Станки стояли прямо на снегу

Борис Гольдин
   Без тыла армия - как лошадь без овса,
   Как пушки без единого снаряда.
   Без тыла полководцу не помогут небеса,
   А с крепким тылом ждет его награда!

МОСКВА

      Война потребовала перевода народного хозяйства на военные рельсы. Особое место в ускоренном наращивании производства  металла и военной продукции заняли эвакуированные заводы и прибывшие с ними специалисты: инженеры, техники, квалифицированные рабочие.

      Одно время я работал в Ташкенте в редакции газеты "Фрунзевец"- Туркестанского военного округа.Я часто встречался с ветеранами фронта и тыла.

   -  В годы войны в городе было размещено более 50 промышленных предприятий:Ростовский завод сельскохозяйственного машиностроения,Ленинградский завод текстильных машин,Сумский компрессорный завод и другиe. Работая в тылу,- рассказывали ветераны,- трудились, не считаясь со временем, силами, здоровьем, и вовсе не рассматривали это как подвиг. Мы просто считали, что выполняем свой гражданский долг перед фронтом. Мы хорошо знали, что на фронте труднее, поскольку там над бойцами постоянно висела угроза смерти.

       Станки стояли прямо на снегу,
       К морозной стали руки примерзали,
       И задыхалась вьюга на бегу...
       Но мы твердили, нет, не чудеса...
       Мы просто фронту честно помогали.

КАЗАНЬ

    Срочно  из столицы был эвакуирован Московский авиационный завод № 22 имени С.П.Горбунова в  Казань.

    «Лётчики и техники работали без устали, разгружая заводской аэродром от задела самолётов Пе-2 и перегоняя их часто не облётанными. Обратно нас срочно доставляли на грузовых самолётах Ли-2, и мы снова и снова гнали машины в Поволжье... Грустную картину являл наш опустевший красавец-завод. В нём было непривычно и нестерпимо тихо и пусто, по цехам свободно могла разъезжать автомашина»,– вспоминает лётчик-испытатель Алексей Туманский.

    Эвакуация завода уже подходила к концу, когда над Москвой нависла реальная угроза прорыва немецко-фашистских войск. Чтобы всё, что не удалось вывезти, не досталось врагу, был разработан специальный план. Добровольцами вызвались несколько работников предприятия, которые готовы были пожертвовать своей жизнью ради блага родины: они дежурили и ждали сигнала, чтобы взорвать цеха, если неприятель подойдёт к городу.

     К счастью, этого не потребовалось, Москва устояла. Однако другой тактический ход сработал: в стороне от завода были возведены заводские корпуса-обманки, и во время бомбёжки именно они больше всего пострадали, тогда как основные помещения завода почти не были затронуты.

   - Зима 1941 года была очень суровой, - вспоминает директор завода Василий Окулов,-температура в отдельные дни опускалась до -50°С. Можно себе представить, чего стоило рабочим, проживавшим в отдалённых районах города, добираться на работу, тем более что единственный транспорт – трамвай  ходил очень плохо. На работу за 10-14 километров люди шли пешком, поэтому нередко случались обморожения, обострения серьёзных хронических заболеваний, массовые опоздания. Столовые работали плохо – чтобы пообедать несколько минут, в очередях приходилось стоять по несколько часов.

                И откуда
                Вдруг берутся силы
                В час,когда
                В душе черным-черно...
                Если б я
                Была не дочь России,
                Опустила бы руки давно...
                Юлия Друнина

 -  Моей маме  был  только годик,когда ее, закутанную в бабушкину шубу, привезли из Москвы в Казань, -рассказывает Галина Борисовна Гольдина -Шевченко. Дедушка Лева со своей  семьей жил в Киеве. С детства  любил мастерить самолетики.Когда подрос, не на шутку увлекся авиаконструированием и мечтал только об одном:поступить в Киевский авиационный институт.Кто хочет, тот добьется. Учился только на отлично, а после окончания института  его пригласили в экспериментально-конструкторское  бюро.Тут еще одно важное событие:  дедушка увидел одну красавицу и, как говорят, потерял покой. Виновницей была моя будущая бабушка Ида. Говорят,что на их свадьбе были все киевские друзья и было весело.Перед самой войной родилась моя мама Света. Вскоре  дедушку переводят  на работу в  Москву на крупнейший  авиационный завод  № 22 имени С.П.Горбунова.

