Операция Новый год. Детектив

Александр Аввакумов
 

Абрамов шёл по коридору, здороваясь с сотрудниками министерства. Мысленно он ругал себя за несдержанность:
«Нужно было молчать! Кому и что ты хотел доказать? Вот и проверяй теперь информацию об этом Кастете! Где ты его сейчас найдешь? Думаешь, он будет сидеть и ждать, когда ты его возьмешь? Наверняка, уже подался на юг, чтобы в тепле встретить Новый год».
Виктор Николаевич открыл дверь кабинета. Достав из сейфа документы, снова начал их внимательно изучать. Отложив в сторону, поднял трубку и позвонил своему заместителю.
- Станислав, пригласи ребят. Нужно посоветоваться.
Через пять минут в кабинете Абрамова собрался весь личный состав отдела.
- Мужики! – обратился он к  сотрудникам. – Вы, наверное, знаете, что вчера снова совершена «мыльная» квартирная кража, шестая в этом месяце. Судя по тому, что в квартире ничего не тронуто, я считаю, что это дело рук Кастета. Вчера поступила бумага из второй колонии, в ней источник сообщает, что Кастет рассказал ему, что научился вскрывать любой замок, используя самое обыкновенное мыло. Бумага датирована августом этого года. Почему ее не отправили нам раньше - второй вопрос. Первая «мыльная» кража зарегистрирована в конце августа, то есть после освобождении фигуранта из колонии.
Абрамов замолчал и посмотрел на сотрудников. Никто не обрадовался услышанному: все хотели как можно скорее попасть домой.
- Виктор Николаевич! Может, перенесем решение вопроса на следующий год? - поинтересовался один из них. – Сегодня же 31 декабря, завтра Новый год!
В кабинете повисла тишина.
- Ты думаешь, Алексеев, я не знаю, какой сегодня день? Все дело в том, что Кастет «взял хату» большого республиканского начальника и, следовательно, Новый год для нас откладывается на неопределенное время. Именно так мне сегодня сказал министр, а с руководством спорить нельзя, это вы отлично знаете.
О разговоре с министром, Абрамов промолчал. Ему не хотелось еще больше злить сотрудников.
- Так вот, Кастет – это Кастенков Илья Викторович, 1968 года рождения, трижды судимый за совершение краж. По данным адресного бюро, ранее проживал по улице Кирова, дом 18, квартира 6. В настоящее время данный дом расселен.  Задача - найти этого человека. Ясно?
- А если эти кражи не его? – снова задал вопрос Алексеев. – Время убьем, а выхлопа не будет.
- Все может быть, – произнес Виктор. – Я лишь сообщил вам оперативную информацию о намерениях этого человека. Может быть, это и не он, но мы должны в этом убедиться. Я поднял всю имеющуюся на него информацию. До отсидки он дружил с Васильевым Геннадием, отчества которого я не знаю. Известно лишь, что ранее он работал таксистом. Не исключаю, что они и сейчас общаются. Возможно, что на кражи его возил Васильев. Кастет - очень умный и изворотливый вор, после каждой кражи он дня на два «зависал» на квартире какой-нибудь знакомой, тем самым создавая себе определенное алиби: его видели соседи этой дамы, а после он ссылался на их показания. Вещи же через два дня ему привозил домой Васильев. Кастета дважды задерживали по подозрению, проводили дома обыск, но похищенных вещей никогда не находили. И еще один штрих: все похищенные им ценности ни разу не всплывали в Казани. Похоже, товар он сбрасывал иногородним приятелям. Вот, посмотрите - фотографии Кастета и Васильева. Постарайтесь запомнить эти лица.
Абрамов передал сотрудникам фото.
- А сейчас Станислав разобьет вас на группы. Задача первой – отработать все таксопарки города. Нужно найти Васильева. Задача ясна? Второй группе – через паспортный отдел установить, в какие адреса были переселены жители этого дома, в том числе и семья Кастенковых. Третьей группе – отработать авиа- и железнодорожные кассы: Кастет может выехать за пределы республики. Возьмите мою машину и вперед. Я на месте. Все взаимодействие через меня.
