Я - не плохой сын

Ник Коргин
    Запрещайте сколько хотите, а наш праздник всё равно будет нашим праздником. Вот даже в супермакете акцию объявили, якобы просто так, акция да и акция. Ан-нет к празднику подгадали - «3 бутылки водки или коньяка по цене двух». М-да, дожились. А когда-то было время - после 19-00 готовы были платить две цены за одну бутылку. Но жалко. И дружно шли в буфет ресторана, где хоть и с накруткой водка была, но по-божески. Что ни говори, а о простом человеке тогда думали. Заботились. Не то, что сейчас - «Вторая банка красной икры за 50% стоимости». Вторая! Да тут и на первую не хватит. А если и решишься купить, так будешь по икринке в день под одеялом съедать. Чтоб до следующей пенсии дотянуть. У нас же теперь тарифы ЖКХ европейские. Цены в аптеках тоже. Вот "коммуналки" заплатил, лекарства купил - всё, хана пенсии. Икра минтая за счастье... раз в полгода... если накопишь.
    Ну, рассуждай, не рассуждай, а торопиться в магазин надо. Акция-то с 23-00 до 6 ч. утра. Ох, налетит народ. Коньяк-водку разберёт. Икру расхватает. Чего я друзьям-сослуживцам на стол-то 23 февраля поставлю? А так, праздник себе устроим... По-нашенски, по-настоящему. Да и бессонница у меня. Валяюсь, почём зря, на кровати. Так хоть польза от неё, бессонницы, будет. Схожу наверное, зря что ли акцию устраивают?
   
    Народу в торговом зале немного. Оно и понятно, как никак, а час ночи всё-таки. Да и акции сейчас по фигу. Кто работает - отсыпается, а пенсионерам... многим она не по карману. Да и товар зачастую предлагают по акции тот, что залёживается. В каждодневье не годится.
    Неторопливо брожу между стеллажами. Ищу товары с красными, акционными ценниками. Уж коль пришёл, так затариться надо так, чтоб акцию прочувствовать. Так сказать, ощутить чувство выполненного долга.
   
    -Девушка! Девушка! -взывала женщина к сотруднице супермаркета, что-то поправляющей на полках. -А у вас водка "Бандеровка" есть?
    -Слава Богу, нет...А вы, что из...
    -Слава Богу, нет.
    -??!...
    -У меня сосед из этих. Вот хотела ему бутылок десять купить.
    -???!!
    -Чтоб он на халяву вусмерть упился. И здох, сука.
    -А-а! Так возьмите "палёнку". Могу адрес дать. Там как раз метил завезли.
   
    -Слышь, паренёк! - это уже мужчина обращается к юноше в форменной курточке магазина, -Конфеты с портретом президента есть?
    -Да-а... нет.
    -А шоколадки?
    -Тоже - нет. Он, вроде бы, ещё до такого не допился.
    -Ну, хоть кролик шоколадный есть?
    -Зайчики есть.
    -Зайчики-кролики, да какая разница. Где они?
    -Во-он, на том стеллаже. А вы, что так шоколад любите?
    -В гробу я его видал! Просто от этого козла "кролика" никак избавиться не могут. Так я хоть так душу отведу - сожру зайчика, а потом в унитаз его, падлюку.
   
    -Милое созданье! Не подскажете ли мне, это кубинские сигары? -трахнутый молью ловелас, хоть и поблекшего с годами вида, но всё ещё импозантного, рассматривал в стеклянном шкафчике разноцветные коробки с изделиями из крученного табачного листа. -У вас тут освещение так падает, что отблеск от дверцы шкафа мешает рассмотреть.
    «Ах, ты ж, дон жуан-на полшестого! Очки он видите ли доставать из кармана не хочет. Перед девчушкой "гарцует"! Кабель облезлый» - возмутился мой внутренний голос.
    -Чистой воды кубинские. Вы же видите, тут так и написано - «Made in  China Manufacturers», -с иронией отозвалось "милое созданье".
    -Да, но...
    -Что "НО"? Мне дедушка рассказывал, что только в Советском Союзе были настоящие кубинские сигары по 50 и 75 копеек... советскими. А вы с дедушкой ровесники, судя по виду. « Ай, да девчушка! Ай, да молодец!» -Значить тоже были там.
    -Где "Там"?
    -В Советском Союзе.
    -Да-а, был, - с нотками грусти и ностальгии, подтвердил предположение юной леди, мужичок.
    -Во-от, значить настоящие кубинские видели и какая их цена сейчас знаете. А эти - "чирик" за пучок. Одним словом - Made in Fignya.
   
