Малиновое вино

Сергей Алексеевич Глазков
Несколько сюжетов для кино

От автора
Я решил опубликовать несколько сюжетов для кино, придуманных и записанных в разное время, чтобы не забыть. Я не знаю, когда вернусь к ним, чтобы написать полноценные сценарии. Почитайте. Мне интересно ваше мнение.

Двенадцатый сюжет для многосерийного телевизионного фильма "Малиновое вино»

императрица Екатерина! Виват!
-Ура-а-а! – кричат остальные.
-Слава Государству Российскому! Виват!
-Ура-а-а!
Несколько горячих молодых голов мигом оказывается на сцене. Под триумфальные выкрики восторженных зрителей, Анюту подхватывают на руки и несут в зал. Она испуганно оглядывается, стараясь найти Кузьму. Находит. Он спокойно кивает ей и улыбается.
Лишь из центра зала, когда глаза привыкли к полутьме, в царской ложе она видит её: Екатерину Первую.
Сон был настолько явным, что она даже пугается.
-Отпустите меня! – кричит она.
Все от неожиданности останавливаются и недоуменно смотрят на неё, потом на Екатерину.
-Отпустите её! – тихо просит императрица.
Офицеры поспешно выполняют её просьбу.
-Анна, иди ко мне, - произносит Екатерина, - хватит актёрствовать. Негоже царевне таким делом заниматься.
-Но… - теряется Анюта.
-Хотя, - продолжает царица, - за хорошую потеху благодарность от меня прими. Твой папенька, муж мой венценосный Петр Великий, такие «театры» очень любил. Это его Феофан Прокопович к ним пристрастил. Он и сам когда-то Жеровола во «Владимире» лихо изображал. Я так смеялась, эту комедь наблюдая. Такая потеха была, не в пример теперешним. 
Покинув в экипаже вдвоём с императрицей театр, Анюта приезжает в Летнюю резиденцию российских императоров. Здесь она попадает в круговорот интриг и заговоров. Сама того не желая, оказывается в кругу противников Екатерины. Они готовят переворот, и во главе государства хотят поставить её – царевну Анну. Екатерина узнаёт о предательстве и приказывает арестовать её. Кузьма предупреждает Анюту об опасности и помогает ей бежать. Но далеко уйти им не удаётся.
Ищейки Александра Меншикова настигают их. Закованную в кандалы, Анну отправляют в Петропавловскую крепость, где в тюремной камере ей объявляют приговор: на рассвете Анну ждет казнь. Её могут помиловать только в том случае, если она скажет, кто ей помог бежать.
Ранним утром её ведут на эшафот.
-Это сон, - шепчет она, - это всего лишь сон. Ещё чуть-чуть и я проснусь. И всё будет в порядке. В полном порядке.
Набросив на шею петлю, палач интересуется:
-Ваше величество, вы подумали над предложением князя Меньшикова? Может, назовёте имя того, кто вам помог бежать, и будете жить долго и счастливо?
Она просыпается в тот момент, когда из-под ног уходит опора и веревка больно впивается в шею. Она кашляет и садится на кровати.
-Да, - выдыхает она, - присниться же такое?
Она сидит на кровати ещё немного, потом поднимается, направляясь в ванную комнату. К своему ужасу, взглянув в зеркало, она видит у себя на шее багрово-фиолетовый след от веревки.
Кое-как позавтракав, в скорбном настроении Анюта звонит Кузьме и просит его о встрече.
И снова они безмятежно бродят по Питеру. И снова Кузьма, как заправский экскурсовод, рассказывает интересные истории о городе. В начале встречи Анюта хочет поведать ему о сне, но находясь рядом с ним, все её тревоги сразу уходят на второй план, а потом исчезают вовсе.
Заканчивают они прогулку в Летнем саду, а расстаются на Итальянском мосту недалеко от Храма Спаса на крови. Она ждёт, пока Кузьма скроется за углом, и направляется вслед за ним. Ей очень хочется знать, где и как живёт он? Не доходя до Манежной площади, он сворачивает на Малую Садовую и входит во двор. Она следит за ним. Определив квартиру, в которую он вошёл, Анюта, набравшись смелости, звонит в дверь и просит позвать Кузьму. Женщина, открывшая дверь, удивляется и сообщает, что молодой человек по имени Кузьма здесь никогда не жил и сейчас не живет.
Пораженная этим известием, Анюта возвращается домой. Вечером она снова пьёт вино, заправленное её слезами, которые она роняет каждый раз, когда вспоминает о Кузе.