    - Бабушка вспоминала о том, как им пришлось пережить эти  трудные военные годы в Казани.Дедушка работал в конструкторском бюро,где фактически находился днем и ночью. Бабушка и моя маленькая мама видели его очень редко,-Галина Борисовна не могла говорить без слез.

      - В  ноябре 1941 года,- рассказывал дедушка  Лева,-завод с нашим конструкторским бюро  отправили в Казань. Для этого потребовалось 3000 вагонов.Круглые сутки  на заводе безостановочно велись демонтаж и погрузка оборудования, ежедневно из Москвы в Казань уходило по восемь-десять эшелонов. Для рабочих и их семей были оборудованы товарные вагоны с печками-буржуйками, а также деревянные будки на платформах,размещённые рядом с уже погруженным оборудованием. В целом на переброску завода в Казань ушло  около двух месяцев. Месяц спустя  пришёл последний эшелон с оборудованием и людьми. Вскоре в воздух поднялся первый пикирующий бомбардировщик, построенный  нами на казанской земле.


   После  Победы завод и его констркуторское бюро снова вернулись в Москву.

  ...  Мой отец Яков был родным братом дяди Левы. Прошел всю войну, был ранен.После войны  наша семья жила в Ташкенте. Папа с мамой,правда, очень редко,но проводили свой  отпуск в столице. С собой всегда брали меня. Подросли мои ссестры  Маша и Гала , и они приезжали в Москву. Останавливались мы всегда  только у дяди Левы и тети Иды в Тушино. Помню, что там днем и ночью постоянно стоял шум авиационных моторов.

       Дядя Лева любил водить нас по музеям и знакомить с картинами известных  художников.После войны тетя Ида  родила  сына  Женю-отличного мальчика.  Дядя Лева от него был без ума,да и Светочке уже было нескучно. Когда она выросла, пошла по папиной дорожке. Окончила Московский авиационный институт. Катаясь на лыжах в Подмосковье, встретила выпускника Московского авиационно-технологического института Бориса Шевченко. Сыграли свадьбу. И родилась у них  прелестная дочка Галочка.

     Сейчас Галина Борисовна Шевченко вместе с мужем растят прекрасных детей. Она не успела закончить учебу на факультете психологии Московский педагогический институт,но в Чикаго по этой специальности получила диплом университета.Получила и образование архитектора, и освоила профессию- программиста.
 
МИАСС

     Великую Отечественную войну часто называют “войной моторов”,в которой техника сыграла ключевую роль.Как правило,на первый план выставляется авиация и бронетехника,но ничуть не меньший вклад в дело Победы внесли и автомобилисты. Обеспечение Красной Армии автомобильным транспортом сыграло немаловажную роль в подготовке и проведении военных операций.

     Миасс — город в Челябинской области , расположен у подножия Ильменских гор.3 ноября 1941 года Госкомитетом обороны было принято решение об организации в Миассе автомоторного производства на базе эвакуированных  предприятий. Сначала выпускались двигатели и коробки передач, а 8 июля 1944 года с конвейера сошёл первый уральский автомобиль ЗИС-5. Первая партия автомобилей была отправлена на фронт, на них были смонтированы знаменитые «Катюши».
 