    -Здравствуйте! Можем ли мы вам задать пару вопросов? -парень с девушкой обращались к даме, обладательнице двух бальзаковских возрастов.
    -А вы кто? "Свидетели"? Или ещё кто?! -тональность голоса ничего хорошего для молодых людей не предвещала.
    -Мы представители газеты "Голос об...
    -Шо!!! Голос Обамы?!!! Да я вас...
    -...об-бласти" -почти шёпотом проговорил паренёк.
    -А-а! Ну, давай, спрашивай.
    -Ка...ка...как вы считаете, нужен ли памятник ге...
    -Идиотизму!!! Идиотизму нужен памятник! И д и о т и з м у!...Ещё вопросы есть?
    -Нет, нет! Спасибо! -пролепетали оба в унисон, отходя как можно дальше от дамы. Мёртвой хваткой вцепившейся в тележку и очень похожей на БТР. По виду и габаритам.
   
    -Извините, а вы не подскажете, какое масло сейчас в бренде?
    -Чего-о?! В чём масло? -уборщица устало, ночные смены в её возрасте нелегко даются, уставилась на девицу. Для которой, судя по всему, ночная работа дело привычное.
    -Я имею ввиду, какое масло сейчас в Европе в моде. Мы же теперь европейцы.
    -И вы туда же. Да бери любое импортное, не ошибёшься. Всё оно гов...
    -Что-что? Какое вы говорите?
    -Гов-вядину, говорю, тоже можешь взять. И сало тоже. Там на полках всякое иносранное есть...
    -Иностранное, вы хотели сказать?
    -Да правильно я сказала. Только большим куском не бери. Там маленькие расфасовки есть.
    -А чего большие-то не брать?
    -Маленький не так жалко выкинуть будет, -швабра двинулась дальше, уводя за собой уборщицу. Случайный перерыв закончился.
   
    Наконец-то я "доехал" до стеллажей «3 по цене 2-ух». Тележка, когда только успела, уже наполнилась баночками, пакетиками, упаковочками, коробочками. Даже "шайба" красной икры была. Правда маленькая. У Толяна с Мишкой пенсия меньше моей, когда ещё себя деликатесом побалуют. А так, по бутерброду на нос выйдет и ладненько, празднично.
   
    VIP «Кутузов», «Коктебель коллекционный»,«Кара-Даг». Коньяки выстроились, как на подбор. «Крым». Да-а, Крым уже не наш... А чего это он "не наш"? Не ихний, не майданутых - это да. А для нормальных, как был свой, так и будет. Вот переболеем, как там тётка сказала, идиотизмом? Выздоровеем и снова будем друг к другу в гости ездить. Да жить нормально,
по-человечески. По-соседски, да по-братски. Кровь-то одна, своя, родная. Главное, скорее от вируса американской Эболнутости, избавиться.
   
    -Здравствуйте, дядь Коля!
   
   Функция «Поиск» быстро перебирала файлы памяти, выполняя команду «Кто такой? Откуда я его знаю? А он меня?».
   
    -Ты же Се...
    -Да. Саша.
   
   Рослый парень, лет тридцати, в униформе охраны супермаркета, сын моей одноклассницы, широко улыбался.
   
    -Фу-ты, ну-ты! Саша, конечно Саша! Старею потихоньку. Сразу и не узнал. Извини.
    -Дядь Коль, а вы хотите коньяк прикупить? Вы ж, вроде, как не пьёте?
    -Да вот решил по акции взять. Праздник завтра, хлопцы в гости придут. Да и так, просто, пусть в доме будет. Мало ли что. Пригодится.
    -Вы тогда тут постойте. Я вам принесу «Кара-Даг»...
    -Саш, так зачем? Вон же он стоит. Тут и возьму. Да и на камеру тебе "светиться" не к чему? Вдруг проблемы потом будут.
    -Тут он, как бы вам сказать, не совсем крымский. Для общего пользования. Настоящий «Кара-Даг» хозяин морем получил. Держит для "своих" клиентов. Мы их всех в лицо знаем. А коньяка много, нам он тоже разрешает "для своих" брать... и цена такая же, акционная. Так, что всё будет в порядке... А камеру этого сектора я пока отключил. Как никак, а я всё-таки начальник смены. Хочу - включу, а хочу - выключу, -с нотками иронии и едва заметной горечи, проговорил Наташкин сын. Обладатель двух высших дипломов, один из которых "красный".
    - Вы постойте, подождите. Я быстро.
   
