103 книга русская резьба. рамки для картин или рис

Илья Корнев
+103_ Рамка с зубчиками.

РАМКИ.

Ну сейчас их много выпускается как из пластмассы, так и склеенных из штапика. Ну штапик, это рейка с красивыми бороздками. В домашних условиях эти бороздки получаются методом строгания. Для этого применяется рубанок с таким же профилем колодки рубанка, а на железке рубанка делаются соответственные канавки напильником.
И тщательно точится брусками или наждачной бумагой.
В настоящее время на первое место в резьбе выходит не инструмент даже – резцы там или рубанки, а как не странно – принтер и работа на компьютере. И тут все сходится идеально! Ведь Размер фигурок людей или животных, растений входит в формат  листа бумаги для принтера. Примерный размер фигурок людей можно посмотреть в работе -Посиделки. Но ведь, и это то же логично - вырезать и вставить картину в рамку, что склеить можно самому. Понадобятся по крайней мере два приспособления, что легко делаются даже при отсутствии мастерской и станки тут не нужны. Есть приспособление, что называется – СТУСЛО, что ИССТАРИ представляет из себя короб, в который вставляется рейки – штапик и по Готовому пропилу, она рейка, в Размер отрезается. При чем под углом в 45 градусов. Как не точно делается стусло, но получится всегда просвет примерно в 2 – 3 мм и такая рейка пойдет разве для самодельного обрамления входной двери, или двери между комнатами – как тут. И такую резьбу на косяке двери можно применить и на рамке. Что же – не случайно тут дан фрагмент обрамления двери. И материал – осина шириной примерно 10 см – не дефицит на пилораме. Ну а на рамку для рисунка вполне хватит рейки шириной от 25 мм, эк скока зима сучков наломает! И – нужно второе приспособление – ПРЕСС, что служит и для подгонки углов штапика так, что ПРОСВЕТ СОВСЕМ ИСЧЕЗНЕТ. Делается это ножовкой по металлу, произведя пропилы в тех углах где они, просветы  и есть. Потом нужно рамку намазать клеем: ПВА, Столярным и стянуть с боков. Что то же похожее я уже выложил, когда давал описание пресса для склейки корпуса полу акустической гитары. И! Хе –Хе! Пресс должен разобраться, чтоб склеенную рамку вынуть! Ну это основание из ДСП или толстой фанеры и несколько реек из твердой древесины, типа березы с Отверстиями с НАРЕЗАННОЙ В ДЕРЕВЕ резьбой М 10 –12. На 100 рамок может и не хватит резьбы, но после десятка, двух рамок резьба, как новая!

КАЧЕСТВО РЕЗЬБЫ.

Если так можно сказать! Я делал некоторые предположения, что резьба может делиться и по Назначению! Можно ведь резьбу делать и на прикладе и на резной доске. Нужно в последнем случае исходить из того, что резная доска – Это Народная резьба. И ей престало иметь несколько более простое исполнение, но ведь к поделкам что применялись в народном быте относятся и шкатулки и там можно применить более замысловатую Морщинистую резьбу, что является разновидностью трех – гранной резьбы. Ну а пока нужно сделать рамку.

КАК СДЕЛАТЬ РАМКУ?

Ну, может быть она будет и не с таким запутанным орнаментом на ней, как у картин в Галерее, но вот склеить в домашних условиях рамку так, ЧТО БЫ НЕ БЫЛО видеть линий разъема на ней – можно вполне.

НАЧНЕМ С ДЕРЕВА ДЛЯ РАМКИ.

