МАЯК

Виктор Викбен
               

    1. Где-то за тридевять земель от меня, в далёкой прекрасной Сибири, прижавшись к Транссибу,  живёт своей жизнью посёлок Н. Тот самый посёлок, в котором на узкоколейной железной дороге некогда была станция Карымка. Узкая железная магистраль связывала  посёлок деревообрабатывателей с дальними вахтовыми поселениями на севере Бурятии и считалась самой протяжённой на планете. С раннего детства остались в воспоминаниях составы с лесом; шум огромных дисковых пил, разрезающих ствол дерева по частям; запах свежей щепы, в которую превращались, предварительно очищенные от коры, брёвна. Будучи подростками, обходили, облазали мы близлежащие сопки. Забавы ради бродили, будучи ребятами, средь скал, собирали душистый багульник. В эти сопки частенько хаживал я и одиночкой. С каждой из них вид окрестностей менялся.
      На одной из сопок, в семи-восьми  километрах от посёлка, в середине шестидесятых годов прошлого столетия установили маяк. (Маяк - геодезический знак в форме пирамиды из дерева, с небольшой площадкой на верху. На маяке крепилась табличка с указанием номера пункта, широты, долготы и высоты над уровнем моря.) Когда-то давным-давно взобравшись по деревянным ступенькам на маяк, окинув взглядам родные просторы, распрощался я с теми местами и с самим маяком.  Всё то, что когда-то было со мной ежедневно, ушло глубоко в меня, проросло там, стало памятью.
      То снег валил за окном, то яркое солнце палило нещадно, то горы видел я в окне своего временного пристанища, иногда прекрасные архитектурные строения окружали меня. Но не забыл ни тех, с кем бродил по лесу, ни  сопки, и маяк, вот он — перед глазами.
       Я прекрасно помню те парты, за которыми мы сидели первоклашками. Где отыскать такую: с толстым слоем краски, с откидывающимися крышками? За ними было изумительно удобно сидеть. Те парты были сделаны заодно со скамейкой. Их нельзя было разлучить. Это было одно целое, тяжёлое, монументальное изобретение, которое кроме как в школе негде использовать-то было нельзя. Это за теми партами, которые теперь разве что в кино и увидишь, получали мы первые нехитрые знания, умения, навыки. Это за ними мы увидели на классной доске “А” да  “Б”, за ними мы прочли первые слова по слогам, на них мы раскладывали гербарии. Первую самостоятельно прочитанную книгу помню тоже. Тогда школьная библиотека располагалась в отдельном здании. Большинство книг в начальной школе было прочитано именно из собрания школьной библиотеки.
       Это уже позже, когда полученных знаний хватало, чтобы облечь их в какую-то незамысловатую конструкцию и представить на суд публике, стали появляться и свои вирши, и рассказы. Стенгазеты, которые рождались в нашей школе, привлекали внимание и своим оформлением, и содержанием, и исполнением. Во всём, что было нарисовано, написано на белом ватмане чувствовалась душа. Вспомните их с написанными от руки рассказами, стихами. Вспомните их рисунки и оформление. Посмотреть бы сейчас два-три экземпляра того самиздата. Написать бы сейчас для школьной стенгазеты…..
        А я и написал.

     2. Слежавшийся снег хрустел под  ногами. Я старался не отставать от моих  старших друзей. (До сих пор не понимаю, как родители отпустили меня, ещё по сути малыша, с моим старшим двоюродным братом и его одноклассником в тот поход...) Это было моё первое сложное испытание. Осенью я пойду в первый класс, а сегодня вот топаю в лес да не просто на прогулку, а с ночёвкой в землянке! Нужно пройти  километров, наверное, восемь по  заснеженному лесу. Дорога-то и не только что в снегу, но и всё выше, выше, в сопку. Туда, где иглой в небеса, подобно ракете стоит маяк.
        Летом компания ребят, школьников старших классов, многие из которых мечтают стать геологами, построили рядом, метрах в тридцати от маяка, землянку. Небольшое помещение размером примерно три на четыре метра. В землянке окошечко, нары, столик и скамейка. В ней же разместилась буржуйка. Потеплее одевшись, шли мы с рюкзаками за спиной по снегу на ночлег  в нашу землянку. В подшитых валенках, в телогрейках по мартовскому снегу вперёд в ночь. В рюкзачке хлеб да консервы, чай да молоко.
     Вначале в лес пришли сумерки. То тут, то там трещали-всхлипывали от мороза сосны. Становилось интересней. Детское воображение тревожили замысловатые тени. Снег переливался, скрипел под ногами. Тропа медленно уводила прочь от посёлка в сопки. Там ждёт не дождётся  гостей землянка. Мы шли без лыж. Мне было не очень-то и трудно идти по проложенной в снегу тропинке. Мои воспитатели подбадривали меня. Уже затемно подошли мы к нашему приюту.
      Испытание долгим переходом по снежному лесу я выдержал. Вот уже и дрова разгорелись в печурке. В котелке с горкой снега для чая. Скоро землянка прогреется. А пока можно полюбоваться захватывающим видом с вершины сопки.
      Вот  в темноте скелетом возвышается маяк. Небо звёздное, яркое, непоколебимое. Где-то далеко внизу, словно это отражение небес — мерцают огоньки посёлка. Среди них есть светлячки моего родного дома. Среди них же и светящиеся окна школы, в которую я пойду, когда чуточку подрасту....  на следующий год.
                Январь — февраль 2016г.