Не стало ЭКО. Временный некролог

Владимир Плотников-Самарский
Что мне остается делать, если не стало одного из самых любимых и умных авторов, а узнал лишь сейчас?
Расписаться по пунктам? Что ж…
По чести говоря, заниматься в «заданных рамках» толкованиями семиотики Умберто Эко – дело неблагодарное и бесперспективное. Достаточно сказать, что…

1) только один его, еще более сложный, чем «Имя розы» роман снабжен увесистым спец-томом комментариев (см. Логош Ольга, Петров Владимир «Словарь «Маятника Фуко» Умберто Эко», СПб, 2004).

 2) Сам У. Эко до занятий Беллетристикой (к нему это слово применимо только с заглавной буквы) был (и остается) виднейшим культурологом, медиевистом, автором ряда монографий (в т.ч. «Отсутствующая структура. Введение в семиологию», СПб, 2004) по семиологии («знакознанию») и т.д.

3) Сам писатель лишь в 63 года «заметил», что фамилия его является аббревиатурой от слов Ех Caelis Oblatus (что переводится, как «божий дар»). А я бы расшифровал типа: Энциклопедия, Которая Ошеломляет. И в этом мало преувеличения: не так давно личная библиотека универсального человека содержала порядка 40 тысяч томов (причем, он не собиратель, а читатель), а отрасли науки, в коих преуспел, снабдят пальцами все конечности, минимум, пары «хомо еректусов» («человеков прямоходящих»).

И дабы не распинаться, что есть «роза» или «имя» в таинственном контексте романа или фильма (по мотивам, хоть и с Шоном О’Коннери), стоит обратиться за помощью к специалистам.
Первая наша публикация «Имени розы» вышла в «Иностранке» 28 лет назад. Проглотил ее за сутки по ходу железнодорожного маршрута Куйбышев (тогда) – Свердловск (тогда) в сентябре 1988-го. И там, помнится, была отличная статья уже нашего энциклопедически образованного ученого (см. Иванов Вячеслав В. «Огонь и роза. Предисловие к роману У. Эко «Имя розы»» // «Иностранная литература», № 10, 1988).

А современная исследовательница Усманова написала целую монографию о парадоксах эковских интерпретаций.
С тех пор Эко принадлежит к самым любимым моим авторам. Хотя и это не совсем верно, но не могу сформулировать, как назвать человека, чьи книги читать (безумно) интересней, чем все другое, во всяком случае, среди иностранных авторов (из современных нечто близкое вызвала книга Теодора Рошака «Киномания»). Однако доныне маюсь и не могу распределить призовые места в личном рейтинге для прозы Эко: «Имя розы» или «Маятник Фуко» (восхитительная конспирологическая антиутопия с тамплиерской символикой: «у каждого свои тамплиеры») или «Баудолино» (великолепная историческая сатира на тему штамповки псевдо-святынь)???

Ну, не могу одно возвысить в урон другому. Всё разное, и в каждом своя несравненная изюминка, вернее жемчужина. Чуть ниже — также любопытнейший – на тему двойничества (с духом Стивенсона) — «Остров накануне».
А вот на «Таинственное пламя царицы Лоаны» (не говоря про заказное «Пражское кладбище») нет ни времени, ни вкуса, ни охоты…

Самое интересно, что ряд мировоззренческих постулатов Эко я, мягко говоря, не разделяю, и все равно страшно нравится его игра ума, его образная акробатика, особенно, в части развенчания лживых мифов и дутых символов.

Фильм же «Имя розы», если не читал романа, очень даже хорош, но и на 1 процент не передает всего масштаба изощренной интеллектуальной фантазии Эко, его философских, культурных, зачастую, гротесковых параллелей, шаржей, реминисценций…

Зато художественные средства и акценты, использованные кинематографистами, весьма точны, а, главное, уважительно расставлены относительно первоисточника (даже почтительно: чувствуется, что авторы отнюдь не претендуют допрыгнуть и, тем паче, объять шедевр Эко, как говорится: «в меру наших скромных сил»).

Если что и хвалить, то подборка лиц чисто внешне недурна, начиная от Шона Коннери: средневековый Шерлок Холмс (тут прямые аналогии даже в именах: Баскервилль и Со) со своим юным Ватсоном/Адсоном, их зловещий антипод — высмеянный в образе слепого Хорхе(са) (актер Федор Шаляпин-младший) другой великий интеллектуал и книжник ХХ века Хорхе Борхес.
Ну, не буду длить и множить «штудии» прочтений и трактовок. Хотя дискуссия всегда полезна, если тактична.

Уже названный наш земляк (Вячеслав Иванов) справедливо отметил: «Значительная и едва ли не самая увлекательная, причем не только для специалиста, часть современных научных исследований в разных дисциплинах обращена к реконструкции прошлого по некоторым, иногда скудным следам». А это уже напрямую согласуется с признанием автора «Имени розы»: «Ничто так не радует сочинителя, как новые прочтения, о которых он не думал и которые возникают у читателя», ибо, по его же словам «Автор не должен интерпретировать свое произведение»…


А зачем? Его с любовью интерпретируют миллионы...

И временный некролог открывает страницу в бессмертие.


Из биографии

Умберто Эко (итал. Umberto Eco; 5 января 1932, Алессандрия, Италия — 19 февраля 2016, Милан) — итальянский учёный, философ, историк-медиевист, специалист по семиотике, литературный критик, писатель.

Умберто Эко родился в Алессандрии (небольшом городке в Пьемонте, неподалёку от Турина). Его отец, Джулио Эко, работал бухгалтером, а впоследствии был участником трёх войн. Во время Второй мировой войны Умберто и его мать, Джованна, переехали в небольшую деревню в горах Пьемонта. Дед Эко был подкидышем, по принятой в то время в Италии практике ему была присвоена фамилия-аббревиатура от Ех Caelis Oblatus, то есть «дарованный небесами».

Джулио Эко был одним из тринадцати детей в семье и хотел, чтобы его сын получил юридическое образование, но Умберто поступил в Туринский университет, чтобы изучать средневековую философию и литературу, и в 1954 году успешно его окончил. Во время обучения Умберто стал атеистом и покинул Католическую Церковь.

Умберто Эко работал на телевидении, обозревателем крупнейшей газеты «Эспрессо» (итал. L’Espresso), преподавал эстетику и теорию культуры в университетах Милана, Флоренции и Турина. Профессор Болонского университета. Почётный доктор множества иностранных университетов. Кавалер французского офицерского Ордена Почётного легиона (2003).

С сентября 1962 года был женат на немецкой преподавательнице искусств Ренате Рамге. У пары родились сын и дочь.

Эко скончался в своём доме в Милане вечером 19 февраля 2016 года от рака, с которым боролся два года.