротив.

  - Андрейка, когда маленький был.

  - Александр Иванович, мы немного займем ваш кабинет, если вы не против, - обратился мужик уже к старлею. Вроде мягко так обратился, с тактом, но у меня сразу отпал вопрос о том, кто тут главный. Старлей сделав жест, типа «хорошо-хорошо», удалился. Я по-новому посмотрел на нового знакомого. Приличный костюм, обходительные манеры. Взгляд ласковый, но в его немигающие глаза я смотреть долго не мог. Он долго и вежливо нес про бардак в стране и социальную несправедливость, про общество, погрязшее в паутине грязного бизнеса и народ, запутавшийся в долгах и безработице. Я даже рта не раскрыл. Мое сознание было просто сметено этим ласковым и нежным ливнем. Все, что он говорил, я слышал, но уже мало что понимал. Мне он начал уже нравиться. Хотелось со всем соглашаться. Но время от времени проносился вопрос - чего ему от меня надо?
- ...так сказать, корпоративно. Любой вопрос, возникающий вокруг отдельной личности - это уже задача для целого круга специалистов и огромного банка данных, который пополняется ежеминутно. Решения, которые выдаются в результате подобного комплекса работ, просто шокируют клиента. Все остаются довольны. Вот именно такой услугой я и предлагаю вам, Андрюша воспользоваться. Так говорите Андрейка? Очень хорошо. Очень хорошо. Буду краток в своих изъяснениях. Я представляю фирму, которая находит работу всем желающим. За какую-то плату, разумеется. Но оплату мы не требуем сразу. Мы даем время войти в ритм, устроиться. Даем место в общежитии. Когда клиент встает на ноги и может себе позволить снять квартиру, то мы находим варианты в нужном районе. Все законно и гарантировано. Все только по желанию клиента. Вот и вам, Андрей, мы могли бы помочь. Если, конечно, вы не надумаете уехать на родину. Ну так как? Что вы думаете по этому поводу?

  Я не знал, что ответить. Голова сама по себе кивала, но не было ни одной мысли, а нужно было что-то сказать и что-то сказалось.

  - У меня сейчас нет денег.

  - Ничего страшного. Главное, чтобы сохранилось желание работать. А рассчитаемся потом. Если вы не против, то сейчас мы поедем в общежитие, а завтра с утра составим договор и начнем подыскивать вам работу. Да? Как вы, Андрей Николаевич? - Голова сама опять кивнула. - Вот и чудненько. Пойдемте, заберем ваши документы у Александра Ивановича и поедем. А то время уже позднее.

  Я опять кивнул, и мы поднялись из-за стола.

  Дальше все шло быстро, без заминок. Старлей молча отдал паспорт. Они с Виктором Тимофеевичем любезно распрощались. Агафонов тоже вышел подосвиданькаться. Потом господин в штатском показал мне ладошкой в сторону двери и вышел вслед за мной. На проезжей части, за аркой двора, стояла его машина. Большая, красивая иномарка. Мы сели в нее и поехали уже по темной Москве. Мелькали огни неона, красные фонари впередиидущих машин. Штатский постоянно что-то говорил, но я почему-то плохо воспринимал его речь. Огни сливались в сполохи и, переливаясь цветами, перетекали из одного в другой. Фоном звучала странная музыка или замедленная речь.

  Потом пришел сон: я летал в голубом небе. Подо мной плыла зеленая долина. Было легко и свободно. Вдруг из ниоткуда появилась большая черная птица и, глядя пристально так на меня, спросила строго: «Ну и долго ты тут собираешься нам воздух засорять? Поналетает дерьма, блин, а ты разгребай. Иди бутылки собирай, тунеядец!!!». На этом месте я проснулся, и началась другая жизнь.

Или не жизнь?..


Продолжение:   http://www.proza.ru/2016/02/23/1935