   Да уж, затарился, так затарился. От души. Два больших пакета, с логотипом супермаркета, изрядно уставали мои руки.
   
    -Помощь не нужна? Дя-дя.
   
   Два крепких гопника, как из-под земли, предстали передо мной. Вынырнув из темноты проулка. «А я говорил, не фиг по ночам шастать, -это мой внутренний голос напомнил о себе. Мы, иной раз, любим пообщаться друг с другом. -Сидел бы дома, целее был бы.»
   Тот, что за главного, внимательно посмотрел на полные пакеты.
   
    -Блин! Сегодня же акция в "лабазе"! Понту с клиента - ноль. Все "бабки" в маге небось оставил? Ладно, живи, дядя. Пруха тебе сегодня.
    -Э! Давай хоть мобилу сработаем, -подал голос "плохой" гопник. Первый, который меня отпускал, естественно попадал в категорию "хороший". Хм, плохой-хороший гопник...а ребятки креативненько работают. С душой, так сказать.
    -Да на кой тебе "дедушкафон"? Шо ты на нём подымишь? -отозвался "хороший".
   
    «Кто дедушка?! Я дедушка?!!! Да я вас... -Да заткнись ты, Рембо холестериновый! Стой молча, авось пронесёт. Иначе будет тебе счастье... в травматологии. Да смотри, "хрусталём" в пакетах не звякни. -Чего это, "не звякни"? -А того, что "конину" ты же по-доброму не отдашь? -Нет! -А значить всё равно "будет тебе счастье". Так, что - не звякни.»
   
    -Слышь, дядя! Телефон есть? -это уже ко мне "плохой" обратился.
    -Конечно есть.
    -Ну, тогда давай.
    -Ну, записывай.
   
    После 10 секундного ступора, ночной проулок взорвался диким "ржанием" в два голоса. Ещё секунд через 20-30 прозвучала фраза, дающая надежду добраться домой минуя травматологию.
   
    -А ты прикольный, дядя! Иди с миром.
   
    Несмотря на всё своё природное упрямство, в некоторых случаях я бываю очень сговорчивым. И повторять дважды мне не надо.
   
   Вот и парк, а за ним ещё квартал и я дома. Так же по-прежнему горят фонари. На своих местах скамейки. Всё по-преж... Нет! По-прежнему уже не будет. И гулять в парке, как раньше, я тоже не буду... Нет "прежнего"! Нет! И уже...
   То ли всхлипы, то ли бульканье, вперемешку со шмыгающим носом, доносились из темноты боковой аллеи парка.
 
  «-Тебе триста метров до дома осталось, -проснулся мой внутренний. -Дойди их, Христа ради. С гопниками повезло, радуйся. Кто там, что там плачет, оно тебе надо?
    -И то правда! Ну, подумаешь... Очередное сердце врезалось в Любовь,
                Стеною безответной ограждённой,
                Болит душа, слезами проливаясь вновь,
                С надеждою, на гибель обречённой.
   
    -Ого! Хорошо сказал. Сам придумал или... Запомни. Может пригодится...Э! Аллё, гараж! Тебя куда несёт? Домой! Домой иди! Чего ты там забыл?
    -Да, как-то странно оно плачет...Как-то...не по-девчачьи, что ли.»
   
   Этот аргумент мой внутренний счёл убедительным...или просто устав со мной спорить, заткнулся.
   На боковой аллее освещение было...Да почти никакое. Но свет, доходящий с улицы и центральной аллеи, позволял, с близкого расстояния, рассмотреть сидящего на скамейке мужчину. Который, при моём приближении, старался сдержать себя. Но вздрагивающие плечи и всхлипы выдавали его состояние.
    В довольно-таки старой курточке и джинсах, но в очень хорошей и дорогой обуви, он не очень-то был похож на не вовремя вернувшегося из командировки мужа. Да и в таких случаях, обычно сначала матерятся, круша всё в доме. Потом пьют. И лишь после этого возможно плачут, если выпито было недостаточно для того, чтоб вырубиться. А этот трезвый и тихий. Только плачет. Странно.
    Вот и я, непонятно почему, совершил весьма странный поступок. Подойдя к скамейке, поставил на неё пакеты и присев рядом с незнакомцем, молча достал бутылку коньяка. Открыл и протянул ему. От неожиданности, перестав вздрагивать, он уставился на меня. Наконец-то можно было рассмотреть его лицо, которое до этого незнакомец старательно прятал в шарф.
   