Сотрудники с хмурыми лицами покинули кабинет. Буквально через пять минут Абрамову позвонил начальник Управления уголовного розыска и пригласил к себе.
- Мне кажется, что ты поторопился Виктор. Не нужно было называть министру это имя, – произнес Костин. – А если это не Кастет? Ты представляешь, что будет?
- Я просто озвучил оперативную информацию. Других зацепок по этим кражам у меня нет. Я разогнал ребят по городу, пусть немного «понюхают».
- Представляю, что они про тебя говорят. Сегодня же 31 декабря, всем хочется  вырваться с работы пораньше.
- Интересно, что бы вы мне сказали, Юрий Васильевич, если бы я ничего не сделал после того, как озвучил эту информацию. Если она не подтвердится, чего я не исключаю, то хоть совесть будет чиста, что мы ее отработали.
- Ты прав, Абрамов. Сказав «А», нужно говорить «Б», иначе нельзя. Я хочу, чтобы тебе сегодня повезло, чтобы ты раскрыл это дело и хорошо отметил  праздник.
- Спасибо. Если я вам больше не нужен, пойду к себе.
Подойдя к двери кабинета, Виктор Николаевич услышал надрывающийся телефонный звонок. Пока он открывал дверь, телефон замолк. Абрамов поднял трубку телефона дежурного по МВД.
- С наступающим Новым годом, – произнес Виктор. – Что у нас нового?
- Звонили твои ребята и просили передать, что установили личность Васильева. Поехали в таксопарк, в котором тот работает.
«Неплохое начало, – подумал Виктор – вдруг действительно повезет, и мы выйдем на этого Кастета».
Он положил трубку и, встав из-за стола, подошел к окну. В парке «Черное озеро» было много народу, особенно детей, которые катались с горок. Он вспомнил, как в детстве радовался празднику, школьным каникулам. От этих мыслей, пусть и на мгновение, ему стало тепло.
Вернувшись к столу, он поднял телефонную трубку. Ждать пришлось недолго.
- Здравствуй, Юра, это Абрамов. С наступающим! Юра, не в службу, а в дружбу: посмотри, пожалуйста, с кем в последнее время Кастет поддерживал связь? Я имею в виду - на воле.
- Хорошо, Виктор. Если специальная часть не закрылась, посмотрю. Слушай, а может, сделаем это после Нового года?
- Нет, Юра. Мне нужно сегодня. Сходи, я буду ждать твоего звонка.
В дверь кабинета постучали.
- Да, – выкрикнул Абрамов. – Заходите же.
В кабинет вошли двое его сотрудников.
- Виктор Николаевич, разрешите доложить, – начал старший группы. –  Отработка касс железнодорожного вокзала ничего не дала. Мужчина с приметами Кастета, со слов работниц, не обращался. Они не исключают, что он мог приобрести билет на поезд в кассе предварительной продажи.
- Отрицательный результат - это тоже результат, – без всякого энтузиазма произнес Абрамов. – Выходит, эта линия для нас пуста.
Сотрудник, возглавлявший группу, улыбнулся.
- Не все так плохо, Виктор Николаевич.  Кастет приобрел два билета на самолет. Вылет сегодня в двадцать ноль-ноль.
Лицо Виктора расплылось в улыбке.
- И с кем летит? – поинтересовался Абрамов.
- Фамилия женщины – Новикова, инициалы - В.В.  Кто она – мы пока не знаем. Похоже, билет им выписывала их знакомая, потому он и недооформлен.
- Здорово, ребята! Попытайтесь найти кассиршу и опросите ее. Вдруг она знает, кем является эта Новикова В.В.
Ребята замялись. Заметив это, Абрамов произнес:
- Мужики, сейчас только начало третьего дня. Если поторопимся, к Новому году успеем!
Сотрудники развернулись и молча вышли из кабинета. В этот момент на столе Абрамова зазвонил телефон.
- Записывай, Виктор, – услышал он голос оперативника из колонии. – Новикова Валентина Васильевна.
