Дорогая мама. Я разведчик

Сергей Бальсин
Дорогая мама!
Пишу тебе сказать, что я -  разведчик. И всегда им был...
Светом надежды я жил  эти годы, надежды на тот день, когда  смогу все  рассказать.
Мама! Я уже вижу как ты хватаешься за свое доброе и любящее сердце,  но поверь, -  это не то о чем ты думаешь!  Все сложнее и проще одновременно.  Глубже и трагичнее.
И пока моя душа распахнута как дверь и ветер страха и сомнений ещё не захлопнул её ,-  я все же начну:
...Все случилось когда мне было одиннадцать лет.
Ты же помнишь, моя дорогая мама, что дома у нас всегда был спирт. Ты руководила лабораторией и это возможно являлось причиной домашнего изобилия этанола, а может и нет. Я  сейчас могу ошибаться и быть немного субъективным и сумбурным в попытке сосредоточится на главном и снять с себя часть вины. Так что прости меня заранее...
Но я продолжу, мама… Спирт.
Ты считала его главным лечебным средством - смазывала,   прижигала и  растирала им все,  что казалось тебе подозрительным. Особенно если это были мы с братом…
Бутылку со спиртом, ты мама, держала в шкафчике,  в наивном,  свободном доступе и в принципе, наверное была права. Со временем,  этот спирт,  стал такой же обыденностью,  как заварочный чайник с висящим ситечком. Я, благодаря твоему доверию, уже будучи подростком, прошел все возможные варианты поджигания, нюхания и пробывания спирта и  совершенно в итоге к нему  охладел. Насовсем.  Я покорился твоему доверию и мудрости. И это наверное, от многого в жизни потом меня уберегло. 
 Это честные слова мама, поверь,  как и любые другие в этом письме.
Созерцание запутанного прошлого в собственной голове, постоянно уводит мои мыли в сторону и не дает сосредоточиться на главном, прости.
Я стараюсь держаться сути, как бы это не было тяжело…
 И так.. Как-то ты уехала в  командировку и забрала брата,  а папу вызвали на работу, -  чего-то там, - на работе,  случилось.  Остался я один дома. Вдруг…
Понимаю, что это звучит зловеще, но прошу снисхождения, так как, от яркости воспоминаний, сам вздрагиваю до сих пор . Но все же постараюсь быть кратким мама, дабы не упустить главное и не погрязнуть в несущественных для тебя деталях:
 В общем звонок в дверь.  Я к  глазку, -  а там,  -  темно. 
- Кто? - тревожно спрашиваю я.
- Подполковник Степанов, прибыл в гости! - прилетели в меня рубленные фразы из-за двери.
Да мама, это был дядя Коля, твой зять. Ты же помнишь конечно, он был каким-то большим военным начальником и на служебном Уазике его возил несчастный солдатик - шофер,  на которого дядя Коля непрерывно орал,  а ты  всегда жалела этого солдатика, подкармливала его супом и подсовывала еды и какие-нибудь носки. Помнишь?
Так вот, дядя приехал и ввалился в квартиру во всей своей красивой шинели со сверкающими погонами и запахом терпкого перегара.
- Отец где? - спросил он,  заглядывая в комнату.
- Нет никого. - ответил я и подробно доложил  товарищу подполковнику текущую дислокацию ближних родственников.
Дядя Коля выслушал мой доклад, кивнул, но не стал расстраиваться:
 - Гостей принимаешь? - весело сказал он и без ответа двинулся в сторону кухни.
Я должен был мама, должен был тут почуять неладное, но я был еще сильно молод и глуп!
- Конечно, - выкрикнул я,  но выглядело это слегка запоздало 
Превратившись в хозяина на кухне, я по всем правилам гостеприимства стал угощать его чаем с солеными огурцами.  Я понимаю  сейчас твой стыд за меня, мама,  но это лучшее,  что я мог тогда сообразить...
И так:
Дядя Коля хлебал чай,  посматривал на соленые огурцы и  рассказывал мне  про мировой империализм,  про натовскую  закулису  и то,  как его сегодня задолбала американская военщина.
- Сил к концу дня совсем не осталось, - говорил он  проникновенно, - ни моральных,  ни физических. Понимаешь?
Я кивал.  Дядя Коля делал паузу. Хлебал чай.  Вздыхал и начинал заново, - про свой тяжелый день на страже Родины, про закулису...
Хлебал чай. Вздыхал и ...
Я тупил.  Он вдыхал чаще.
Потом, устав от вздохов, он не выдержал:
- Выпить есть у отца чего?
Я пожал плечами и заглянул в шкаф.
- Вроде нет, - ответил я, - спирт тут только.
- Спирт? - с легким сомнением блеснули дядины глаза , -  ну доставай!
И я достал его мама,  достал!  Своими руками достал! Этими вот самыми руками, которыми и пишу тебе это письмо.
Поверь пожалуйста, мне не просто даются эти строки,  каждая буква, каждое слово -  это тот  гранитный осколок из прошлого,  который я ношу в душе много лет.
