Об искажении реальности

Евгений Терещенко
В одной из своих заметок: «О нашей вере и убеждениях» я попытался разобраться в причинах непонимания между людьми, их расхождения в суждениях, мнениях, оценках действительности. Хочу еще глубже развить и дополнить эту важную тему другими словами и аргументами.

Реальность, как она есть, преломляется в нашем восприятии через призму нашего "я", которое представляет собой сумму ассоциаций, привычек, усвоенных извне знаний. Все эти ассоциации, привычки, знания накапливаются у нас с раннего детства, входят в наше подсознание, формируют нашу личность, наш характер, наши симпатии и антипатии.

Чем меньше лет человеку, тем он податливей к внешним влияниям, тем легче он "программируется" извне и тем труднее впоследствии изменить его "программу". Подсознание очень консервативно, и наши сознательные акты лишь по видимости кажутся нам свободными, в действительности они очень обусловлены нашим подсознанием. Не случайно опытные педагоги утверждают, что воспитание ребенка должно начинаться со дня его рождения, что после 6-8 лет начинать воспитывать его уже поздно. Многие усвоенные в детстве мнения и убеждения очень трудно бывает поменять на более правильные в зрелом возрасте.

Трудно быть адекватным, объективным в оценке человеческих взаимоотношений, в частности, в оценке своих взаимоотношений с окружающими. Для этого нужно обладать развитым самосознанием, жизненным опытом и той душевной чуткостью и проницательностью, которой обладал князь Мышкин у Достоевского. Можно вспомнить из истории некоторых мудрых людей, хорошо понимавших себя и человеческую природу, как таковую. Это, например, М.Монтень, Ф.Ларошфуко, Ж. Лабрюйер, Б.Паскаль, Ж.Ж.Руссо, А.Шопенгауэр и др. Оставшиеся от этих писателей книги, могут способствовать нашему самопознанию и выходу на более высокий уровень понимания себя и человеческих взаимоотношений.

Еще сложнее выносить точные суждения и делать правильные оценки при рассмотрении исторических процессов. Конечно, существуют заслуживающие внимания историософские концепции, но все они приблизительны и субъективны. Случавшиеся иногда удачные пророчества были плодом интуиции великих художников, наподобие Достоевского или Ницше, а не плодом деятельности рассудка. Да и то, эти пророчества распространялись на относительно короткий, по историческим масштабам, промежуток времени.

Что касается политики, то эта сфера человеческой жизни полностью субъективна и фантасмагорична. Тут мы все пристрастны и находимся в плену своих верований, симпатий и антипатий. Наверно, политическую жизнь нужно видеть со стороны, будучи абсолютно незаинтересованной стороной, для того чтобы ее можно было оценить хотя бы относительно объективно. Тогда, полагаю, глазам человека проницательного предстанет увлекательный спектакль, и он сможет вдоволь посмеяться над человеческой наивностью и глупостью.