История одного мастацембелума

Евгений Ивашкин
Ну вот и всё - я умираю... Как же безумно жаль.... Что я видела? - Что знаю?. Знаю: что зовут Семёном, что я симпатичная, скромная, но одинокая самочка и я мастацембелум... Почему же - все так не справедливо.... Неужели это конец - как же не хочется в это верить. За что? Наверно, сама виновата - надо было плыть с Валерой, вместе у Нас обязательно получилось доползти до реки.
Темно и холодно.. Совсем нечем дышать. Всплыву - протяну еще несколько мгновений.. Взору предстает печальная ели различимая в темноте картина: задохнувшийся барбус-мутант, тупой и нелепый. А второй еще жив, но тоже не надолго - задыхается, движения его судорожны, в глазах неподдельный страх... Флаундер - любимая цихлида - замерз еще пару часов назад - легче всех отделался, можно сказать недолго мучился. Хороший был - светлая голова, самая умная рыба из всех, что довелось встречать, да и пять лет вместе без единого конфликта... Мимо проплыл Данила, не проплыл даже, а пролавировал, по обыкновению - не укусил за хвост. Совсем ему плохо - тоже умирает.... Астронотусы Ина и Яна, а также черный нож Эдик плавают вертикально... Игорь и Федя хоть и подмерзли, но держатся бодрячком, правда все чаще хватают воздух с поверхности... Повезло им - атмосферное дыхание... Только лягушкам все равно.. Они явно переживут нас всех.
Внезапно замаячил тусклый свет, послышался голос хозяина, но время идет, а изменений нет, фигуры людей бродят где-то в отдалении от аквариума, не обращая на нас внимания. Сил более нет - я тону, рядом упал Данила... Теряя сознание, я начинаю видеть яркий свет, голова наливается свинцом; жизнь летит перед глазами…
Память навязчиво подкидывает кадр за кадром, начиная с детства... День рождения, только начиная осознавать себя как личность, - сижу под утонувшей корягой в стайке нелепых созданий (таких же как я), состоящих из пары глаз и хвоста - нас сотни... Хочется есть - но это не проблема кругом инфузория какие-то рачки – в общем еды много... Я ем и ем её ... но ни как не решаюсь отплыть от родного укрытия - не уверено чувствую себя когда кончик хвоста не касается дома.. Я расту - растут братья и сестры, многие уже решаются отплывать от убежища, однако постепенно нас становится меньше, самых смелых из нас истребляют рыбы, размером превосходящий наш. Но скоро я вырасту и уж тогда....
Следующее воспоминание... Все забурлило вокруг... Гладь озера покрылась круглыми разводами, позже я узнала, что это называется сезон дождей.... Это было первый раз, когда я оторвалась от дна и всплыла... Лучшее время в жизни.. Потоки воды смывали насекомых с берега, принося их прямо в мое логово. Провожу дня купаясь в изобилии, а насытившись закапываюсь в ил, места под бревном мне уже не хватает.. А озеро моё растет и растет, тем временем, и вот уже я чувствую течение; непреодолимый порыв, и тяга к непознанному заставляет покинуть отчий дом... Нас десятки - молодые, гордые, самоуверенные... Плывем на встречу приключениям, увлекаемые потоками мутной реки поглотивший наше озеро-старицу... Однако вскоре нас поджидает разочарование, капли все реже падают с неба - еды становится меньше , пока однажды мы находим свой новый дом, в котором решаем остаться...