Он продиктовал адрес и сделал небольшую паузу.
- Вот еще. Некто Геннадий Васильев. Почему-то ни на одном письме нет обратного адреса.
- А адреса матери нет случайно?
- Чего нет, того нет. У меня все, Виктор, с наступающим праздником.
В трубке раздались короткие гудки.
«Вот и адрес Валентины Новиковой установлен, – подумал Виктор. – Значит, с ней он собрался в Москву. Что ж, посмотрим, куда вы полетите, в Москву или к нам в изолятор».
Накинув пальто, Абрамов направился к выходу. В этот момент снова зазвонил телефон.
«Ни минуты покоя, ни секунды покоя», – неожиданно вспомнил он слова некогда популярной песни. Он поднял трубку.
- Виктор Николаевич, – услышал он голос дежурного по МВД. – Поступило сообщение о том, что при попытке задержания преступника ранен ваш сотрудник.
- Какое ранение? – с волнением в голосе поинтересовался Виктор.
- Пока непонятно. Сейчас  разберемся и доложим.
- Машина есть? – спросил Абрамов. – Я выезжаю туда.
Он выскочил из кабинета и чуть ли не бегом бросился вниз по лестнице. Заметив стоявшую на углу милицейскую автомашину, он кинулся к ней. Ехать пришлось довольно долго. Около подъезда дома уже находился наряд милиции.
- Что с ним? – спросил Виктор сотрудника уголовного розыска, который входил в состав этой группы.
- Да ничего особенного, Виктор Николаевич, так, легкое ранение. Мы с Гавриловым поднимались по лестнице, когда дверь квартиры матери Кастета открылась, и из нее вывалился он сам. Он сразу понял, что мы из милиции. Не успели мы ничего предпринять, как он ударил Гаврилова кулаком в лицо. Похоже, в его руке был кастет. Пока я нагнулся над Гавриловым, он  заскочил в квартиру и закрыл за собой дверь. Я выбил дверь, но он успел уйти через окно. Зима, снега под окном по пояс.  Вот такие дела.
- Что с Гавриловым?
- Рассечена щека и сломана нижняя челюсть. Бригада скорой помощи увезла его в Институт восстановительной хирургии.
- Хорошо. Возьмите понятых, местных сотрудников милиции и проведите обыск. Осматривайте все тщательно, особое внимание - различным емкостям: многие преступники прячут похищенные ювелирные изделия в банках с крупами, в морозильных камерах холодильников. После обыска - ко мне в кабинет.
Абрамов развернулся и направился к автомашине. Посмотрел на часы - они показывали начало пятого вечера.
«Итак, у меня в запасе всего три часа, а может, и того меньше, – размышлял он, садясь в автомашину. – Не факт, что Кастет теперь полетит в Москву. После нападения на сотрудника милиции он наверняка постарается исчезнуть из города». 
Виктор взял в руки микрофон и связался с машиной, в которой находилась одна из его групп. Уточнив местонахождение сотрудников, он попросил водителя забросить его туда.
Когда он подъехал, сотрудники стояли около оперативной машины и что-то обсуждали. Заметив его, они замолчали.
- Что стоим, что молчим? – обратился он к Ефремову, старшему группы.
- Ждем, Виктор Николаевич, когда Васильев пообедает. Вот рассуждаем: брать его или сесть ему на хвост? А вдруг он выведет нас на Кастета?
- Кастет час назад, при попытке его задержания, покалечил Гаврилова. Не исключено, что он вооружен. Сейчас зима, темно, и Васильев может уйти: мы не знаем, когда и где он должен встретиться с Кастетом. Я не исключаю, что они попытаются изменить место вылета. Например, поедут в Чебоксары и оттуда полетят в Москву. Лучше брать прямо сейчас.
- Виктор Николаевич, а если мы его за два часа не расколем, что тогда?  - поинтересовался один из оперативников.
Ребята замолчали.
