Что такое хорошо, что такое плохо

Зося Ковалева
Понятие «хорошо – плохо» весьма субъективно. Существует множество пословиц и поговорок, которые сконцентрировали в себе всю мудрость наших предков. Вот, например: «Что русскому хорошо, то немцу смерть», или: «Хорошо то, что хорошо кончается». Существует также множество восточных притч о «хорошо-плохо».
На самом же деле этот баланс держать очень сложно. Кому-то «хорошо» Пасха, кому-то Ханука, а кому-то и Первое Мая! И переубеждать первых, вторых и третьих в обратном - просто нет смысла.
Хочу привести в пример одну из моих любимых восточных притч:
 «К одному арамейцу пришел друг, и, увидев его плачевное положение, спросил:
- Как твои дела, Саид?
- Хорошо! – ответил тот.
- Как же «хорошо»? – удивился друг. – У тебя дом сгорел, жёны и дети умерли от проказы и лихорадки, ты потерял своих верблюдов и теперь сидишь на пепелище нищий, голодный и оборванный! Это у тебя называется «хорошо»?
- Понимаешь, Мустафа, - ответил Саид, - если я скажу что «плохо», то Аллах посмотрит на меня и скажет: «Э-э! Ты не знаешь ещё, что такое плохо!» И сделает мне ещё хуже. А вот если я говорю «хорошо», то Аллах посмотрит на меня и скажет!: «Э-э! Саид, ты ещё не знаешь, что такое хорошо!» И сделает мне ещё лучше».
Вот такая вот короткая, но очень содержательная притча.
Если уж нас занесло на дивный, волшебный и таинственный Восток, то я хочу поговорить о понятии «хорошо-плохо» через призму их мировоззрения.
Для нашего менталитета смертная казнь - это плохо. А вот для Саудовской Аравии - хорошо. У них на центральном стадионе страны проводятся казни каждую пятницу. Со всей страны привозят воров, убийц, мошенников и колдунов. Первым отрубают руку (а если поймали во второй раз то и другую), убийцам и колдунам головы. Пятницы ждёт весь народ! Действо это публичное. На стадион привозят детей и учат на таком жестоком «плохом» примере.
В Аравии все указы подписывает сам Принц и поэтому никакой апелляции быть не может. Бац! И всё! Если поймают тебя пьяным, то получишь 100 палок по пяткам. Если выживешь, то останешься инвалидом, потому что от ударов разбивается кость ступни на мелкие кусочки. Если четверо мужчин-очевидцев доказали, что ты изменяешь мужу, то тебя забросают камнями до смерти без малейшей жалости.
Для Саудовцев это норма жизни, а для нас просто какая-то дикость из средневековья. Там если ты нечаянно нанёс какое-то увечье, то тебе медицинским путём делают подобное. Я знаю случай о том, как велосипедист нечаянно сбил парня и тот, неудачно упав на бордюр, выбил себе левый глаз. Принц постановил, чтобы бедолаге-велосипедисту хирургическим путём удалить левый глаз. Дикость, варварство и самодурство! Но! В каждом плохом есть доля хорошего. В Саудовской Аравии, например, жители не знают, что такое дверной замок. Их там попросту нет. Во время намаза страна замирает на одном дыхании. Пустеют магазины, улицы, и только религиозный патруль разъезжается во все стороны с надеждой поймать какого-нибудь лихого туриста позарившегося на чужое добро или нерадивого мусульманина, который не молиться в эту минуту со всей страной!!! Вот так у них прививается, а точнее, прибивается вера! Делается все, чтобы у правоверного даже мысли не было о том, что можно «захилять» молитву. У нас же свобода слова, выбора и веры! Это двояко. С одной стороны нет репрессий и притеснений, но с другой – дети растут без нравственных принципов, без патриотического чувства, без Бога в сердце.
Вернёмся в Саудию. При въезде в страну каждый заполняет бумагу, в которой четко прописаны законы шариата. За то, сё, пятое, десятое – смертная казнь через отрубание головы. За хранение и употребление любых наркотиков – смерть. Не впустят в страну, пока ты не подпишешь все пункты. Конечно, нельзя скрывать то, что визу в эту страну дают не всем. Это хоть и мусульманская страна, но далеко не Турция и Каир! Каждую визу подписывает, как вы уже сами догадались – лично Принц. (Ну, делать ему, видимо, нечего, вот и развлекается. ИМХО.) Он, и только он решает, кому въезжать в его страну.
Сделав поверхностный экскурс в Саудию, мы можем судить со своей колокольни, что такое «хорошо», а что такое «плохо». В нашей «ридноненькой» всё иначе, но нельзя сказать, что все «плохо»! Просто по-другому. Со своим уставом, как говорится, сидите в своём же монастыре.
За убийство у нас сажают, и срок не превышает 15 лет («вышку» давно отменили, ещё в 1996 г.) Можно, конечно, схлопотать и пожизненное, но тоже при определённых условиях: если тебе не меньше 18, не больше 65 и ты не беременная. За хранение и употребление наркотиков, если докажешь, что доза только для себя, получишь порицание и административный штраф. За супружескую же измену максимум можно получить половину имущества, если, конечно, был составлен брачный контракт, и там было это оговорено. Как минимум – останешься либо у разбитого корыта, либо станешь жить как прежде. Нужно смотреть в будущее с оптимизмом, как это делал советский гений В. Маяковский:
Я земной шар
чуть не весь обошел, -
и жизнь хороша,
и жить хорошо.
- В. Маяковский, "Хорошо!", 1927

Моя вторая работат по предменту Издательское дело и редактирование