     Осенью 1941 года в город Миасс были эвакуированы многие крупные промышленные предприятия из Киева. В одном из поездов ехали в глубокий тыл  мой дедушка Герш с бабушкой Фейгой, тетя Аня, папина сестра, с мужем и маленький Вовик Геренрот. Пятилетний малыш понимал,что все они едут на Урал,чтобы не попасть в лапы фашистов и  помогать с ними бороться. Он знал,что его папа хороший инженер.

     НЕМНОГО ИСТОРИИ

    Теперь обратим внимание на тех, о ком ни в СССР, ни в РФ никогда не говорят поименно. Их  имена ( а от их обилия у юдофоба темнеет в глазах) остаются засекреченными, как  поодиночке, так и в списках. О тех, кто организовал переброску заводов из Европейской части Союза на Урал и в Сибирь,а также создал новые виды вооружений.

     Залогом победы было оружие, пришедшее из-за Урала, потому что с ломом наперевес и с одним автоматом на отделение (как было в первые месяцы  войны) даже самый отважный солдат обречен на гибель. Программа передислоцирования военных заводов являлась беспрецедентной по сей день стратегической операцией, внесшей в Победу не меньший вклад, чем доблесть солдат на фронте.
 
    Каждый завод из Европейской Части Союза надо было не только  перевести на новое место, а так всё организовать, чтобы он сразу начал работать. И это всё было в условиях военного времени, бомбежек железнодорожных путей и вокзалов… Неважно сколько разбомблено и утеряно — обязано заработать любой ценой!

    И кто же руководил передислоцированием за Урал оборонных заводов, которые начинали работать чуть ли не сразу после разгрузки? Почти что одни евреи. Еврейских фамилий в списках тех, кто передислокацию осуществлял, а затем руководил созданием новых вооружений и их производством ,не меньше, чем при создании атомной бомбы (которую, напомним, создали Иоффе, Ландау, Фриш, Харитон, Курчатов,Зельдович, Левич, Гуревич, Франк, Халатников, Арцимович, Хайкин, Гинсбург, Тамм, Адамский, Гольданский, Шапиро, Шпинель, Семенович Кикоин, Рабинович, и т.д.).

     Блоггер  радио “Эхо Москвы” Юрий Магаршак приводит интересные исторические факты:

      Нарком вооружений генерал-полковник Ванников Борис Львович (с 1939 го 1941) ,затем нарком боеприпасов (1942-1946).

      Нарком строительства СССР Гинзбург Семен Захарович  (1939-1946) в годы войны руководил работой по строительству оборонных и промышленных объектов, вводом в строй эвакуированных предприятий, восстановлением народного хозяйства в освобожденных районах.

     Нарком путей сообщения Каганович Лазарь Моисеевич.

     Нарком танковой промышленности генерал-майор Зальцман Исаак Моисеевич, создатель и руководитель Танкограда, созданного в Челябинске на базе Челябинского тракторного завода, эвакуированных Кировского машиностроительного и Харьковского танкового заводов, которые после эвакуации начали выпускать более 1000 танков в месяц, обеспечив техническую базу побед под Москвой, Сталинградом на Орловско-Курской дуге…

     Зам. народного комиссара авиационной промышленности, отвечавший за передислокацию предприятий на Урал и в Сибирь, генерал-майор Сандлер Соломон Миронович.

     Генерал-майор Вишневский Давид Николаевич –в годы войны зам. народного комиссара боеприпасов. Под его руководством были разработаны новые типы взрывателей для снарядов.

     Зам. начальника главного управления наркомата авиационной промышленности генерал-майор Залесский Павел Яковлевич (1940-1950 гг.).

     Начальник главного Управления наркомата боеприпасов генерал-майор Землеруб Виктор Абрамович — с 1942 по 1946 гг. 

     Начальник управления моторостроения и топлива авиационной промышленности генерал-лейтенант Левин Михаил Аронович  (1941-1945)

     Начальник главного управления наркомата вооружения  генерал-майор Носовский Наум Эммануилович (I940-I946 гг.)


На снимке: Лев Григорьевич Гольдин с женой Идой.