Три рыбки

Богиня Елена Атюрьевская
                Посвящается всем детям
                И моему сыну Владимиру.

       В прозрачно-голубом озере жили три рыбки: две большие и одна маленькая. Большие рыбки заботились о своей малышке и оберегали её, а маленькая рыбка любила поиграть среди кувшинок и погреться в солнечных лучах у поверхности воды.
       Однажды к озеру подошёл Мальчик, в его руках была удочка и сачок. Подойдя к озеру, он запел:

               «На рыбалку я пришёл –
               Чем нехорошо?
               Это вам не баскетбол –
               Тихо и свежо!

               На рыбалку я пришёл –
               Это просто класс!
               Сколько комаров и пчёл;
               Жарко! Где ж мой квас?!.

               На рыбалку я пришёл –
               Рыбок наловлю!
               Знаю дело хорошо
               И ловить люблю!..»

       Мальчик насадил на крючок кусочек хлеба и, закинув леску в озеро, стал ждать.
       В это время Малютка-рыбка, плавая недалеко от берега, встретилась со старой Улиткой.
       – Здравствуйте, Бабушка-улитка! – сказала Маленькая Рыбка. – Почему вы такая грустная?
       – Здравствуй, малышка! – отвечала Улитка. – Когда-то в нашем озере было много различных рыбок, почти под каждой корягой копошился рачок, и по всему озеру цвели прекрасные лилии. А теперь оно совсем опустело: рыбки стали куда-то исчезать, а цветы кто-то обрывает. В прошлом году я была у другого берега и там также пустынно. Но это ещё не всё! В нашем озере появился Губитель вод, который грозится погубить всё озеро!
       – Не печальтесь, добрая Улитка. Хотите, я спою вам свою песенку и развеселю вас?
       –  Конечно, спой,– ответила Улитка.
       И Рыбка запела:

       «Я Маленькая Рыбка, совсем ещё малёк,
       Люблю нырять-плескаться я в солнечный денёк!
       А в озере моём есть волны-королевны,
       И песни мы поём волнисты и напевны.

       На дне махровом,  мягком, где водорослям рай,
       Сверкает перламутром там раковинок край;
       Жемчужные узоры в их домиках-ларцах
       Скрывают вод просторы, как будто во дворцах.

       Я плаваю в цветах, а там ворчит рачок,
       Но я в своих мечтах лелею огонёк,
       Что много-много рыбок родится у меня,
       От игр и улыбок вновь оживёт вода!

       Я Маленькая Рыбка, совсем ещё малёк,
       Люблю нырять-плескаться я в солнечный денёк!»

       – Спасибо тебе, малышка, за твою весёлую песенку, а теперь плыви домой: большие рыбки, наверное, уже ищут тебя,– сказала старая Улитка.
       – Всего вам доброго, – попрощалась Маленькая Рыбка и
поплыла домой, но в этот миг среди водорослей она увидела кусочек хлеба.
       – Какой аппетитный кусочек хлеба плавает среди водорослей! А, что если я попробую его!..– сказала малышка и, схватив кусочек хлеба, тотчас попалась на крючок. – Что это?.. Мне больно!.. Пустите, пустите, меня!..
       Рыбка рвалась и металась, но неведомая сила не отпускала её. Мальчик вытащил рыбку из озера, снял с крючка и,  поместив её в банку с водой, снова закинул удочку.
       Маленькая рыбка заметалась в душной и тесной банке:
       – Мне страшно!.. Здесь очень тесно и душно!.. Мама-рыбка, Папа-рыбка, спасите меня!..
       В это время Мама-рыбка и Папа-рыбка, осматривая заросли водорослей, искали свою малышку и звали её:

               « Маленькая рыбка, отзовись, отзовись,
               К нам с волнами приплыви,
               В домик маленький явись, да явись,
               Нас скорее позови!..»