    -Меня Николай зовут. Это вам поможет успокоиться... я надеюсь. Пейте, не бойтесь, это хороший коньяк.
   
   Нервно вздрагивающими руками, мужчина взял протянутую мной бутылку и основательно к ней приложился.
   
    -Игорь Влади..., Игорь я. Спасибо... и извините пожалуйста, -проговорил, теперь уже мой новый знакомый, после того, как перевёл дух от выпитого. Возвращая мне бутылку.
    -Всё нормально. Извиняться не за что. Вы курите? -поинтересовался, держа открытую пачку.
    -Нет-нет, не курю. Спасибо.
   
    Парень...хотя сорокалетнего мужчину вряд-ли можно назвать парнем, вздрагивал заметно реже и всхлипы становились тише.
   
    -Давайте-ка ещё. Хуже не будет. -по новой предложив коньяк, дал ему бутылку. Игорь, без лишних отнекиваний, принял предложение.
   
    Я молча курил, даже не пытаясь думать над причиной его слёз. Какая мне разница - "Почему?". Поможет "конина", хоть на время, и хорошо. Захочет сказать - скажет, а не захочет...
   
    -Я всегда на работу и с работы хожу этой дорогой, -уже более спокойным голосом заговорил Игорь. -Машина у меня конечно есть...«Машина?! Как-то не очень вяжется с твоей одёжкой парень. Хотя обувь у тебя...Как знать, как знать? Кто ты, что ты?» ...просто офис моей фирмы сразу за поворотом к порту. А живу я в конце парка. Возле церквушки. В доме где "Агентство". Там раньше были кассы Аэрофлота... это тут, совсем рядом.
    -Знаю. Я живу на квартал дальше.
    -Вот я и хожу пешком...да и полезней это.
   
   И уже без предложения, Игорь хлебнул коньяка.
   
    -Четыре года назад, в конце декабря, я почти ночью возвращался домой. Понимаете, конец года отчёты-перечёты, то да сё. Фирма у меня небольшая, всего семь человек, зато своя. Но с документами иногда допоздна засиживаться приходилось...
   
   Он опять пригубил «Кара-Даг». Ну, слава богу, отпускает мужика.
   
    -...иду я значит в тот день домой, а мне по этой аллее короче чем по центральной, слышу то ли  писк, то ли скулит кто-то. Подошёл к этой скамейке, а на ней коробка стоит и там что-то пищит. Плачет. (ещё несколько глотков) Присветил телефоном, а там...там щеночек в какие-то тряпки завёрнут. Дрожит и плачет. Как?! Как так можно?! Ведь его не забыли, нет. Его бросили. Понимаете, специально бросили здесь в коробке. Ведь он же ма-аленький совсем. Ему страшно. Холодно. Он же умрёт. Вот как?! Скажите мне, как так люди могут?!!
    -Могут.
    -Но почему?!!!
    -Потому, что люди.
   
   Ноты, прозвучавшие в моём голосе, заставили его вздрогнуть и внимательно посмотреть на меня. Наплевав на все запреты врачей, я взял у Игоря бутылку и добряче к ней приложился. Мне было абсолютно всё равно, сложится там какой-то сосуд или нет. Откроется клапан или закроется раз и на всегда. Мне было в с ё р а в н о.

   Чтобы как-то заполнить возникшую паузу, достал сигареты и закурил.
   
    -Можно и мне сигарету?
    -Лучше не надо. Мне не жалко, но поверьте - не надо.
    -Пожалуй вы правы - не надо.
    -Потом, что потом было?
    -Потом? Потом, утром я позвонил своим ребятам и сказал, что месяц будут работать без меня. Нет-нет, я конечно приходил периодически на фирму. Но Джойчику, я его Джоем назвал, нужен был постоянный присмотр. Он же совсем крохотный. Да и врач сказал, что хотя бы недели две надо присматривать и кормить по времени. Тогда будет здоровенький... Думал жена помогать будет. Обрадуется. А она... она заявила "Либо он, либо я." Разве так можно? Что ж его опять на смерть выкинуть? Вот вы бы смогли?... Посмотрите! Посмотрите какой он у меня вырос! Богаты-ырь!
   
