Пусть телевизор отдыхает!

Виктор Притула
Время летит стремительно. Казалось бы, совсем недавно я рассказывал о новой  книжной серии «Мастера приключений» в заметках  «Возвращение Монтигомо» (http://www.proza.ru/2015/11/24/938). Но вот уже прошло два месяца и издательство «Вече» предлагает своим читателям очередные тома классиков приключенческого жанра. Эти книги - вечные спутники нашего детства и отрочества.
Наверное трудно найти человека, который не читал или хотя бы не слышал или не смотрел экранную версию романа «Дети капитана Гранта».
Этот приключенческий и одновременно географический роман Жюля Верна - безусловная классика жанра. «Дети капитана Гранта» - первая часть трилогии, которую продолжили романы «Двадцать тысяч льё под водой»  и «Таинственный остров».
Сюжетная линия романа – поиски пропавшей экспедиции – стала одним из литературных приемов, широко известных в мировой, в том числе   и  в советской литературе для юношества. Достаточно назвать прекрасный роман Вениамина Каверина «Два капитана».
Другим классическим сюжетом приключенческого жанра являются поиски сокровищ и кладов. Пиратских и разных других. Собственно поисками сокровищ царицы Савской начинаются приключения героев романа Хаггарда «Копи царя Соломона», о котором я рассказывал в предыдущем обзоре.
В этом романе мы познакомились с Алланом Квотермейном главным героем цикла десятка приключенческих книг английского писателя Генри Райдера Хаггарда.
Очередной том собрания романов Хаггарда включает два романа из квотермейновского цикла «Древний Алан» и «Дитя из слоновой кости», в которых прослеживаются первые ростки неведомого тогда жанра фэнтези.
Квотермейн - охотник и путешественник, но главное искатель приключений. Назвать его «альтер эго» Хаггарда – возможно рискованно, хотя многое наводит на такое сравнение. Прежде всего, потому что этот литературный герой мыслит категориями самого Хаггарда, которые включают обычные для викторианской эпохи идеи превосходства белого человека, восхищение воинственными зулусами и одновременно презрение к бурам – голландским поселенцам в Южной Африке, с которыми британская корона воевала на грани XIX и  XX  веков.
За этой войной, листая страницы романа Луи Буссенара “Капитан Сорви-Голова”, мы следили с огромной симпатией к бурам. 
Но ведь какая метаморфоза.
У одного и того же писателя - буры могут быть и благородными борцами и записными негодяями. “Похитители бриллиантов” – один из лучших романов Луи Буссенара в блестящем русском исполнении переводчика Виктора Финка.
Сюжет классический – поиски клада кафрских королей.
Трое благородных французов — Александр Шони, Альбер де Вильрож и Жозеф  — отправляются в Южную Африку на поиски клада. О сокровищах также становится известно шайке грабителей-буров и их подельникам во главе с авантюристом Сэмом Смитом.
Роман динамичный, как и все у Буссенара. Странно что он до сих пор не экранизирован. «Копи царя Соломона» к примеру насчитывают три экранные версии, а тут такой простор для кинематографистов эпохи 3D.
А какой сериал мог бы получиться!
Но вернемся к буссенаровским отрицательным бурам. Братья Клаас , Корнелис и Питер в этом романе  законченные негодяи, настолько омерзительные, что просто диву даешься, как это после подобных персонажей благородный Жан Гранже кинулся защищать бурские республики, став отчаянным «капитаном Сорви-голова». Впрочем все просто объясняется. «Похитители бриллиантов» были написаны в 1883 году до англо-бурской войны, так что симпатии и антипатии Буссенара менялись с политическими настроениями современного ему французского общества, которое сочувственно относилось к борьбе буров против британской экспансии.
Буссенар, как и другие мастера приключенческого романа-фельетона, тесно связанный издательскими путами с тогдашними газетами, создавал романные циклы со сквозным героем. Одним из таких героев стал у писателя месье «Сансу»  («Бессребреник»). Очередной том собрания романов Буссенара включает два из четырех романов об этом колоритном персонаже - «Без гроша в кармане» и «Среди факиров» («Бенгальские душители»).
Пересказывать головокружительные приключения господина Сансу не стану. Но вот белую зависть к тем, кому впервые предстоит познакомиться с героями Буссенара скрывать не собираюсь. Совершить необыкновенное кругосветное путешествие, наполненное невероятными происшествиями, когда за окнами зимняя наша  непогода, что может быть заманчивее. И пусть телевизор отдыхает!