Зарезервировано, Вермеер

Светлана Орлова 66
Это чувство знакомо каждому, когда в искусстве мы получаем отклик не только своей радости, но и своим тревогам. Я всегда, в «неустойчивом» состоянии, слушаю музыку. Иногда дома, но чаще иду в концертный зал: за вдохновением, за продолжением жизни. Мне всегда помогает. Музыка проникает сразу в сердце, так утверждают ученые, ритм биения нашего сердца и ритм музыки совпадают. И все равно, для меня это тайна …
Но ещё большая загадка, на мой взгляд, таится во влиянии живописи. Ведь живопись – молчит.

Моя история началась в музее. Известно, чтобы увидеть все картины Вермеера, придется объехать половину мира – так разбросала  их судьба. А мое первое знакомство с художником началось с большой удачи. Я увидела 11 картин Яна Вермеера сразу!

Счастливый случай, иначе не скажешь, привел меня в Национальную Галерею Лондона, где с июня по сентябрь 2001 года, проходила выставка  посвященная Вермееру и Дельфтской школе. А я приехала в Лондон в сентябре в командировку. Коллеги сразу выделили мне половину дня, для посещения выставки.
С этого времени началось магическое влияние картин Дельфтского Сфинкса (так назвал его Теофиль Торе)  на мою жизнь и до сих пор не прекращается – я же пишу эти строки.
Надо сказать, что в тот год я переживала супружескую драму и чувствовала себя крайне скверно от нескончаемого монолога, который постоянно звучал в моем уме.
И вот, находясь в выставочных залах музея, я, буквально, начала преображаться. Я не понимала, что со мной происходит: тревога пропала, я почти физически ощущала, как просветляется моя голова. За короткое время я стала совершенно спокойной. Так бывает? 


Мне не хотелось уходить из этой удивительно светлой, душевной атмосферы, созданной картинами Вермеера. И я не уходила, а вновь и вновь шла  от одной картины к другой. Я чувствовала как благодатная энергия  вместе с каким то созидающим удивлением заполняет меня, делает внутренне свободной.
Стоит заметить, что выставка была организована по часам, но в «пересменок» удавалось избирательно пообщаться с какой-нибудь картиной почти наедине.
Все с большим вниманием я вглядывалась в лица и душа отзывалась на теплый или вопросительный взгляд. Я чувствовала взаимную сердечную теплоту художника и его модели. Теперь я знаю, что Вермеер очень часто рисовал свою жену.??? Я видела приветливые взгляды  - Вермееру были рады, а сейчас рады мне, потому что я стою на месте художника. Я путешествовала по большому дому, заходя в разные комнаты и становилась участницей всех событий. Я не была чужой.
Ушла с выставки с последней группой.

На выходе, в музейном магазинчике купила Молочницу (отменного качества репродукцию, увеличивающую оригинал в несколько раз). Мне не хотелось расставаться с художником.
Я не представляла себе, какое место эта картина займет в моей жизни. Я еще не знала, что повешу её на кухне и она будет  задавать тональность моего бытия, помогать работать, даже воспитывать.


Помните, есть некоторое ощущение отчужденности, когда  возвращаешься из концертного зала домой. Также было и со мной, когда я вышла из музея на шумные улицы Лондона.
Чтобы не растратить своих драгоценных впечатлений, отвлекаясь на дорогу в гостиницу, я взяла кэб.
Ужинала с каталогом перед глазами, который тоже купила на выставке.


На следующий день я вернулась домой.
Уже вечером поместила свою репродукцию в раму и повесила картину, как уже упоминала, на кухне. Она поразительно гармонично вписалась в интерьер, даже цвет стены, на фоне которой стоит девушка, практически не отличается от цвета стен моей квартиры. А свет из окна, падающий на правую сторону от Молочницы, только усиливает свет, созданный рукой мастера.

Стоит сказать, что поначалу,  я не оценивала, да и не умела, по большому счету, какие то «невероятности» рисунка. Все ещё охваченная сильными впечатлениями, я просто наслаждалась присутствием картины, я общалась с Молочницей.

Представьте себе: мой кухонный стол продолжает Вермееровский, я всегда сажусь напротив и время от времени, поглядываю на Молочницу. Я разговариваю с ней мысленно, а иногда буквально.
У нее опущены глаза, но я уверена, что она только что на меня смотрела, слушала, что я ей говорю и вот собралась отвечать, но чтобы обдумать ответ смотрит как течет молоко.
Она никуда не торопиться. Это мне всегда некогда. Она мудрая и наедине с ней, всегда «хорошо и поэтично», потому что от картины веет невозмутимой душевной ясностью.


Я и мой пес, под кухонным столом завершали композицию.
Есть такое мнение, что истинный музыкант, когда исполняет произведение какого - нибудь композитора, ощущает себя не исполнителем, а композитором. А простой зритель, рассматривающий картину, может ли он почувствовать себя художником?
И чем дольше и внимательнее я смотрела на картину, тем больше вопросов возникало к Яну Вермееру.
Загадка требовала более совершенных «инструментов думания»  из области истории живописи или искусствоведения.


Я набросилась на чтение с необыкновенным вдохновением, забросив множество других дел, которые доставляли мне удовольствие.  Куда то пропала лень.
Так картина художника, созданная в 1658-1660 году, начала свою новую жизнь в моей квартире  в 2001 году. Через 341 год картина рождает во мне те же чувства, что и в 17 веке – она по прежнему современна, даже более того, своевременно разместилась в моей жизни.


P.S. Конечно, я побывала в Дельфте и в маленьком местечке, где сохранилась часть церкви, в которой венчался Вермеер. Именно там, в соседнем здании бывшей церкви, в кафе я и сделала эту фотографию. Эта подлинная табличка, надеюсь, все ещё там.


© Copyright: Светлана Орлова 66,2016