Серебряный альбом

Роман Шкода
Лучшие люди старого Царицына, прежде чем стать таковыми, прошли в большинстве своём, непростой путь, с самого низа – до самого верха. Вот, Александр Михайлович Шлыков, который оставил современному Волгограду в наследство здание Казачьего театра. Казачий тот театр, во времена моего детства был кинотеатром "Гвардеец". Сколько же фильмов я посмотрел там! Во времена Шлыкова в здании находилась женская гимназия.

Был Шлыков человеком очень богатым. Крупный купец. Дети – в гласных Городской Думы, сам он – тоже и в Думе, и в Земском собрании, владелец лесопильных заводов, лесных дач в Пермской губернии, многих домов в городе. Был он Городским Головой и ктитором Крестовоздвиженской церкви, построенной на его деньги. В общем, один из первых людей в городе.

А кем он начинал? Может, унаследовал всё от отца? Или у барина какого управляющим был, да денег много украл? А вот и нет. 25 января 1909 года справлял Александр Михайлович свою Золотую свадьбу. Множество людей было, множество подарков преподнесли. Пир был горой – все городские газеты взахлёб рассказывали, кто был и что подарили. Одного только вина с закусками купили на бешенные три тысячи рублей! В числе прочих подарков был фотоальбом с серебряной крышкой и золотыми буквами – подарок от старшего сына Михаила, об этой роскоши все писали отдельно. А что же в альбоме? А там были собраны фотографии, запечатлевающие жизненный путь Шлыкова и его жены. Газетные описания того альбома рассказывают кем был и как стал Шлыков человеком, имя которого сохранилось в городской истории. Читая восторженные строки на пожелтевшей вековой бумаге, мы словно просматриваем тот альбом.

Вот фото, где молодой ещё Александр в своей мастерской, среди пил и рубанков – своими руками, не имея рабочих, – вытачивает колёса для телег. С этого труда он и начал свой путь в высотам, которых достиг. Не сыном миллионера, а простым работником, избравшим трудный путь работать на себя, а не «на дядю», со всеми вытекающими рисками и трудами. А труды те окупились сторицей.

Вот фото, где Шлыков снят на фоне лабаза комиссионных товаров, который он открыл, заработав на тележных колёсах. А вот фото, где он уже на своём первом лесопильном заводе, в Бекетовке. «Завод» – одно слово. Открытый в 1882 году он был, скорее, мастерской, к концу 1880-х там работало в общей сложности только 28 человек. Это уже потом, как раз к Золотой свадьбе, завод  будет иметь обороты в сотни тысяч рублей в год. Сначала идут фото деревянных корпусов, потом – уже каменных…

Росло и росло богатство Шлыкова. Честное богатство, построенное на тяжёлом труде, на смекалке и инициативе. Рос Шлыков, росли те, кто работал вокруг, рос Царицын, росла Россия. К счастью для Шлыкова умер он ещё до революции – в 1915 году. Эх, взглянуть бы хоть одним глазком на тот серебряный альбом! Приобщиться бы… Но увы, пустое желание. Сгинул он, как и все Шлыковы, не осталось и следа.