Ночью её будит тревожный голос:
-Анна! Проснись! Ну, скорее же!
Она открывает глаза и видит взволнованное женское лицо. Кто эта незнакомка? Что она делает в её квартире? Стоп! Это не её квартира. Анюта поднимается с постели и оглядывается.
-Только что жандармы арестовали Андрея, нам нужно торопиться. Среди нас есть предатель. Нам нужно сменить квартиру.
-Прямо сейчас? – удивляется Анюта.
-Да, сейчас, - строго говорит женщина, - если не хотим ночевать в царских казематах.
Они одеваются и выходят на улицу… Малая Садовая.
На новой явочной квартире к ним присоединяются ещё двое. Софья (так звали новую подругу Анюты) называет их только по фамилиям: Рысаков и Гриневский. Её она представляет, как Анну Якимову.
-Ничего не будем менять, - говорит она, пожав, по-мужски, руку пришедшим, - действуем по намеченному плану.
Анюта оказывается участницей террористического акта, направленного против Александра Второго, который, покидая Михайловский дворец, оказывается на набережной Екатериненского канала, где в его карету Рысаков бросает бомбу, а Гриневский - вторую. Император в результате этой акции – умирает.
И снова о надвигающемся аресте ей сообщает Кузьма, вместе с которым она бежит в Киев. По дороге её арестовывают и отправляют назад в Санкт-Петербург.
И снова она оказывается в той же самой камере, в которой провела ночь почти сто лет назад. И снова ей предлагают альтернативный выход из создавшегося положения. Рассказать обо всех и выйти на свободу.
Утром проходит суд, где ей объявляют приговор. Смертная казнь.
В камере смертников она получает записку от Кузьмы, в которой он объясняется ей в любви и прощается навсегда. Завтра его тоже не станет.
Она засыпает и… просыпается, зарёванная, в своей постели. Когда застилает одеяло, на пол падает маленький листочек, в котором она узнаёт последнее послание Кузьмы. Она тут же звонит ему. Он долго не отвечает. А когда, наконец, она слышит в трубке его голос, то плачет и просит немедленно приехать.
Они снова гуляют по городу. Сидят в кафе под открытым небом. Едят мороженое. И снова её тревоги отходят на второй план. Расстаются на Дворцовой площади. В этот раз она не следит за ним, а сразу же идёт домой.
Закончив с одной бутылкой малинового вина, Анюта отправляется спать.
В третью ночь Анюта просыпается от выстрелов и гулкого топота, разносившегося под окнами. Она вскакивает с постели и бежит к двери. Она не удивляется новой обстановке, в которую попала сейчас. А находится она в Александровском дворце. В Царском селе. Но кто она? И какую судьбу ей придётся прожить в этот раз?
Узнаёт она это, когда отворяет дверь и входит в большой зал. У окна стоят четыре девушки в ночных рубашках и, насторожено, смотрят в окно.
-Анюта, - из глубины выходит женщина, старше их всех, - нам только что приказали собираться.
Четыре девушки отходят от окна и окружают вошедшую женщину. А она продолжает обращаться к ней:
-Я не знаю, куда нас увезут. Не имею права просить тебя поехать с нами. Это решение ты должна принять сама.
Анюта не может оставить их в беде, поэтому соглашается сопровождать. Когда их грузят в вагон, она узнаёт свою новую фамилию: Демидова Анна Степановна. С царской семьёй она попадает в Тобольск. Она знает, чем это закончится, но старается держаться, надеясь на какое-то чудо.
Вместе с членами царской фамилии, ей приказывают спуститься в подвал Ипатьевского дома. И она идет. Один красноармеец, очень похожий на Кузю, пытается остановить своих товарищей, но они стреляют в него, как назойливую муху, молча, без эмоций…
Утром, купив букет цветов, Анюта отправляется в Петропавловскую крепость, где кладёт его на месте захоронения царского семейства. Тут же Анюта встречает Кузьму.
Она рассказывает ему всё, что происходит с ней каждую ночь.
Он улыбается, слушая её, потом произносит:
-Я всё знаю и поздравляю тебя, Анюта. Ты стала взрослой…
-Кто ты? – растерянно спрашивает она.
-Я тот, которого ты ждала…