Тем временем дождь окончательно закончился уровень воды упал, и мы опять в озере.. Чудесный водоем - мы здесь больше всех, и никто нам не угрожает. Здесь встретили одного такого же как мы, но очень старого и одинокого . Часто после вечерней трапезы, он учил нас русскому языку, а ночами вещал нам о своем представлении мира. Оказалось, что мы живем рядом с поселением странных существ - обозначенных как люди, были они странные и непонятные: ходили на двух хвостах, имели еще пару убогих плавников для манипуляции предметами. Общались между собой на абсолютно не понятном наречии. Однако нам рекомендовалась не приближаться к ним и не связывать в силу их опасности для рыб. ... Мне все время казалось, этот древний мразматик преувеличивает. Интерес брал своё и, несмотря на все предостережения, я решилась всплыть к поверхности своего нового обиталища.. Очень скоро я убедилась, что все таки мудрый хоботорыл был прав.
На одном берегу располагалось гнездо этих существ, странное и неказистое. Квадратно-треугольные постройки уходили ошкуренными корнями в наше озеро, перемещались же по воде они при помощи выскарбленых изнутри стволов деревьев, беря в верхние плавники ветки, пользуясь ими как плавниками... Чешуя росла у них только на голове, которой они умели издавать звуки, ну и ели в неё, так же как мы... Однако предпочтение отдавали, странным вытянутым зернам, похожими на опарыша, и нашим сородичам, неужели они не пробовали ни муравьев, ни жуков, ни червей - глупцы. Некоторые длиночежуйчатые особи носили своих мальков на плавниках, остальные добывали корм... - Скукота.
 Я плыла дальше вдоль кромки берега, двигаясь на закат. И попала в самое красивое место на свете. Не удержавшись, я всплыла, чтобы разглядеть его получше. Многоступенчатые лестницы тянулись к облакакам, венчаясь огромной статуей предка людей, они называли его "Будда". К последней тянулись вереницы людей облаченных в оранжевые одеяния. Они напевали гортанные звуки, некоторые дули в огромные рога или же играли на барабанах - получившаяся мелодия была фантастически проста и прекрасна одновременно. С тех пор я каждый день проделывала этот путь, что-то необъяснимое влекло меня к храму людей. Жаль, что под водой не было ничего подобного, очень хотелось жить в таком величественном месте.
И вот однажды, прямо к нашей яме на восточной окраине озера упала круглая штука из паутины полная явств, терпение наше не выдержало и мы накинулись на предложенное с выше угощение... Все, кроме того старика - он было пытался нас остановить - что-то крича в след, но куда там: томные запахи вкусняшек притупили разум, отбив все мысли об осторожности.
 И вот случилось: резкий рывок вверх и гладь озера осталась навсегда в прошлом. Нас подняли на поверхность, вскоре мы были помещены в прозрачные мешки по одному в каждый, а мешки упакованы в большую прозрачную коробку. Через пару часов нас привезены к огромной белоснежной рыбе, правда, плавала она не в воде, а в воздухе передние её плавники были огромны и загнуты назад, хвост же имел треугольное сечение. На боку было написано: "Аэрофлот". Коробку оклеили непрозрачной пленкой, и трясли нас несколько часов.
И вот крышка проклятой темницы открыта - пакеты со мной и сородичами извлечены, ряды наши поредели. Из моего вида осталось трое. Мы были помещены в небольшое квадратное озеро, где я тут же закопалась в камни и просидела несколько дней... Но голод не тетка, пришлось выйти на поиск еды. Я начала изучать свое новое обиталище. Заняло это не много времени, озеро было крайне мало, ужасно мало, имело четыре прямых угла, странно, никогда не видела углов у озера ранее, стены были отвесно-прозрачными, а берега не было вовсе. На дне лежал небольшой слой грунта, в углу прилепилось непонятное паралепипедальное существо, которое с ревом засасывало воду и выкидывало её вместе с воздушными пузырями. На задней стенке существа было нацарапано "здесь был Игорь". Интересно, кто такой этот Игорь?
