Картинки моего детства

Тамара Седнева
               Воспоминания.    

     Мое детство мало чем отличалось от детства других мальчишек и девчонок моего поколения. Родилась  в 1949 году в городе Клайпеда, (в прошлом Мемель), в семье железнодорожников. Хорошо сохранилось в памяти  все  или почти все о моем первом доме , в котором я родилась и там прошло все мое детство.
    Это был большой (по тем  временам) трехэтажный дом немецкой постройки. Четыре подъезда. Рядом  находилось  поле , которое  все называли «футболкой». Может оттого, что  оно часто служило и взрослым и детям в качестве стадиона для игры в футбол.
   Помню, с каким трудом нас  в буквальном смысле загоняли домой  пообедать. Детей по тем временам было много ( не то, что в настоящее время),  и игры  были массовыми: лапта, «казаки-разбойники», футбол. Даже мы, девчонки, иногда играли с мальчишками в футбол. Счастливое  это было детство , хотя   мы даже и не подозревали об этом. Эта вся наша  такая насыщенная событиями жизнь казалась  такой естественной  и  вполне обычной . Когда зимой на нашу футболку вывозили горы снега ,  мы ползали «альпинистами» по этим горам. И опять это было вполне обыденно -  будто  это для нас привезли эти горы  из грязноватых глыб снега. Чтоб мы  с нашей неуемной фантазией изобретали названия для каждой из этих гор . И  радовались , когда взбирались на вершину «горы» .По теперешним моим рассуждениям, наверное, это были невысокие -  метра по два, горки. Но ведь самое главное – это  наше воображение!
   Иногда, должна оговориться, тайком от взрослых, мы, с более старшими детьми отправлялись в «запретную» зону .Запретная зона считалась потому, что детям запрещалось  туда ходить .Там были попросту развалины от  разрушенной во время войны больницы. Помню, как мы находили разные склянки и даже целые баночки с таблетками. Правда, хватало благоразумия только играть в больницу, и никогда никто из нас не пробовал этих таблеток на вкус. Находили иногда кусочки от красивой  немецкой посуды. И в этом случае девочки завидовали счастливой обладательницы такого осколка  от фарфоровой тарелки с  сохранившимся изображением красивого цветочка.
   Летом, как правило, меня с сестрой отвозили в Белоруссию к бабушке. Чаще всего на все лето Но иногда  по каким-то причинам помню  оставались и в летние месяцы в городе. И тоже помню, как расстилали покрывало и играли в куклы .Настоящая кукла у меня была только одна  -большая (гуттаперчевая).Выносить ее из дома не разрешалось. Потому  мы делали кукол сами из лоскутков ,либо рисовали бумажных. И даже  из травы. Выдергивали  траву с корнями .  Промывали корни и заплетали косички из корней. А стебли обматывали тряпками.
  А лето в деревне у бабушки! Сколько впечатлений совершенно отличных от городских.Это и костер .Прямо у самого крыльца,  в трех метрах ,  разжигали небольшой костерок и пекли картошку. Запах дыма от  того костра до сих пор, кажется,  стоит в памяти. Походы в лес за ягодами – набирали иногда почти полное ведерко .И хватало выносливости собирать чернику, когда комары нещадно лезут в лицо и садятся на руки. А мы соревновались, кто больше наберет ягод .Я  ,конечно, в лидерах ни разу не была.  Иногда набирала больше половины ведра малины, но это уже для меня был рекорд . Деревенские дети с легкостью  набирали малины полное ведерко , но из солидарности поджидали меня, давая возможность и мне не сильно «ударить лицом в грязь».Вечером , за околицей,   где мы собирались всей гурьбой,  играли в мяч. Но ,правда, это  было уже в подростковом возрасте, потому что я помню,  уже и сетка волейбольная была натянута.
   Удивляюсь своей бабушке Егоровне ( так ее все звали соседи).И хозяйство держала: корову и поросенка и кур, а также огород возле дома .Нас , детей, трое .Ее младший сын Вася.  И нас двое – я и сестра.
   Наш дядя Вася,  мамин младший брат , появился на свет  позже меня (племянницы) на один год. Бабушка вышла второй раз замуж вскоре после войны , и в 47 лет она родила во втором браке четвертого своего ребенка,т.е. нашего Васю.
   От первого мужа, моего родного деда, у нее было трое детей. Но самого старшего сына отняла война -  погиб на войне( в самом начале войны) где-то под Псковом.
    Деда  моего,  Максима Ивановича Орлова,  в первые дни войны увели ночью , по бабушкиным воспоминаниям, двое  из местных, деревенских .Как она мне поясняла, он (дед) был прямолинейным и всегда высказывался вслух на собраниях о том, с чем не мог согласиться. Критиковал  ,если  видел бесхозяйственность,  со стороны нерадивых сельчан . В общем ,  нашли весной моего деда в лесу. Только по одежде опознали.
    Потому в нашей семье никогда не было негативного отношения к Сталину. Я с детства слышала, что  удар в спину  могут нанести  зачастую  просто рядом живущие люди, враждебно относящиеся  по своим каким –то  убеждениям, зависти или злобе.
   Когда бабушка вышла замуж за  Василия Демьяновича Зайченко, моя мама  , любившая  очень родного отца, не могла простить измены ( так она на тот момент считала).И при первом же случае уехала из дома .Тогда по деревням ездили  агитировать молодых для восстановления разрушенного немцами города. Так она  и оказалась в Клайпеде.
    А  впоследствии мама  всегда была очень благодарна  Демьяновичу.  Очень благодушный добрый по натуре человек, к тому же  трудолюбивый.  Грамотный по тем временам. И к нам, детям,  относился  по – доброму. Бывало, придет с работы, управится по дому с хозяйством, помогая бабушке , и еще выделит время для нас. И эти минуты я помню всю жизнь.
   Он  брал гармонь  и играл разные мелодии и веселые,  и грустные. А мы с  дядей Васей танцевали. Иногда в хорошем расположении духа он еще и напевал сам частушки. Помню отдельные строки: « Як Лявониха мне жонкой была, не помытую рубашонку дала»…
   К моему сожалению я своим внукам такую память о себе не оставлю. Жаль.

На фото мои бабушка и дед Орловы ( мамины родители);затем  мои родители  и я  ;
на третьем фото  ( я справа крайняя) мы родились в одной коммунальной квартире почти в одно время - я и мои троюродные брат и сестра