Пойдет любая древесина. И речь пойдет пока о рамке с Геометрической резьбой на этом рисунке. Да если ты еще не понял:
-А чо орать! Первоначально на поверхности был нанесен типичный рисунок, когда хотят вырезать по периметру прямоугольного изделия цепочку из треугольников, то есть Змейку или витейку. Ну как резать все эти капельки – дело – второе, но подсказка, сначала делаются пропилы Под углом Наружу рамки, или к наружной стороне, так что бы глубина пропилов колебалась внутри рамки от 2 –3 мм, а наружу пропил уходил на 1 см примерно.
- Да тут в основе чертежа на рамке Равносторонние треугольники, то есть со сторонами примерно 1х1х1х1 см, но можно провести линии и через например 5 и 15 мм, в этом случае одни капельки будут длинные, а другие - короткие. Но вернемся к дереву. Все зависит от того какая у вас для этого заготовлена древесина. Делать рамку можно и под такие зубчики и конечно под типичный набор элементов геометрической резьбы. Хорошо смотрятся по периметру полу розетки прямые при ширине рамки от 25 мм при чем розетки могут соприкасаться окружностями, окружаться кольцом примерно в 5 мм ширины или розетки могут входить одна в другую на различную величину. А теперь древесина! Повтор, так как кратко я рассказал о сортах типичной, то есть повсеместно распространенной древесины когда начал вас знакомить с резьбой на кухонных досках или, что я считаю Одно и то же - на лопастях ручной прялки. И одна лопасть представлена в этом обзоре – доска с длинной рукояткой. И так древесина для рамки и тут можно применить и твердые породы: плодовых деревьев, груши, сливы, яблони, а так же рябины, и некоторых сортов тополя, что не редкость как в селе, и так же в городе. Начнем по порядку.
1. ДРЕВЕСИНА РАЗЛИЧНЫХ  ПОРОД.
Определение, что дается в литературе по резьбе – частично спорное. Попробуйте Мягкую осину или березу подержать на солнце с месяц и при температуре плюс тридцать! Рубанок будет скакать как по стеклу. Резьба будет крошиться и резцам я не завидую. Но и тщательно высушенная та же Мягкая лип режется трудно, мнется по тому что она, как не странно - Мягкая. Дерево – Вата. Есть более Податливые ольха и береза, но в этом случае резьба получается чистая, без сколов, а резать ее не намного труднее. Эта рамка из осины, и есть такая же из березы. В этом случае зубчики на березе можно отполировать наждачной бумагой до зеркального блеска. Эти же на этой рамке из осины - всегда будут шершавыми! И округлости со сколами, и на дереве мягком остается Ворс, как ее не полируй. Но у мягкой древесины есть плюс для Геометрической резьбы. Я этого подробно не касался! И это связано с тем вопросом – А как окрасится, Собственно резьба, раз на поверхностях без резьбы и на гранях элементов следы от морилки стираются до самого дерева, то есть или до белой древесины как у осины ил Своего цвета у другой древесины.

Корнев – молчал, а
Смелостев об морилке,
Что то в угле бормотал!

- Мол, никак я не пойму!
Вот, березу я строгаю, и
Резьбу на ней кромсаю..

После все морилкою залью,
И кой где, кой как - сотру, но
В осиновой доске,
краска к граням Прилипает,
А в Березовой – ее, не отыщешь!
Хоть убей! Исчезает!

Мол, осина краску жрет,
Как корова воду пьет!
Все впитает! Хоть ведро!
Той морилки, дерево Вберет, ну
И грани Почернеют, и
Глядятся Веселее!

Мол, Контрастная резьба,
Завсегда она прекрасна, а
Вот береза не такова!
И резьба, как то мутна и не так.
Скажу, ярка!

Прекратил его страданья я, сказав:
- ему заранее! Знай,
Коль много Поры впитывают, то
И Чернее они Выглядывают!

P/s – от того что разное дерево имеет разный  Поры, что тянутся от корней до верхушки дерева, и есть деревья что банально могут обходиться Разным количеством для своего произрастания, то они, деревья, уже в виде доски с резьбой в Эти Открытые резцом поры возьмут разное количество морилки, но более крупная краска и останется на гранях и никогда не пройдет внутрь по этим порам. На березе нужна более Густая морилка чем, например, на осине,  тут не только дело в  том, что осина мягкая и Пористая, а береза более плотная, но и тот фактор влияет, что береза довольно Темная сама по себе. Под лаком цвет березовой поделки имеет Телесный цвет, как у человека…

Корнев. Смелостев.