Инструкция к жизни

Кондрацкая Елена
Она очнулась. Вокруг было мокро. Точнее, так бы она подумала, если бы знала, что это состояние называется «мокро». Она огляделась вокруг.

Река. Кувшинки. Много насекомых, не обращающих на неё внимания. Чистое весеннее небо. И шумные лягушки. Так бы она всё это описала, если бы понимала, что происходит и что её окружает.

И, в конце концов, кто она?

Не сочтите её глупой, но если бы Вас не было сотни, тысячи, миллионы, миллиарды лет раньше (да, вообще-то, если бы Вас раньше вообще никогда не было) и вдруг бы Вы внезапно появились, Вы бы тоже были бы озадачены.

Хотя почему если бы? Забыли, как сами первые три года находились в полном замешательстве (а некоторые, между прочим, так всю жизнь в нём и находятся)?
Но у неё не было столько времени, чтобы разобрать, что к чему. Её виду вообще всё дается осознать быстро, в качестве форы перед другими существами.
Но ей не повезло появиться очень задумчивой и неуверенной во всем.

Итак, сначала она осознала, что она есть. Дальше ей надо было понять, кем она является.

Мимо пронеслась стрекоза, к которой она решила обратиться за объяснениями:

- Эй ты, существо! Кто я?

Стрекоза удивилась такой невежливости, но с ответом не мешкала, так как подобные явления были для неё не редкими:

- Ты поденка.

- Кто я?

- Бабочка-однодневка. Спеши жить, - сказала стрекоза и сама поспешила куда-то. Может, с такой же целью?

Поденка была поражена. Она сидела на кувшинке и раздумывала над обескураживающим фактом идентификации своей личности (который ей, правда, ничего не принёс).

- Эй, ты оглохла, что ли? – озвалась ропуха. – Поспеши, тебе говорят!
Поденка обернулась к лягушке:

- Что значит однодневка, не подскажете?

- Это значит, что жить тебе всего-то день предстоит! Сейчас солнце только сходит, а зайдет – и нет тебя, понимаешь? Поспеши же, - в сердцах крикнула лягушка (она была очень сентиментальной доброй жабой и ела только очень старых мух, которые и сами были бы не против окончить путь земной).

- Куда поспешить? – растерянно спрашивала бабочка.

- Жить, тебе говорят, жить!

- Но я даже не знаю как…

Жаба удивилась:

- Так не бывает. Все живут как-то…

- А я совсем ещё не умею. Научи меня жить, пожалуйста!

Жаба задумалась:

- Ну, хорошо. Смотри, я живу так: сначала я сижу на берегу и пою песню, или переквакиваюсь с другими лягушками. Пригревшись на солнышке, я подбираюсь к воде охлаждаться. Отталкиваюсь от неё лапками, в общем, плаваю в своё удовольствие.… Подплываю к камышу или какому-нибудь древесному корню и поджидаю старых мух…

- Как-то это не по мне, - призналась поденка. – А как ты узнала, что жить нужно именно так?

- Я всегда знала это. Я просто появилась и делала всё, что хотела. А ты послушай себя, что ты хочешь?

Поденка замерла неподвижно и прислушалась к своему «я».

- Больше всего на свете я хочу узнать, зачем жить и как…

Лягушка тяжело вздохнула и проквакала:

- В этом я тебе не помощник. Может, другие поденки знают?

- Я не  одна такая? – наша бабочка была ошеломлена.

Лягушка просто указала головой на пролетающих неподалеку неизвестных поденке насекомых.

Бабочка так стремилась их догнать, что даже не заметила, как взлетела. И хорошо, что не заметила, - если бы долго раздумывала, может быть, и этого у неё не вышло.

- Здравствуйте! – окликнула их поденка.

- Привет, - ответила ей родственница, не замедляя полета.

- Вы знаете, зачем жить? – спросила бабочка. – Я очень спешу.

- Нет. Мы никогда и не думали об этом. Нам некогда, мы летаем.

- Зачем?

- Нам нравится.

- Но если это ни к чему? А если это не нужно вовсе? А если, летая, вы упускаете что-то важное?

- Мы не хотим ничего об этом знать, - ответили поденки, которым повезло быть не такими задумчивыми.

