Отыскать Розовый мост

Виктория Любая
Мосты округа Мэдисон
=======================

жанр -драма, мелодрама
 
режиссер -Клинт Иствуд
ценарий -Ричард Ла Гравенес, Роберт Джеймс Уоллер
продюсер -Клинт Иствуд, Кэтлин Кеннеди, Майкл Морер, ...
оператор -Джек Н. Грин
композитор -Ленни Нихаус
художник -Джаннин Оппуолл, Уильям Арнольд, Коллин Келсалл, ...
монтаж Джоэль Кокс

В главных ролях:
---------------------
• Клинт Иствуд
• Мэрил Стрип
• Энни Корли
• Виктор Слезак
• Джим Хейни

страна -США
год -1995
время 135 мин. / 02:15




Краткое описание сюжета фильма и краткое личное впечатление

В 1987 году взрослые брат и сестра Майкл и Кэролайн, выслушав информацию о завещании недавно скончавшейся матери, получают также её сундук с очень личными вещами, которые она хранила, заперев на ключ. С виду такая  простая и открытая, оказывается, она имела ото всех какие-то свои тайны и секреты. И это становится первым потрясением для (довольно взрослых) детей, которым казалось, что они достаточно хорошо знали свою мать. Вторым потрясением становится воля усопшей: она просит кремировать её тело, а затем  развеять прах возле одного из старых мостов  округа. Дети возмущены и даже отказываются выполнить её последнюю просьбу, такой абсурдной она им кажется. Мать была прилежной католичкой и просто не могла в здравом уме и светлой памяти попросить о таком! Тогда поверенный передаёт им ключ от личного сундука Франчески и деликатно удаляется, исполнив свой долг. Брат с сестрой остаются одни. Какие сокровища, какие тайны хранят его старомодные, потёртые временем стенки? В некотором недоумении и смятении, дети открывают сундук. Кроме разных трогательных мелочей, принадлежавших им в детстве, они находят там явно чужие дорогие фотокамеры и прочие профессиональные фото-принадлежности; а также старые журналы путешествий (которыми, по-видимому, не интересовались и не читали члены этой семьи). Но самое главное – несколько тетрадей –  дневники Франчески, в которых подробно рассказывается всего о четырех днях 1965 года. Это дневниковые записи Женщины, которая, по-прежнему была их матерью, но о которой они, оказывается, совсем ничего не знали.

Вначале они  читают написанное с удивлением, раздражением, негодованием и даже возмущением. Но по мере чтения и переосмысления прочитанного, наконец, приходит понимание, а с ним и глубокое уважение и, быть может, гордость, что они являются детьми такой женщины.

Всю свою взрослую жизнь Франческа, родившаяся в Италии и мечтавшая совсем не о такой жизни, какую ей создал любящий её и увезший в Америку, штат Айова, американский фермер, бывший американский бравый солдат, – жила не для себя, а только для мужа и детей. Всю свою жизнь она посвятила заботе и поддержке своей семьи. До последней минуты была с умирающим мужем. И даже этот её последний поступок – просьба прочтения, по сути, интимного, искренне написанного  дневника, – даёт её детям сил, решить свои личные проблемы, а также понять мотивы матери и с уважением и скорбью, осознав, насколько это было важно для неё, выполнить последнюю просьбу Франчески.

Такой вкратце сюжет. В Интернете выложена полная версия фильма, и при желании его можно посмотреть там. А можно прочитать книгу, которая легла в основу фильма и имеет такое же название. Автор книги – Роберт Джеймс Уоллер. Её неоднократно переиздавали на русском языке, но прочитать её можно и скачав из Интернета. А заодно и сравнить книгу с фильмом, поскольку сценарий и авторский текст имеют отличия. (Не секрет, что режиссеры и сценаристы часто весьма неделикатно обращаются с первоисточником, который служит им основой для создания «собственной истории»).

Исполнитель главной роли и режиссер фильма Клинт Иствуд. Тот самый легендарный ковбой, на которого хотели походить не одно поколение мальчишек Америки. Но этот фильм не о ковбоях и Клинт Иствуд тут совсем другой.

