Человек предполагает

Анатолий Чупин
•Homo proponit, sed Deus disponit• (лат.)— Человек предполагает, а Бог располагает.

Мы порой ведём себя и поступаем так, словно мы бессмертны, но это уже другой разговор, или же собрались жить вечно.
И вот припомнился мне тут такой простой случай. Начну свой рассказ издалека.
После полученной травмы и став глухим и полуслепым, у меня как ни странно "зачесались" руки научиться играть на гитаре.
Чего не можем того больше всего и хотим. Руки только стали подавать признаки жизни, а гитара на стене висит перед глазами.
Никто не верил что такое возможно, но не препятствовали. Я стал прижимать её к челюсти и слушал её звук, стал слышать и свой голос через неё.
Учился по всяким самоучителям и просто записям в журналах. К тому времени когда упрямство заставило и ходить, пусть на дрожащих ногах но самому, умудрился попасть в ДК и даже начал выступать.
Невероятно но факт. Общался угадывая слова по губам и при этом пел и играл. Потом ритм-гитаристом в провинциальной группе, дальше больше. Там и область и клуб рок-музыкантов, так что многих из тех с кем тогда я просто болтал в курилке, довелось увидеть и по телевизору. Но это не имеет отношения к рассказу.
Так пронеслось десяток лет. Писал песни, оформлял авторские права на них. Публиковался в районке. Мотался в соседнюю область, чтобы подработать в ресторане со стандартным названием "Берёзка". Во время задержания выплат пенсий и невозможности что то делать-трудиться, да и где было тогда, во время полного развала, это было как подарок. Сидя на стуле перед микрофоном, пел для матросов-речников, как наших, так и заграничных. Питание и возможность получения заработка, да ещё и в долларах, это было что-то. На роскошь понятно не потянет, но на нужды и лекарства хватало.
Чего только не насмотрелся за это время... Хватит на три книги, да каждая в двухтомнике равному Война и мир Толстого.
А потом просто устал. От людей, которых не слышу. От этих вечно пьяных соплей и слёз, что рвались обнять и пожать руку "братану".
Устал. К скотству трудно привыкнуть. Помогало только то, что и среди такой публики, попадались действительно хорошие, добрые люди, что приходили именно за песнями. А не показать свою крутизну пьяным разгулом. Вот с теми мы потом и сидели за чашкой кофе, я приходил в себя, от боли которую приходилось терпеть за время выступления и как в мультике:
- Улыбаемся и машем! Улыбаемся и машем...
А тут заряд кончался, нужно было ехать обратно. Таблетки, чашка кофе по ирландски, неспешный разговор и можно было "плыть" дальше.
- Зачем тебе это? - спросил меня тогда один из моих знакомых.
- Не знаю - честно ответил я.
- Жизнь одна, разве для этого ты карабкался и танцевал со смертью каждый день?
- Хорошо говоришь, а что делать?
- Не знаю и знать не могу! Это твоя жизнь.
На этом и расстались. А разговор и слова запали. На что тратим бездумно время жизни? Вот я осудил в мыслях и словах тех кто так прожигает за столиками напротив жизнь, а чем я лучше их.
Вернувшись и уладив кое какие дела, собрал сумку с вещами, прихватил гитару, вдруг в дороге пригодится, денег кот наплакал и уехал из родных мест.
- Куда ты?! - пытались вразумить родные.
- Где тебя найти, куда направляешься?
Ничего не отвечая просто обнял и началась дорога. Дорога которую я выбрал сам, а не потому что у меня не было выбора.
Сначала в область. Потом на первый попавшийся автобус, на поезд денег не хватало. И за окном поплыли пейзажи.
Дома сменялись лесом, леса полями. Иногда через лобовое стекло было видно такую дал в которую уходило шоссе, когда автобус находился на вершине небольшой горы, куда мы приезжали лишь через полчаса, мчась всё дальше и дальше. И от людей которые не верили что я на что-то способен:
- Ты калека, что от тебя ждать? Только пить начнёшь, чего тебе ещё делать, кому ты нужен?
И от не сложившейся жизни и от мест где я стал таким. Я ехал к себе. Хотел стать самим собой, а не тем что мне навязывали. Упрямство, дорогое ты моё упрямство. Рогом в землю. Только так. И я ехал.
В одном месте мы проезжали потрясающие места. Берёзовые рощи буквально пленили своей первозданной белизной и чистотой. Попросил водителя остановить и вышел. Махнул на прощание попутчикам рукой и всё. Прежняя жизнь закончилась, Теперь лишь от меня самого, да от Бога зависело как я буду жить.
Дальше был местный рейсовый автобус. Потом попутки. По дороге любовался природой и под шелест шин и урчание двигателя расспрашивал про места, куда привела меня моя дорога.
Хорошо я забрался. Дальше были лишь леса, а косули, кабаны и медведи, явление нормальное. Обустроился в одной деревеньке, сначала на постой, а потом когда дела пошли в гору, то и своё жильё приобрёл, хороший кирпичный дом. Будь он поближе к цивилизации, то мне такой и мечтать не пришлось бы приобрести.
Занялся же я фермерством. Завёл коров, гусей, кур, козлят, поросят. Завёл небольшую пасеку.
