Бюджет России-2016

Лев Ольшанский
В декабре прошлого года Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект о бюджете на 2016 год.
Помимо единороссов, имеющих большинство в нижней палате парламента, документ поддержали члены ЛДПР. Коммунисты и члены "Справедливой России" голосовали против.
Итоги голосования: 297 «за» и 149 «против».

Итак, во-первых, бюджет маленький.

Его размер  - $247,4 млрд., если считать по заложенному в бюджет курсу. Примерно столько же было у Бельгии, Мексики и Швеции в 2008 году — вот наше реальное место в мире.

Бюджет США на 2016 год — $3990 млрд,  в 16 раз больше. Дефицит бюджета в этой стране (кстати, самый маленький за последние годы) — $474 млрд.  — больше, чем весь наш, российский бюджет.

Зачем было при таких скромных ресурсах вступать в конфронтацию чуть ли не со всем миром? Непонятно.

Во-вторых, бюджет консервативный.

В бюджете не видно каких-то кардинальных изменений, антикризисных мер или экономии — одна надежда на «авось да небось» да «как-нибудь пронесёт», «само собой рассосётся». Была заложена средняя цена в $50 за баррель нефти и курс 63,3 рубля за доллар США.

Сегодня, на конец февраля, как мы знаем, за бочку нефти дают 33 доллара и за доллар – 77 рублей. Не соответствует бюджет запланированным показателям.

А  сколько было громких заявлений, что мировая экономика рухнет, если баррель будет стоить дешевле $80! Теперь уже никто ни о чём не заявляет.

В прошлом бюджете мы ждали, когда подорожает нефть, в этом — ждём вообще непонятно чего, а пока проедаем резервы.

В -третьих, бюджет дефицитный.

Расходы бюджета 2016 превышают доходы на 3% от ВВП. У США примерно столько же в относительном выражении — 2,8% от ВВП.

Деньги на покрытие дефицита планируется взять из Резервного фонда, израсходовав за год 2/3 резервов. Всего в резервном фонде сейчас 3 210 млрд.р., останется 1 074 млрд.р.

Вот мы и открыли кубышку. В дальнейшем денег взять будет неоткуда — внешние заимствования невозможны из-за санкций, а деньги Фонда национального благосостояния уже расписаны на поддержку падающих банков и голодающих нефтяников.

Что же будет, когда кубышка опустеет? Из каких средств государство будет производить выплату пенсий и зарплат бюджетникам?
 
В-четвёртых, бюджет сверхоптимистичный

«Всё будет хорошо!» — заверяет нас правительство. Инфляция снизится-де почти в три раза и будет на уровне от 6,4%. Да ещё и ВВП вырастет на 0,7%!

Правда, непонятно, за счёт чего ВВП будет расти? На нефть правительство уже не рассчитывает. В карты выиграем? Предприниматели поднатужатся? Так их почти и не осталось – кого разогнали, кто сам уехал из страны.

Сколково завалит весь мир своей востребованной нанопродукциёй? Или начнём производить на экспорт лапти, матрёшки и резиновые галоши?

Но вот уже прошло два месяца, но никаких новых производств (хотя бы по выпуску галош, о которых не так давно удачно пошутил Путин) не открывается, старые же дышат на ладан, едва теплятся без заказов.

Кстати, грузоперевозки по немецкому участку Рейна превышают объём перевозок по всем рекам России. Нет хозяйственной деятельности в стране, нечем и торговать; жизнь замерла.

Если ситуация хотя бы не ухудшится, то деньги в бюджете кончатся уже в октябре 2016 года; зарплат бюджетникам на ноябрь — декабрь не заложено.

В-пятых, бюджет милитаристский.

Традиционно две самые большие статьи у нас — пенсии ($66,1 млрд.) и оборона ($51,8 млрд.), на них уходит половина всего бюджета. 

Затраты на военные нужды составляют  4,2% от ВВП или около 20% от всех бюджетных расходов.

США тратят на оборону  597 млрд долларов, Китай — $146 млрд (в 4 раза меньше), Россия – $52 млрд.

Воевать со всем миром или хотя бы с блоком НАТО у России не получится — у США с их военными расходами в 3,3% от ВВП денег на оборону всё равно в 11 раз больше, чем у нас.

Но Америка вовсе и не собирается воевать – для того и тратит такие огромные средства на вооружение, чтобы не воевать. Если Штаты и не вступят с нами в прямое военное противодействие, то задавят экономически — как борец сумо легко завалит хилого интеллегента.

В-шестых, бюджет антисоциальный

Пенсии в 2016 году проиндексировали аж на 4% — это единственная хорошая новость. Все остальные изменения в расходах на социальную сферу неутешительные.

Индексация существенно отстаёт от даже запланированной инфляции, так что пенсионеры станут ещё беднее. Кроме того, будут заморожены пенсионные накопления за 2016 год в сумме 342,2 млрд.р.

Наше правительство, как обычно, свои промахи в работе поправляет за счёт беднейших слоёв населения – пенсионеров, детей, низкооплачиваемых бюджетников.

Финансирование ЖКХ сократится на 41,4%, с 132,3 млрд. до 78,8 млрд.р. (это значит, что финансировать коммуналку придётся дорогим россиянам).

На 7,9% обрежут и финансирование образования: в 2016 году Минфин предлагает выделить на него 579,8 млрд.р. вместо 629,3 млрд.р. в 2015 году.

Но самое страшное — это здравоохранение. В 2016 году на него планируется потратить 473,7 млрд.р. против 531,4 млрд.р. в 2015 (сокращение на 10,9%).

Для сравнения: США тратят на медицину $1 006 млрд., Россия — $8,4 млрд. Даже с учетом того, что у них население больше в два раза, в пересчёте на человека разница получается в 54 раза. 

Это означает одно — у нас нет медицины.

Нет медицины, нет образованияа...
Есть только обездоленный народ многострадальной России.