Сюжет фильма довольно прост, поэтому пересказывать его нет смысла. По жанру – мелодрама, снят в 1995 году. Для информации могу добавить от себя лично (чтобы понять – смотреть или не смотреть). Как я уже сказала, вроде бы ничего особенного в нём и нет. Но. Это кино такого качества, почти как фильм Т. Лианозовой «Три тополя на Плющихе» (снятый в короткие годы «оттепели» (в 1967 г.), и так же имеющей в своей основе, казалось бы, очень обычную историю. Если вы понимаете, о чем я говорю, думаю, вам стоит посмотреть этот фильм.

Для тех, кто любит «погорячее» – здесь нет «стрелялок», мордобития, откровенных постельных сцен, интриг и энергичного закатывания истерик, имитирующих темперамент или страсть. Здесь нет ничего. А именно «из ничего» и рождается… творчество.


Говори со мной… собой
==============================

Когда мы говорим о желании человека поделиться своим восприятием и пониманием окружающего мира, мы, в первую очередь, представляем себе (в идеале) диалог двух, с уважением и интересом  относящихся друг к другу, людей. Сегодня люди всё чаще общаются опосредованно: по телефону, скайпу, с помощью переписки и т.п.
Однако ничто не может заменить непосредственного человеческого общения, будь оно даже… без слов. Дело в том, что при непосредственном общении человек участвует в разговоре самим собой, полностью. (Поэтому и возможно обучение слепо-глухо-немых детей; поэтому, потеряв из-за травмы или болезни какие-то из важных органов «чувств», у человека есть шанс, пройдя курс необходимой реабилитации, вернуться и жить полноценной жизнью (да, имеющей некоторые ограничения, - а у кого их нет?..).

Но нередки и такие случаи, когда человек живёт жизнью, вполне его устраивающей, несмотря, допустим, на то, что у него «нет музыкального слуха», но  при этом (что важно!) – никакого ущерба, недостачи или ущемлённости при этом не испытывает. Ему и так хорошо, и он искренне не понимает, когда другие мучаются из-за утраты того, чего у него «изначально никогда не было». Может, даже сочувствует этим бедолагам: не живут, а всё чего-то ищут, мучаются чем-то… А, ведь в жизни – всё так просто!.. И этих «сложностей» ему не понять, более того, они ему кажутся надуманными. И это при том, что люди (с такими или какими-то иными другими отличиями и даже ограничениями), действительно, вполне могут быть счастливы не только сами, но и делать счастливыми других. Особенно, если между ними уже налажены тесные  взаимоотношения. Так что не удивительно, что кто-то дорожит и такими, – для не посвященного и видящего только внешнюю «оболочку» – «ущербными отношениями»;  дорожит общением, дорожит самим человеком –источником таких отношений, попросту «фильтруя» эти и, возможно, другие (для кого-то непреодолимые) (не)-достатки. Почему? Да потому что целое – всегда больше его частей, а личность другого – бесконечная вселенная. Для того, кто эту вселенную-то, видит в других.

Наверняка многие подумали о любви, которая наделяет влюбленных совершенно необычным восприятием, когда человек многого не видит «в упор» и вообще, склонен идеализировать предмет своих «розовых чувств». Вовсе нет. Это может быть настоящая дружба, нежная или такая же верная привязанность, да, что угодно. Если кто-то ощущает, что ему не хватает общения или хотя бы присутствия рядом кого-то конкретно, – это признак того (исключая случаи патологической зависимости), что некто обладает для него реальной ценностью. Взаимоотношения такого рода, безусловно, одно из главных человеческих богатств, пусть об этом, порой, и забывают написать в своих «пирамидах»* именитые психологи и социологи.
 