   Игорь протянул мне телефон. С дисплея на меня смотрели удивлённые, слегка выпуклые, глазки ушастенького, карликового той-терьерчика. Я потянулся к пакету и достал вторую бутылку. Первая благополучно закончилась. Хорошее это дело, акция «3 за 2». И коньяк оказался не только хорошим, но и очень нужным.
   
    -А через неделю жена ушла, -спокойно, как о чём-то обыденном, продолжил Игорь.
    -А дети что? Что дети сказали?
    -Какие дети? -в недоумении смотрел на меня хозяин собаки.
    -Ну, ваши дети. Как они к Джою отнеслись?
    -У нас с Лилей нет детей. Её подруга после родов сильно поправилась. Так Лиля сказала, что никаких детей заводить не собирается. Не будет портить себе фигуру. Всё по фитнесам бегала. Да на диетах сидела. Вечно еды нормальной в доме не было. Постоянно какие-то мюсли, йогурты. Тьфу!
    -Красивая, -то ли спрашивая, то ли утверждая проговорил я, по-прежнему глядя на дисплей смартфона.
    -Так Джой... Джой, это же мальчик. - улыбнулся мой новый знакомый.
    -Да я про Лилю.
    -А-а,...стерва!...
   
    Теперь уже нотки в его голосе заставили меня обратить взор на Игоря. Бутылка перекочевала в его руки.
   
    -...Два месяца назад, Джоя не стало. Даже в область возил его, но и там врачи не смогли ничего сделать. Как-то болезнь назвали, а я не запомнил. Сказали, что шансов нет... Вот теперь, когда заснуть не могу, надеваю эту курточку... Вот видите, видите тут карман впереди, как у кенгуру сумка. Джой очень любит, когда я её одеваю и присаживаясь на корточки оттягиваю карман. Он сразу в него забирается и мы идём гулять...Сюда в парк...
   
      Его голос предательски задрожал. Плечи вздрогнули. Я дал ему бутылку, а сам полез в карман за платком. Наверное от холода или выпитого коньяка, мои глаза начали слезиться. А может возраст сказывается.
      
    -Знаете, Николай, стыдно признаться, но я за родными так не плакал, как за ним... до сих пор... Вы не знаете почему так? Почему мы за ними больше плачем чем за людьми? Может это я только такой? Может я... я... может...я плохой сын?
   
    Бутылка взметнулась донышком вверх, щедро отдавая Игорю своё содержимое. Сигарета в моей руке, с каждой жадной затяжкой, становилась меньше. Ей на смену приходила другая. Я не знал, что ответить ему. Развозить умную говорильню о верности и беззаветной преданности не хотелось. Да и нужна ли она, говорильня эта? Философствовать о том, что они дают нам то, чего не могут дать люди. Смысл(?) - никакого. И я решил просто повторить слова, когда-то услышанные мной, от одного знакомого. Лучшего ответа, чем слова Глеба, на вопрос Игоря, вряд ли можно найти:
   
    -Они - без второго дна.*
   
    Мой собеседник, почти всем корпусом развернувшись в мою сторону, внимательно вглядывался в моё лицо. Приняв из его рук «Кара-Даг», медленно, неторопливо стал наполнять себя прекрасным напитком. Меня не волновало, поймёт Игорь мои слова или нет. Мне было всё равно. Н а п л е в а т ь. Ни до кого и ни до чего мне нет сейчас дела. Мне нет дела. Ни до чужой беды, ни до чужой боли. Мне нет дела. Н е т  м н е  д е л а...
   
    Несмотря на холод зимней ночи, коньяк сделал своё. По Игорю было заметно, что он захмелел. Да и я, кажется, перестарался с «Кара-Дагом».
   
    -Игорь, давайте я вас домой провожу. Мало ли что.
    -Да-да, конечно. Идёмте. Вы... вы приходите иногда сюда... в парк... на скамейку. Я тут часто бываю. Приходите... пожалуйста.
    -Я... я постараюсь.
    -Пожалуйста... приходите.
   
    Слегка нетвёрдыми походками мы отправились в путь, не проронив за всю дорогу ни слова. И уже стоя у открытой двери своего подъезда, Игорь обернулся ко мне. Глядя абсолютно трезвыми глазами, твёрдо произнёс:
   
    -Нет! Я - не плохой сын. Просто... Просто они - без второго дна.







 


   *  "Они - без второго дна" - это, очень правильное и точное по формулировке и смыслу высказывание, в отношений братьев наших меньших, я впервые "услышал" в рецензии на один из своих рассказов, от замечательного автора Проза.ру, Глеба Копчёного.