- Вот что, Ефремов. Пробей ему одно колесо. Посмотрим, что он предпримет. Если у него намечена встреча с Кастетом, он постарается как можно быстрее поменять колесо. На это уйдет минут тридцать. Времени будет в обрез, и следить за тем, что кто-то сидит у него на хвосте, Васильев не станет. Кстати, подруга Кастета, на которую выписан второй билет, живет вот по этому адресу. Поступим так: двое пусть держат Васильева здесь, а я и Мигунов навестим адресок Валентины Новиковой. Посмотрим, наведается ли к ней Кастет. Я беру машину, а потом возвращаю ее вам.
Минут через двадцать Абрамов  стоял около двери Новиковой. Он нажал кнопку звонка и стал ждать, когда ему откроют.
- Кто там? – услышал он из-за двери певучий женский голос.
- Почтальон. Примите телеграмму, – произнес Виктор, моля Бога о том, чтобы в квартире не оказалось Кастета.
Дверь приоткрылась. Нужно отдать должное Кастету: он понимал толк в прекрасном. Перед Виктором стояла статная, красивая женщина. У нее были шикарные черные волосы, собранные в большой пучок. Изюминкой ее внешности были большие голубые глаза, такие бездонные, что в них можно было утонуть.
- Давайте телеграмму, – капризно произнесла Валентина. – Где нужно расписаться?
Абрамов сунул руку в карман и достал из него удостоверение.
- Уголовный розыск, мадам Новикова. Разрешите пройти?
Женщина ойкнула и, отступив на полшага назад, попыталась закрыть дверь. Абрамов не дал ей этого сделать: он оттолкнул ее в сторону и вошел в квартиру.
- Ты одна, Валентина? – сразу перейдя на ты, спросил он ее. – Похоже, куда-то собралась? А впрочем, о чем я? Сегодня же праздник.
Женщина, не скрывая злости и разочарования, посмотрела на Виктора. Его приход явно путал все ее планы.
- Что вам от меня нужно? Я очень спешу и прошу вас, меня не задерживать. Если я вам так нужна, приду к вам после праздника.
- Раз торопишься, скажи: где ты встречаешься с Кастетом? Он мне очень нужен.
По лицу Новиковой пробежала еле заметная тень.
- Я не понимаю, о каком Кастете вы спрашиваете. В кругу моих знакомых человека с таким именем нет.
- Да брось ты, Валентина, порожняки толкать, – произнес Абрамов, удивляясь, почему  вдруг стал говорить по фене. – Это же твой старый приятель, которому ты так часто писала на зону. Все зафиксировано в его личном деле.
Она сделала удивленное лицо. Выдержала небольшую паузу, словно что-то вспоминая.
- Это вы про Илюшу, что ли? Этот гад, едва освободившись, подался на юг. Даже не попрощался…
Виктор улыбнулся. Валентина держалась вполне достойно.
- Можно я воспользуюсь телефоном? Один звонок, не более.
Виктор поднял трубку и связался с дежурным по МВД.
- Что нового по раненому сотруднику? Все нормально, говоришь, домой увезли? Хорошо. Свяжись с моей машиной, там ребята. Поинтересуйся, как у них. Пусть перезвонят мне по телефону, – произнес Абрамов и посмотрел на Валентину.
Новикова назвала номер своего телефона и, присев за стол, достала из пачки сигарету и прикурила. Она красиво выпустила дым в потолок и взглянула на Виктора.
- Неплохой у тебя ювелирный гарнитур, дорогая. Где ты его взяла?
Валентина покраснела, а затем закашлялась.
- Что за вопросы, товарищ майор? Это мне покойная мать в наследство оставила.
- Мать, говоришь? Не смеши меня, Новикова. Откуда у твоей мамаши средства, чтобы купить подобную роскошь? Она же всю жизнь проработала нянечкой в детском саду! Я же знаю, откуда он у тебя. Тебе его подарил Кастет после квартирной кражи.
Лицо Валентины по-прежнему оставалось спокойным.
- Ты, наверное, пришел ко мне не для того, чтобы спросить меня об этом? – переходя на ты, произнесла она.