Появились деньги и на мебель, стенка, грюндик с парой каналов. Больше антенна не ловила, лишь местный и первый. Автобус бывал раз в неделю, но из за поломки мог и вообще не приехать.
Но я просто летал. Арендовал пастбища в колхозе и уходил со своим табуном из овец и коров до девяти вечера.
Всю эту науку пришлось постигать на ходу. Что я лично сам знал? Да ни чего!
В три подъём, в полночь отбой жизнь наполнилась смыслом и красками. Возил молоко, яйца, сыр и творог на продажу в районный городишко, там меня уже к тому времени знали и ждали.
А вокруг!!! Я бродил по пастбищам, пел в полный голос для себя и моих подопечных рогатых. Кормил косулей, кабанов сторонился, очень уж не пуганные, матёрые, щетина как грива у льва. Лисы е боялись и даже порой тявкали сопровождая мои переходы до места дневного отдыха.
Я впервые дышал полной грудью. Никому не был до меня дела и я ни к кому не лез.
Я сам. Сам всего добился и сделал. И это... Это наполняло мир вокруг солнцем и улыбкой в душе. Животные дарили тепло и доверие. Как потом показало время, это период жизни запомнится навсегда.
Чуть позже меня приехал ещё один человек. Он тоже выбрал место осознанно и по своим причинам. Деревенских он сторонился, брезгливо морщась и называя быдлом.
Приехал он сюда с определённой целью. А именно, очень уж ему хотелось прожить лет двести и при этом оставаться сильным и здоровым.
У каждого своя блаж и свои тараканы маршируют, чем я лучше? Ну блажит человек так это его жизнь.
Тяжёлой работой не нагружал себя. Нанимал кого из тех, что трубы горят, а тут халява, а не работа.
Соблюдал строгий режим. Обязательные прогулки. Пища лишь то, что рекомендовано врачами. Каждые полгода ложился в городе в поликлинику на обследование. Хозяйство приносило доход и он мог себе позволить.
Имел белые зубы без единой пломбы и густые волосы. Очень тем кичился:
- Да что вы все понимаете!!! Жить надо уметь и жить правильно!
Ездил регулярно раз в год к морю. Семью не заводил:
- Это портит нервную систему и истощает отпущенные человеку жизненные силы.
В общем, ну приехал, ну живёт, к другим не лезет, ну и его не трогали. Его тараканы, ему с ними и жить. Хотя бабы помоложе на него поглядывали.
- Эк мужик без дела пропадает. - говаривали они про меж собой.
- Ага, не Богу свечка, ни чёрту кочерга.
Ездил только на велосипеде, так как гадалка ему наговорила что смерть примет от машины.
Или же ходил пешком.
Вот и всё если коротко.
Тут у моих родных случилась беда. И оставив хозяйство на соседей рванул помогать. Хорошо что после того как устроился, дал знать, где меня искать. Телефон на всю деревню был лишь в конторе. Теперь при том количестве сотовых что сейчас есть, это так дико звучит, а тогда...
Вот так я и вернулся. Дела осложнялись и я не мог бросить их одних. Хозяйство было отлажено и потому особого ухода не требовало, но не мог же я всё на соседях днржать. Вот и приехал на пару дней снова в деревню. Что распродал, дом пришлось просто подарить, кто его здесь купит, кого из животных пристроил в добрые руки. В общем дела уладил.
Тут только понял что чего-то не хватает.
- Людмила Фёдоровна, а где же сосед то наш? Время прошло, а его с прогулки нет.
- Так помер он сердешный. Второго дня после твово отъезду и преставился.
- Как это помер? - опешил я. Да его здоровше только Буян на ферме! (Бык производитель на ферме)
- А вот так и преставился.
- А что же приключилось то? Заболел или что?
- Да Бог с тобой Натоличь, ты чего такое говоришь то, не хворал он. Всё как обычно было. Вечёр спать лёг. А утремя Настька свиристит по деревне, что завтрак принесла барину то нашему, а он как есть холодный. Скору с району вызвали. Те смерть и констатировали.
- А дальше то чего?
- А чего, председатель велел в катаверну везти в район, на вскрытие, ему ж пяти десятков не было.
- Отвезли?
- А как же, чай мы не звери, горе разумеем. Только не оказалось у него родных, родители давно уж преставились, а детей не было своих... даи чужих не оказалось.
- А братья-сёстры?
- Да кто же его знает голуба моя! Можа и есть хто, так ведь не опчался он ни с кем из них. Так что за счёт колхоза и схоронили.
- Так от чего же помер то?
- Вскрытие сделали, признали что всё здорово, вот то и интересно.
- Что, вот просто так умер?
- Так видимо время пришло, Бог то не спрашивает, хочешь, не хочешь, готов не готов. Все там будем, о чём печалиться.
- Да нет, просто как то дико, вот так просто...
- Нашёл чего и кого жалеть! Пустой человечишко то был! Деток не народил. Дела какого не любил и не делал, хоть бы книгу каку-никаку написал, так не, просто для себя жил. Ну вот значится и прожил, прожёг жизню то...
На том мы и расстались.
С тех пор прошло много лет. И вот теперь вспомнились те события и тот человек. Случайный эпизод из обычной жизни.
А.В. Махов-Чупин ©21.02.2016