Слезы, мама, горькие слезы мешают мне видеть буквы, но я все же продолжу:
Дядя Коля внимательно оглядел полную бутылку,  с резиновым пальцем на конце,  налил немного в стакан из под чая и разбавил водой прям из крана.  Махом выпил и… наконец взялся за соленые огурцы…
Дальнейшие события в моей памяти, -это сплошной клок стыда и отчаяния, но так случилось мама, и я не могу тебе не рассказать, раз уж начал:
- Вообще,  дядя Коля разведчик, - произнес он разглядывая уже не совсем полную бутылку, - ты знаешь?
- Нет. - искренне ответил я.
Тут он достал из кармана железный рубль,  протянул его мне и торжественно произнёс:
- Теперь ты тоже разведчик!
И хлопнул меня по плечу.
Я забрал рубль.
Знаешь мама, - ясность в памяти этого момента, заставляет содрогаться меня до сих пор.
Не было у меня тогда ни черных, подозрительных сомнений, ни ощущения надвигающийся трагедии. Только скромная  радость обладания рублем. И все.
- А ты знаешь главное правило разведчиков? - пристально глядя в мои, ничего не подозревающие  глаза, спросил подполковник и на мотание головой, рявкнул так, что я упал с табуретки:
 -  Главное правило всех разведчиков, - не сдавать друг друга!  Понял?
Я  с пола кивнул.
Он встал,  взял начатую бутылку и из крана долил в нее воды.  Бутылка стала опять полная.
- Секрет! - хитро улыбаясь констатировал он.
Я опять кивнул.  И это, мама, был мой первый шаг  в бездну…
Где -то в голове конечно, угрожающе прозвучал твой родной голос, но от полученного рубля у меня вдруг случилось внутреннее перевоплощение, - я из мальчика - почти  подростка превратился в заправского почти бармена, который и сделал второй, невозвратный шаг в омут тайн и дальнейших перевоплощений.
 Перекинув полотенчик через руку,  с бунтарским огнем в глазах, я хитро прищурившись, спросил:
  "Не желает ли товарищ подполковник ещё поиграть в разведчиков? "
Товарищ подполковник, мама, - желал.
После второго отлива спирта, я получил еще рубль и вместо "Спасибо", уже кричал ему:
- Служу Советскому Союзу!
Дядя Коля одобрительно кивал, жевал огурцы и неожиданно для всех, особенно для меня мама, принял решение:
- Будем тебя в Суворовское училище определять, такие парни Родине нужны!
Сказал и многозначительно взглянул на бутылку.
Ну и понеслось... Мама, поверь мне пожалуйста, остановиться я уже не мог.
В общем когда моя выручка достигла четыре рубля плюс погоны от шинели, бутылка была почти пуста, а  дядя уже не мог встать со стула.
Не переживай мама, жизненно важные функции он еще уверенно демонстрировал, он же твой зять и подполковник все таки,  не какой-то там чужой майор. Попутно правда, он угрожал каким-то неграм в Эфиопии и обещал к ним вернуться,  но уже со мной, - разведчиком и надежным парнем. Но мне показалось тогда, что это он не серьёзно.
А серьезно было то, что спирт кончился, я устал от Эфиопии и негров и пошел за солдатом в машину . С ним, мы  бережно  завернув теперь уже нашего общего командира в шинель, отволокли его в Уазик.
- Воды долей, боец. - на прощанье пробурчал мне дядя Коля,  лежа под шинелью, уже в машине.
Вот мама! Что значит настоящий разведчик! Кремень, скала, а не человек!
И как ты понимаешь, дорогая моя мама, воды я конечно долил. Я не мог по другому. Я был уже отличным парнем, а теперь стал ещё и разведчиком. Тем более практически в тайном звании.
- Где спирт? - отчетливо помню  я твои строгие вопросы.
Я отпираться не стал бы мама, никогда! Но в другое время. А тогда я был сделан из страшного сплава - из чувства долга и не надетых еще не разу погон. Поверь, - я не мог сказать правды.
Я знаю мама, что ты скажешь мне, в чем будет твой главный вопрос.
 Отвечу сразу: Нет, мама, не за деньги!!! Я понимаю значительность суммы в четыре рубля, но нет и еще раз - нет!  Не за них! Я продался за единственное чего у меня не было ни когда..
Никогда..
 Я продался за погоны…
Не спрашивай меня, почему именно за них. В памяти моей, остались только яркие краски торжества обладания ими. И еще  помню я, - их  великолепное сияние, и свои  фантазии и мечты в отражении блеска  завораживающей и строгой красоты. 
 А может ответ кроется в веществе из которого сделаны все мальчишки? Да? Нет?
И я не знаю правильного ответа , мама.
К сожалению..
Но позволь продолжить…
Или хотя нет. Не буду я продолжать, потому как больше нечего мне сказать...
Хочу только попросить:
Когда будешь поздравлять дядю Колю с Праздником, намекни ему, что деньги потрачены, а погоны утеряны и резидент без средств и звания, как никогда близок к провалу...
 И ещё скажи ему, что я люблю его и горжусь им, искренне и безгранично, как человеком отдавшем всю свою жизнь служению Родине, прошедшему Эфиопию, Афганистан и в последствии, будучи преподавателем военной академии,  воспитавшим новые поколения российских офицеров.
И еще мама... Прости нас, разведчиков, за этот чертов спирт... Пожалуйста!