- Ты права. Я пришел за Кастетом. И сейчас я даю тебе единственный шанс остаться на свободе. Ты должна вернуть все золотые вещи, подаренные  этим человеком. В противном случае пойдешь по делу как наводчица и скупщица краденого имущества. Ты же хорошо знаешь, что все это золото Кастет приносил тебе после краж?
- Ты меня на понт не бери, ментяра. Ты еще ничего не нашел в моем доме, а уже начинаешь гнать пургу.
- Ты не повышай на меня голос, Новикова,  я же еще не искал. Вот начну искать, найду, тогда писать будет поздно.
Он еще хотел что-то сказать, но в этот момент зазвонил телефон. Валентина быстро схватила трубку, а затем передала ее Абрамову.
- Это тебя, – произнесла она и протянула Виктору трубку.
Звонил дежурный по МВД. Он сообщил, что оперативная машина находится около дома Кекина. Водитель такси вышел из машины и вошел в один из подъездов дома. Из-за возможности расшифровки сотрудники не стали входить за ним.
- Держите меня в курсе, – скомандовал Абрамов и положил трубку.
Он посмотрел на Новикову, которая не без интереса прислушивалась к разговору.
- Ну, что Валя, давай снова вернемся к нашим баранам. Ты, наверное, поняла, что до задержания твоего любовника остались считанные минуты. Стоит ему подняться в твою квартиру, и для тебя все закончится тюрьмой. Думай.
- А что мне думать? Покинь мою квартиру! Мне нужно уходить, – раздраженно произнесла Новикова. – Не нужно меня пугать! Кто ты такой? Да мне на тебя просто наплевать!
- Не спеши, Валентина. Я не просто так пришел к тебе. В твоей квартире засада, и что мне делать, решаю я, а не ты. Если  недовольна моим  присутствием, пиши прокурору района. Я думаю, что он тебе все объяснит.
Новикова вскочила со стула и устремилась к телефону, но Виктор преградил ей дорогу.
- Нельзя, – коротко бросил он. – Теперь только я могу звонить по этому телефону. Тебе понятно?
Снова раздался звонок. Валентина пристально посмотрела на Абрамова, словно предлагая решить, кто поднимет трубку. Абрамов ответил на звонок. Звонил дежурный по МВД.
- Виктор! Ребята приняли груз. Сейчас машина движется в сторону Горок. Не исключено, что едут к тебе.
- Все ясно. У меня в коридоре Мигунов. На всякий случай подтяни поближе к дому наряд милиции. Слышишь, только поближе, а не к самому дому, а то можем напугать преступника.
Абрамов положил трубку и достал из кармана сигареты.
- Я закурю? – обратился он с вопросом к хозяйке квартиры. - Мое предложение еще в силе. Будешь писать?
- Да пошел ты … – произнесла Новикова и, достав из холодильника бутылку коньяка, налила себе в стакан.
- Вольному воля, а спасенному рай, по-моему, так говорят люди, – произнес Виктор и достал из кармана пистолет: передернув затвор,  положил его перед собой на стол. Часы показывали начало седьмого.
«Если по пути ничего не произойдет, Васильев привезет сюда Кастета минут через десять», - подумал Абрамов.
Он встал из-за стола и направился к входной двери. Приоткрыв ее, подозвал к себе Мигунова.
- Сергей, они будут здесь минут через десять. Встань этажом выше. Одежду можешь оставить в квартире. Прикроешь меня, когда они войдут. Понял?
Тот молча кивнул и, сняв с себя куртку, протянул ее своему начальнику. За это время Новикова успела выпить еще полстакана коньяка. Виктор посмотрел на нее и  сел за стол.
- Что смотришь, мент? – слегка заплетающимся от алкоголя языком произнесла женщина. – И откуда только берутся люди, которым ничего не стоит сломать чью-то жизнь?..
Виктор усмехнулся и снова посмотрел на часы. Было около семи. Как он и предполагал, у Кастета был свой ключ от квартиры Валентины. Он открыл дверь и с шумом  ввалился в комнату. Кастет был немного пьян и не сразу обратил внимание на сидевшего за столом Виктора. Он обнял Валентину и только после этого повернулся к нему.
