Мы подвигов не совершали

Владимир Левченко 4
МЫ ПОДВИГОВ НЕ СОВЕРШАЛИ

На снимке - Титаренко (Лысак) Мария Ивановна. Венгрия, 1945 г.

Из встречи с Титаренко (Лысак) Марией Ивановной, 1924 года рождения, с. Шуликовка

– Никакого геройства в войну я не совершала. Война – это тяжелая, повседневная работа с постоянной, хоть и загнанной вглубь тревогой, что тебя могут убить. Не о подвиге там думаешь, а как бы она поскорей закончилась, проклятая, – так начала свой рассказ Мария Ивановна.
В армию нашу землячку призвали после освобождения Беловодского района в 1943 году. Собрали их тогда в Марковке, около трехсот человек девчат, и стали обучать на шоферов. Три месяца нелегкой солдатской жизни: изучение устава воинской службы, ознакомление с материальной частью автомобиля, строевая подготовка, вождение, ночные тревоги, стрельбы и многое другое. Затем новобранцев в пешем порядке направили в город Сталино (ныне Донецк). Оттуда распределили по фронтам. Из Шуликовки вместе с ней в одну часть попали Резник Клавдия и ее тезка Лысак Мария Ивановна, 1922 года рождения.
Мария Ивановна продолжает:
– Когда нас строили для переклички, то, чтобы отличить одну от другой, меня называли Лысак-24, ее – Лысак-22. А на передовую я попала под городом Измаил. И когда первый раз села там за руль, получилась оказия. Управляю я «полуторкой», в кабине – офицер, в кузове двадцать четыре солдата. Движемся в сторону фронта. А только-только прошли сильные бои, и по степи то здесь, то там лежат убитые немцы; наших, видимо, убрали, а тех еще не успели. И вдруг, только я выхожу на небольшой подъем, как прямо посреди дороги лежит распластавшийся человек. Я растерялась: выжала сцепление, и машина покатилась назад. Солдаты: одни с руганью по кабине принялись стучать, другие попрыгали на землю. Остановила я машину. Лейтенант рассердился. «А если бы, – говорит, – немец за кустом с пулеметом затаился? Пострелял бы всех к чортовой матери! Полезай в кузов!» Опросил он солдат, нашел кого-то, кто умел водить, и тот нас довез.
Но вообще-то, мне повезло. Я находилась не на самой передовой. Больше подвозила туда то продукты, то медикаменты, раненых обратной дорогой транспортировала. Потом уж ездить научилась хорошо. И под бомбежки попадала, и под дальнобойную артиллерию. Однажды везу муку – и прямо в кузов влетает снаряд. Контузию получила крепкую, но не ранило. Отлежалась неделю в госпитале и выписали.
Принимала участие в освобождении Венгрии. Там в пригороде Будапешта со мной произошел такой случай. Еще продолжался бой на правом берегу реки Дунай, а строители уже наводили мост. Я подъехала с обедом для своих ребят к левому берегу. Мост готов еще не был, и старшина скомандовал: «Ставь машину в кусты, дальше будем плыть на моторной лодке». Перетащили мы термосы, и только отплыли, как начала бить немецкая артиллерия. Один снаряд разорвался рядом с нами. От набежавшей волны моторку перевернуло, и я очутилась в ледяной воде (был март месяц). Плавать почти не умела, а еще и в шинели... Без малого не пошла на дно. Спасибо старшине. Как-то он смог удержать меня за шиворот, пока подплыл другой катер и нас подобрал. От холодной воды мне сильно свело спину. Не могла ни разогнуться, ни согнуться. Две недели пролежала в госпитале. И даже когда выписали, спина еще болела, и на машину меня не посадили. В дальнейшем воевала в пехоте.
А эта фотография моя, военная, связана с таким случаем. Захватили наши передовые части на территории Венгрии аэрозавод. Немцы отступили, и завод взорвать не успели. Поэтому группе эсесовцев, находящейся где-то в горах, был дан приказ пробраться к нам в тыл и все это уничтожить. Я как раз несла службу в карауле. Ночью, с автоматом, стою на посту у входа в караульное помещение. А на вышке, неподалеку, дежурила девушка по имени Света. Среди ночи старшина решил проверить посты. Подошел ко мне. Затем окликнул Свету. Та не ответила. Он говорит: «Пойду, посмотрю, не уснула ли». Путь его лежал через кусты. И только он удалился, вдруг слышу – будто кто-то ойкнул. Я даю очередь вверх и бегу туда. Услышав выстрелы, из караулки выбежали солдаты, и в коротком бою мы тех нескольких эсесовцев уничтожили. Девушка Света, фамилию не помню, погибла. Старшина получил ранение, но остался жив. Меня же за тот случай в виде поощрения сфотографировали для фронтовой газеты.
Демобилизовалась я в 1945 году как раз под жнива. В автопарке Беловодска получила грузовую машину «Форд», и начала возить на старобельский элеватор зерно. Все шло хорошо, пока не прикрепили ко мне стажера. В тот день мы уже возвращались обратно, машина была пуста, и я дала ему порулить. Сама сижу сбоку. По пути попались пассажиры, и мы, взяв в кузов несколько человек – чтобы немного подзаработать, едем дальше. И здесь я прозевала, когда мой стажер, отвлекшись разговором через окно с одним из пассажиров, врезался в двигавшийся впереди нас автомобиль. Тому ничего, а у нашего «Форда» оказался пробит радиатор. Механик в гараже раскричался и снял меня с машины. Отдал ее своему сыну. Мне же предложил пересесть на «полуторку». А водители говорят: «Маруся, не соглашайся, техника старая, будешь ты с нею мучиться». И я отказалась… На работу ходила, но машину не принимала. Начальство квалифицировало это, как самовольный уход с работы. Меня судили. Назначили шесть месяцев принудительной отработки с вычетом 25% заработной платы. Отрабатывала в Шуликовке, в колхозе. После этого на машину больше не просилась. Работала в селе на рядовых работах до самой пенсии.
На войне у меня погиб родной брат Лысак Михаил Иванович, 1922 года рождения.
Имею четверых сыновей. Один из них живет и трудится здесь, остальные все – дальше, но в гости приезжают.

От себя добавим, из боевых и трудовых наград у Марии Ивановны – орден Отечественной войны ІІ ст., медаль «Ветеран труда».

Ноябрь 2008 г.