Любимый дуэт. Размышления на тему

Ольга Рос
Я тут недавно имела неосторожность заявить, что де дуэт Воланда и Маргариты моя самая любимая сцена в любимом спектакле, и о нем (дуэте) могу написать если не роман, то поэму...
И не знаю, кто меня под руку толкал это заявить, да только стали мне «приходить» всяческие разные «намеки», что обещание такой личности, да еще письменное, стоило бы выполнить... Красивые фото разных сезонов, цитаты, картинки, разговоры…
И даже подруга (ох уж эти мои волшебные подруги!) «внезапно» заявила на днях: «Хочу сказку о дуэте!» …
«Последней каплей» стало шутливо-жалобное стихотворение, которое мне тут надысь (буквально вчера) попалось на глаза. Естественно, стихотворение было «на тему», и сообщалось в нем что, де Булгаков, то ли пошутил, то ли обманул, написав свое «Сами предложат и сами все дадут»... Мол, вот сижу я тут такой, жду-жду, а не приходят, не предлагают и не дают. Цитировать не буду, ибо, во-первых, чужая собственность, а, во-вторых, не первая жалоба (да и вряд ли последняя). В общем, «заказ есть заказ», пришла пора выполнять...
И начать придется все же с первоисточника, а уж потом и на его музыкальное «продолжение» можно «перейти».

Не знаю, как сейчас изучают литературу в школе, а когда училась я, нам по работам критиков объясняли «что же на самом деле хотел сказать автор». Оговорюсь сразу: я не знаю, что хотел сказать и о чем думал автор, когда писал то или иное произведение или отдельную его сцену, но я знаю, о чем думала я, когда читала или слушала и смотрела написанное им.

Жалобы на «не приходят и не дают» меня давно забавляют. Как ранее забавляло ожидание, что, вот так вот «раз», и, как к Золушке, вдруг явится Фея и подгонит гардеробчик, карету, хрустальные туфельки и принца на белом коне... И вот почему она к Золушке пришла, а ко мне нет?
Ну, во-первых, скажите ка, милостивые государи и государыни, а с чего это они к вам явятся? Как вы так проявились «во Вселенной», что они о вас знают и, к тому же, ценят? Все заметили, что фея пришла, но мало кто услышал, почему она такая щедрая. Все услышали «сами предложат и дадут», но кто-нибудь задал себе вопрос «За что и почему?» Не приходят и не дают? Ответьте себе на пару-тройку простых вопросов:
- А они о вас хоть что-то слышали?
- Как вы так проявились для мира, чтоб вас:
• заметили
• оценили ("Сто тысяч королев не стоят и полушки в сравнении с тобой, Великая Марго")
• захотели ОТБЛАГОДАРИТЬ за то, что вы УЖЕ СДЕЛАЛИ (кстати, а вы что-то сделали?)

Вот когда пойдешь «к черту в зубы» чтобы спасти любовь, пожертвуешь своим личным интересом, чтобы помочь Фриде, когда делать что-то для других будешь не во имя денег и благодарности, а из любви к людям... Вот тогда и заметят, и предложат, и дадут... (И даже "не засчитают" за услугу помощь Фриде)...

Есть замечательный рассказик-притча "Магазин желаний" и заканчивается он фразой «Если твое желание не исполняется, значит, оно еще не оплачено». Все просто и справедливо. Как гласит народная мудрость, - «Как потопаешь, так и полопаешь».
***
А теперь вернемся к любимому дуэту (тому, что из спектакля, помните?).
Почему люблю? Да потому, что вся мудрость древнейшего фольклора уложилась в красивый дуэт, длящийся менее 2 минут.
Судите сами (выделено шрифтом мной):
Маргарита
- Полземли съедает дым,
Пожирает пламя
Воланд
- ВЫ СЛОЖИЛИ МИР таким
ВАШИМИ РУКАМИ
Маргарита
- Как спасти тебя, Земля,
От беды-напасти?
Воланд
- Королева, У МЕНЯ
НЕТ на это ВЛАСТИ…

Только люди имеют власть в этом мире, и именно они «своими руками» создают все, что происходит. (Слышали такую фольклорную присказку «Бог помогает руками людей»?)
И если кто считает, что «другая сторона» приходит что-то делать «лично»… ну, граждане, вам к доктору… Стравинскому... Авось, чем и поможет.

Никто не властен сделать выбор за тебя и никто, кроме тебя, не властен изменить то, ЧТО ВЫБРАЛ ТЫ! Эту мудрость оставили нам наши предки в фольклоре, об этом писали в своих произведениях лучшие русские писатели-классики, в числе которых и Михаил Булгаков, и об этом мой любимый дуэт в спектакле…

Собственно, это все.
Единственное, о чем еще можно сказать, так это о «Законе Справедливости Вселенной»: Вселенная изобильна и благодарна, она всегда находит чем ответить на твою любовь и как лучше отблагодарить за то, что ты сделал хорошего для мира и людей. Впрочем, обратная сторона тут тоже работает: причинил боль, - получи «бонус». И мир ускорился на столько, что «загробной» или «следующей» жизни ждать не приходится, - расплата приходит «еще при этой жизни». Кому не понятно «о чем эта мистическая белиберда», скажу коротко: «третий закон Ньютона». «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие». И не ждите благодарности за то, чего вы не совершали. Нет действия, - нет и противодействия. А сидя на диване можно только помять диван да «в противодействие» с той же силой то место, которое мнет диван. «Если тебе не нравится, то, что ты получаешь, измени то, что отдаешь»...

Вот теперь действительно все, а о Законе Справедливости, как и о любимом дуэте, я, пожалуй, еще не один раз, и не в одном опусе поболтаю.
И, наверняка среди этих опусов будет сказка… и, может быть, даже не одна… впрочем, как обычно.
;-)

7 ноября - 7 января. Волгоград

Полная (окончательная) версия http://www.proza.ru/2016/04/03/2568