А теперь, представьте такую ситуацию. Человек, довольный своей жизнью (пусть и не на все 100%), живёт и даже не подозревает, что то, о чем он когда-то давным-давно мечтал, может вдруг сбыться. Ну, почти как в сказке. Только в сказке достичь необходимой трансформации герою часто помогают волшебные помощники, а в жизни человеку нередко приходится все испытания проходить самому. И как тут быть, если они, к тому же, буквально стучатся к нему в дверь? Радоваться этим «запоздалым чудесам» или нет? Ведь, человек привык или уже приспособился жить так,  пусть всё и не совсем то, как было в мечтах. Но оно же настоящее (!): дети, муж, дом, обязанности по дому, забота обо всех и нелёгкая, но привычная, дающая средний достаток, фермерская работа. Всё налажено и известно наперед. Скучно? Да, порой это кажется скучным, но зачастую, повторяемое изо дня в день «тоже самое», – даёт ему («искушаемому») ощущение стабильной, не зря проживаемой жизни. И самое главное – нередко, ведя такой «обыденный» образ жизни (скажем, с точки зрения других людей), человек начинает дорожить ценностью под названием «нежная, верная привязанность». Но  не просто привязанность к местности, соседям или умение ладить друг с другом. А именно ту привязанность, из которой, собственно, и состоят во многом любовь и настоящая дружба. Поэтому-то человеку и невозможно представить себе свою полноценную жизнь без этих, по-настоящему близких, людей. (Надеюсь, многие могут себе представить нечто аналогичное).

Так вот однажды, совсем в обычный день (но с этой минуты обычным он уже не будет никогда!) в дверь стучится сама Судьба. И человек… столбенеет: от радости и горя одновременно. (Помните, как поёт В. Золотухин в кинокомедии Гайдая: «Сколько лет, сколько зим/ Где тебя носило?!...»

Действительно, где? Впрочем, это уже дело десятое. Поскольку главное, человек вдруг понимает: вот оно– именно ТО, о чём мечталось и грезилось (минус «-адцать лет» назад). Дальше – «ещё чудеснее». Во-первых, оказывается, даже за повседневными заботами  н и ч е г о   не   з а б ы л о с ь (!), поэтому такая внезапная материализация мечты кажется «неприличной» (то есть, даже для самого себя, с перепугу). Во-вторых, это необъяснимое логикой «узнавание СВОЕГО», что называется, «со страшной» (необъяснимой) силой сразу же потянуло к своей Судьбе, как магнитом.  И вот ещё один из маркеров такого «невероятного чуда»: оказывается, что каждый из участников этой внезапной ВСТРЕЧИ знает друг о друге больше, чем о том ведают даже родные и близкие, хотя ведь встретились в этой жизни впервые (!), и это не кажется странным, наоборот, как бы само собой разумеющимся. Ну, например, словно наконец-то нашлись недостающие пазлы и картинка сложилась такой, какой и должна была быть. Такой судьбоносный «фрагмент». (Без него тоже, в принципе, можно «разглядеть» картинку, в общих чертах, - что и происходит до настоящей ВСТРЕЧИ). НО. Что важно и одновременно – трагично: если ВСТРЕЧА оказалась не навсегда, то после ухода  одного из участников этого СОБЫТИЯ – остаётся «шрам» – зияющая пустота. Пустота, которую теперь уже не сможет заполнить никто и ничто на свете, только тот самый человек, беспечно распахнувший дверь перед – годами загаданной, мечтами заманенной –  Судьбой.
Страшно? Конечно. Но такое везение в жизни выпадает далеко не каждому. Однако далеко не каждый решается и на такой ВЫБОР: «впустить…». Оказывается, для того чтобы стать счастливым, нужно ещё и быть готовым к такому счастью…

…………………………………………………………….
Но, пусть оно и отыскало своего адресата, не будет же оно стоять в дверном проёме вечно? И Судьба, по приглашению, заходит в дом…

Ну, не счастье ли, это?!


«Счастье вдруг в тишине /постучало в двери....»
=================================================

И вот человек видит и понимает, что его предчувствия были верными. И что его личное, персональное Счастье – это не бред, просто заплутало оно где-то.  Ну, а теперь-то, что?
Теоретически, всё очень просто: наконец, настало время стать самым счастливым человеком, встретившим свою настоящую, истинную «половинку», понимающую с полу- слова и угадывающую самые потаённые желания. (Она же – часть того же самого человека, его собственная половинка).

Упс… А ведь это не единичный случай. Таких историй и таких «встреч» в Большой книге Любви миллионы исписанных страниц. Разумеется, нет ни единой схожей, поскольку все судьбы – индивидуальны и принадлежат конкретным людям. Но. Я бы разделила их на две части (хотя, возможно, это и не совсем корректно): 1) те, в которых делается выбор «за» и 2) те, в которых человек, дотронувшись до своей реальной, воплотившейся мечты, не решается на кардинальные изменения.