– Полетели лучше с нами! Мне кажется, мы делаем что-то очень важное,  -озвалась из роя какая-то бабочка.

- Нет, спасибо. Вы не уверены в смысле. Я не хочу терять время…

- Я знаю, кто может знать ответ на твой вопрос, - сказала другая бабочка. – Разве что филин. Мне кажется, он самый умный на реке. А мне посчастливилось появиться на свет недалеко от его жилища. Жаль, я не расспросила его о смысле, очень спешила жить. Я бы тебе помогла…

- Где найти филина, пожалуйста, скажи! – просила задумчивая поденка.

И добрая бабочка указала ей на огромный дуб, далеко на другом берегу реки:

- Я очнулась ещё ночью. И уже преодолела большой путь. Но ты успеешь туда попасть ещё до вечера.

- Я поспешу! – и наша поденка сразу бросилась в путь.

Её родственницы были правы. Дорога была неблизкой, но всё же бабочка, безмерно уставшая и заметно постаревшая, к вечеру добралась к жилищу филина.

   - Мистер Филин! – звала она, паря возле дупла старого дуба, - Можно к Вам обратиться за советом?

Из дупла донесся шум трепыхающих крыльев и старый, умудренный жизнью филин появился перед глазами поденки.

- Что тебе нужно, насекомое? – величественно обратился он.

- Правда ли, что Вы – самое мудрое существо, живущее на реке?

Филин покряхтел, приготовившись к длинному разговору, и неспешно повёл рассказ:

- Рассуди сама. Длительность моей жизни во много раз превышает длительность жизни любого из насекомых. С момента моего появления на свет, сменились тысячи поколений мух, комаров, бабочек… Мой вид обладает свойственным ему любопытством и крепкой памятью. Филины любят слушать, любят думать и любят наблюдать. Кроме того, мы передаем свои знания из поколения в поколение. Ничего не остается потерянным из наших умозаключений. Я – Хранитель Книги. Тебе это что-то говорит?

- Ничего, - устало отвечала бабочка.

- Книга – это скопление знаний всех моих предков и меня в том числе. По крупинке, с каждым годом жизни Хранителя наполняются наши сокровищницы знаний. Не каждой филину, и тем более, не каждой птице доверено вести и хранить Книгу. Я – один из рода Мудрейших. Так что, сможет ли ты довериться мне со своим вопросом, как доверяются ежедневно десятки существ?

- Да, думаю, Вы сможете мне помочь, - медленно говорила поденка. – Дело в том, что я родилась ещё утром, но до сих пор не знаю как жить, зачем… Нет ли в Вашей книге ответа на этот вопрос?

Филин щелкнул клювом, раздумывая. Наконец его глаза озарились:

- Бабочка, смысл есть всегда, но у каждого он свой.

- О, это всё отговорки! Я устала от них. Есть ли у Вас информация о смысле жизни для поденки?

Филин замер на миг, подумал, и достал из дупла огромнейшую энциклопедию птичьей мудрости.

- Итак, итак… Вот, раздел «Поденки». Читаю. Слушай внимательно.
«Поденки – вид насекомых, что живут один лишь день в виде бабочки. До этого они проводят в воде от 2 до 3 лет будучи личинками, мечтая о крыльях и полете. Существует легенда, что раньше этого дня перевоплощения у бабочек не было. Личинки обратились к самому Богу, чтобы он отсыпал и им хоть немного счастья. И Бог смиловался. С тех пор каждая личинка-поденка мечтает и ждет того дня, когда она почувствует на себе счастье полета и полноценной жизни. Но напрочь забывает о своей прошлой личности, став бабочкой. В этот единственный день поденки обычно ищут себе пару, исполняют танец любви и, в конце концов, умирают в полете», - дочитав, филин помолчал немного. – Хм, красиво вас задумала природа. Эй, насекомое!..

Но бабочка его уже не слышала, ведь солнце зашло, а с ней и закатилась её жизнь.
Филин тяжело вздохнул и сделал приписку в конце раздела:
«Инструкция к жизни бабочки. Ответ на вопрос «В чем смысл жизни?»: «Не задаваться этим вопросом».