Добывать пищу было решительно негде. Неужели после всего пережитого мне предстоит умереть от голода в этой поганой луже. Но вечером четвертого дня с поверхности посыпалось нарезанное тело какого-то моллюска, вкус, конечно, был отвратительным: холодное, скользкое вещество пахло йодом. Если бы не голод - ни за что не стала бы есть эту дрянь. Как только мы доели, ночь наступила мгновенно, будто по нажатию кнопки. Так же мгновенно наступило утро. Потянулась вереница однообразных дней, мы сидели на одном месте - плыть все равно было некуда. Приходили странные люди, завернутые все в разные шкуры, смотрели на нас, а мы на них. Они что-то спрашивали у человеческой самки, которая нас кормила по вечерам, а она им что-то отдавала иногда это был пакет с какой-нибудь диковиной рыбой или растением, которых я никогда ранее не видела. Ближе к ночи опять сыпалась противная еда, к которой я потихоньку начинала привыкать, щелчок выключателя, ночь.
Так как люди говорили на понятном мне "Великом и могучем" - русском языке , вскоре я уже знала что нахожусь в России г.Хабаровск, ул. Дзержинского - аквасалон "Субмарина", озеро наше и несколько соседних называется "аквариумами", привезли меня из Камбоджи, порода моя называется макрогнатус, а по вечерам нас кормили мидией, ну и многие другие детали мира людей... Скучно, каждый день скучно, и вот когда я уже почти отчаялась - смирившись, что в этой глуши проведу остаток дней и хуже уже не будет появился человек, которого наверно послал тот самый Будда…
А произошло всё именно так. Сижу в грунте никого не трогаю, думаю о том, что до дождя из мидии остается всего пару часов. Покупателей нет; продавщица дремлет за прилавком, по школьному, уткнувшись лицом в руки; по радио играет Глюкоза, моя любимая песня "А снег идет", потихоньку подпеваю, коротая время: "... Снежинки ртом ловила, клёвый вечер та-ра-та-да ... там где нет тебя...". Прерывая мое самозабвенное выступление, в дверях зоомагазина появляется необычно высокий человек и происходит следующий диалог:
- Здравствуйте, как Ваши дела? не появилось ли кого новенького?
- Добрый вечер, к сожалению, с последнего Вашего посещения мало что изменилось, поступление рыбы ожидаем в начале следующего месяца. Если только вам не нужен очередной аквариум. А как дела у Игоря?
- Нет слава богу аквариумов пока хватает, Игорь - замечательно, только вот все один, так и не могу найти ему товарища. Опять не ужился с новыми соседями.
Ну не знаю пока он жил у нас, ничего подобного не наблюдалось, кстати совсем забыла, у меня есть три макрогнатуса попробуйте взять одного, рыбка хоть и мирная, но в обиду себя не даст, на крайний случай закопается в грунт, да и вырастит она сантиметров пятнадцать.
Человек подошел и сел на корточки перед нашим аквариумом. Его овальное небритое лицо приблизилось к аквариуму в упор - глаза заблестели.
- Какие необычные ... и длинненькие, а что они едят?
- Мидий, можно мотылем конечно попробовать, но это будет уже дороже...
- Что же делать, наверно надо их забирать, вы их не продавайте пару часов, а я зайду домой гляну в интернете, что за твари...
- Хорошо, сегодня до вечера они будут Вас ждать...
Человек ушел, а наша продавщица подошла к нам, поглядела тоскливым взглядом и изрекла: " Готовьтесь - сейчас прибежит, поедите к Игорю". Как -то неоднозначно она это произнесла - интересно, "Игорь" - это хорошо или плохо.... Ждать пришлось недолго - уже через час человек вернулся. Нас опять стали ловить и садить по...
В этот самый миг что-то теплое, взяло меня за подбрюшье и потащило наверх. Мир воспоминаний распадался, как сон. Перед мной снова стояли стены величественного храма, на вершине горы сидел каменный Будда, по лестницам к нему тянулись люди в оранжевых одеяниях, напевая мантры и дуя в рога. Картинка колыхнулась - Будда ожил, черты лица его омолодились, левая рука стучала по стеклу аквариума. Я приходила в себя.