Я не собираюсь здесь, как говорил Д.Хармс, «читать моралей», просто констатирую факт: одни идут на этот сумасшедший риск (потому что, вообще-то, потерять в одночасье можно всё, гарантий ведь нет никаких), другие (тоже по разным причинам) – того самого рокового шага не делают. Кто-то,  до конца дней своих благодарит «небо» за ниспосланное ему Счастье (пусть пришлось заплатить за него (авансом!) дорогую цену.  А  кто-то уже успел пожалеть о содеянном (ибо внутренне не был достаточно силён и готов к тому, что выбор может оказаться, всего лишь, катастрофической ошибкой (а такое бывает и не редко). Кому-то было достаточно и четырех дней, подаренных Судьбой, чтобы до конца жизни растить в себе «ценную жемчужину» из малой песчинки-ВСТРЕЧИ, при этом, сумев не предать ни свой настоящей, долгожданной любви, ни реально любимых и любящих, дабы не причинить им боли. Это очень сложный человеческий выбор. И именно такой выбор делает героиня фильма Франческа, хотя сердце её, что несложно представить, буквально разрывается пополам.

Кроме того, героиня фильма не просто хранит тайну, а ЕЖЕДНЕВНО БЛАГОДАРИТ ЖИЗНЬ-СУДЬБУ-БОГА за растущий внутри неё ценный, благородный жемчуг ЧУВСТВА. (Оказывается, можно оставаться верной тем, кто близок, о ком  необходимо продолжать заботиться и при этом, одновременно, искренне отдавать часть своей Души чуду Встречи: ведь, действительно, произошло настоящее чудо! – воссоединение себя до Целого). Причем, быть верной не только всю свою жизнь, но  даже и… после земной жизни. Героиня фильма верна и честна (хотя могла бы унести эту тайну с собой, и никто бы ничего не узнал). Но этим и притягателен образ Франчески (в исполнении Мэрил Стрип): сильной в своей слабости, чистой в своём грехопадении.

«Старомоден», против сегодняшней жизни, и герой Клинта Иствуда (и потому, лично мне, так симпатичен). Как и героиня – Франческа, он  демонстрирует давно позабытые многими качества: искреннее, уважительнее, внимательное отношение мужчины к женщине. Он терпеливо не вмешивается в процесс «принятия судьбоносного решения» (просто невозможно не почувствовать, какие чувства борются в нём,  разрывая и его Душу изнутри!), боясь нанести боль любимой женщине. Хотя и наверняка знает, что и она-то – согласна, чтобы он увёз её навсегда с собой. Но… уважает её право сделать этот выбор самой. Герой Иствуда, не принуждает, не манипулирует, а терпеливо ждёт своей участи (может, он где-то и…. «воет» (!), до того ему нелегко это ожидание).  Сила этого решения (недеяния) подкреплена тем, что до этой роковой встречи герой Иствуда никогда не испытывал желания связать свою жизнь с женщиной (чему способствовала, вполне устраивавшая его, кочевая жизнь фотографа-одиночки). И вот, «попался» … как юнец… Но и он не робщет на Судьбу за то, что Франческа делает выбор не в его пользу. Более того, и он до смерти пронесёт благодарность (!) Судьбе за эти четыре дня, за чувство, которое ему, много чего повидавшего и испытавшего за прожитые годы, довелось почувствовать в присутствии этой, нисколько не чужой, а именно что – СВОЕЙ женщины:  итальянке, волей случая, попавшей в семью американского фермера, в штат Айову…

Не одна Франческа, оба – в своих завещаниях попросили развеять их прах возле того моста, который стал поводом соединения их судеб. И последняя воля обоих была исполнена.

И да: не так-то легко прожить достойно человеческую жизнь. Аминь.


ПС: Почему-то вспомнилось:
……………………………………………………………...........
«…Позови меня с собой я приду сквозь злые ночи
Я отправлюсь за тобой
Что бы путь мне ни пророчил
Я приду туда где ты нарисуешь в небе солнце
Где разбитые мечты
Обретают снова силу высоты…» *



*)«Позови меня с собой», - стихи Т. Снежина