- А это кто? – спросил он, обращаясь к Валентине. – Надеюсь, не твой новый хахаль?
- Я из милиции! Подними руки и встань лицом к стене,  – скомандовал Виктор. – Дернешься - застрелю прямо здесь.
То, что произошло потом, не входило в план Абрамова. Стоявшая недалеко от него Валентина выключила в комнате свет и с криком бросилась на Виктора. Ее ногти впились ему в лицо. Он тщетно попытался отбросить ее в сторону. Споткнувшись о задранный кем-то половик, он упал на пол, увлекая за собой Валентину.
- Беги, Илья, беги! – закричала она.
Кастет выскочил в прихожую и, схватив свою спортивную сумку, кинулся к двери. Ему удалось выскочить в коридор, но нога, подставленная Мигуновым, сделала свое дело: он споткнулся, и нелепо махая руками, полетел с лестницы вниз. В какой-то момент можно было подумать, что он разобьется насмерть, но Кастет вскочил на ноги и, сломя голову бросился по лестнице вниз. Он выскочил на улицу и сразу же угодил в руки ожидавших его оперативников. Кто-то подсек его ногу, и он упал лицом в сугроб. Еще миг. и на его запястьях защелкнулись наручники.
В это время Абрамову и Мигунову удалось оттащить полупьяную Валентину в сторону. Виктор поднялся с пола и, сунув пистолет в карман, направился в ванну, чтобы смыть с лица кровь. Он взглянул в зеркало и не узнал себя: все его лицо было исцарапано острыми ногтями Новиковой. Умывшись, он нашел в одном из ящиков йод и начал обрабатывать раны. Руки мелко дрожали, и он не всегда попадал косметической палочкой в нужное место. Вскоре все его лицо стало желтым.
Когда Абрамов вышел из туалета, Новикова уже сидела на диване с закованными руками. Она по-прежнему выкрикивала оскорбительные слова в адрес оперативников.
- Мигунов, – обратился к нему Абрамов – пригласи понятых и приступай к обыску. Сейчас половина восьмого. В десять я жду тебя в своем кабинете. Я думаю, что в этой квартире ты найдешь много  ювелирных изделий.
Спустившись, Виктор вызвал дежурную автомашину. Погрузив в нее Васильева и Кастета, направился в МВД. В десять вечера вернулся с обыска и Мигунов. Он молча положил перед Абрамовым холщевый мешочек с золотом.
- Вот, – произнес он. – Новикова прятала все это в сливном бачке унитаза.
- Молодец, – поблагодарил Мигунова Абрамов. – Собирай отдел.
Через десять минут кабинет начальника отдела огласился смехом и шумом.
- Вот и все, ребята, – произнес Виктор. – Нет больше Кастета с его «мыльными кражами». Все отлично поработали, и поэтому от лица руководства Управления уголовного розыска поздравляю вас с очередной победой над преступным миром, а еще - с наступающим Новым годом!
Он повернулся и, открыв сейф, достал из него две бутылки.
- Станислав, разливай! – приказал он своему заместителю.
Вскоре все наконец-то направились по домам. Абрамов набрал домашний телефон начальника Управления уголовного розыска и доложил ему о раскрытии серии квартирных краж.
- Иди, отдыхай, – произнес тот. – Молодец! Завтра я доложу в МВД СССР о твоей победе и о проведенной тобой операции «Новый год».
Абрамов положил трубку и, накинув пальто, посмотрел в зеркало. Лицо его опухло и стало похожим на новогоднюю маску.
«Интересно, что скажет жена, увидев меня? – подумал он. – Может, посмеется, а может, снова посоветует мне уйти из сыска».
Он выключил свет и, закрыв кабинет на ключ, направился к выходу из МВД. В парке «Черное озеро» по-прежнему веселился народ. Из динамиков неслась праздничная музыка. Он поднял воротник пальто и пешком направился в сторону дома.