       – Где же наша Маленькая рыбка? – спросила Мама-рыбка. – У меня на сердце не спокойно:  с ней что-то случилось!..– Ты посмотри среди водорослей, а я сплаваю к берегу!.. – ответил Папа-рыбка.
       Большие рыбки уплыли искать свою малышку.
       Папа-рыбка поплыл к берегу, а Мама-рыбка встретилась с Губителем вод, который держал в своих ядовитых объятиях несколько озёрных струек:
       – Опять ты мучаешь Озёрные Струйки, мерзкий Губитель вод! Ну, да берегись!..– воскликнула Мама-рыбка.
       – Эти рыбки – мои враги!.. Как бы отделаться от них?..  Мне всегда в этом помогают люди...– прохрипел Губитель вод. Он осмотрелся вокруг и  увидел мальчика, который ловил рыбу,– Вот и сейчас на берегу  озера мальчик ловит рыбу!.. А вот и кусочек хлеба на крючке!.. Подтяну-ка я   его поближе к рыбке… А теперь посмотрим, кто кого?..
       Губитель вод подтянул кусочек хлеба  с крючком к Маме-рыбке  и, злорадно рассмеявшись, отплыл в сторону.
       Мама-рыбка, заметив, плывущий ей на встречу,  кусочек хлеба, схватила его и тоже попалась на крючок. Рыбка заметалась в разные стороны, но так и не смогла освободиться.
Мальчик вытащил рыбку из озера и воскликнул:
       – А вот и вторая рыбка попалась,  уже побольше!..
       И мама-рыбка тоже оказалась в банке с водой.
       – Ха - ха - ха!.. Спасибо тебе, мальчик!.. Не будет рыб в озере,  а значит, некому будет очищать воду, и я стану полным властелином озера!– радостно прокричал Губитель вод.
       Папа-рыбка, увидев исчезновение Мамы-рыбки,  стал с тревогой искать малышку, чтобы предупредить её об опасности.
       В водорослях он встретил Бабушку-улитку, и та рассказала ему, что Маленькая рыбка также была поймана:

               « Прости, но волны печаль принесли –
               Судьбе эти муки угодны!
               Ушли лучезарные тёплые дни,
               Дни стали мертвы и холодны.

               Ты помнишь, озеро сверкало красотою,
               И рыбки плавали, резвясь?
               Но встретилось оно с душой, покрытой тьмою,
               И гибель чистых струек началась!

               Цветы безжалостные руки обрывали,
               Озёрной не жалея красоты,
               Её жестокостью и грязью поливали,
               И гибнут, гибнут водные сады!..»

       – Мужайтесь, мой друг! Ваши любимые рыбки пойманы мальчиком! – с горечью сказала Бабушка-улитка.
       – Вы принесли печальную весть, Бабушка-улитка, прощайте!..– сказал Папа-рыбка и поплыл среди волн. Его наполняли горестные чувства, и он запел:

               «Когда-то в радости рассвета
               Я Рыбку-нежность повстречал;
               Душа моя была согрета
               И Рыбку я оберегал.

               Малютка-рыбка наша вскоре
               У нас с любовью родилась,
               И в счастье светлого простора
               Жизнь только-только началась.

               Исчезли рыбки дорогие,
               И гаснут жизни огоньки;
               Пришли дни грустные, пустые;
               Дни счастья стали далеки.

               Кому-то звёздочка сияет,
               К кому-то катится волна,
               Земля песчинку согревает,
               Но одинок, остался я...»

       Охваченный тоской, Папа-рыбка всё ближе приближался к берегу. Мальчик увидел подплывающую рыбку и подхватил её сачком. Довольный собой, мальчик поместил её в банку к остальным рыбкам.
       - А вот и третья попалась!.. Во, здоровая!.. – воскликнул он.
       К озеру подошли  друзья мальчика. Они пели весёлую песню:

               «Наконец-то мы свободны:
               Летняя жара!
               Хочется кричать невольно:
               Купаться, ребята, пора!

               Хорошо быть на природе
               Днями напролёт!
               И не думать о погоде,
               Не знать никаких забот!

               Вечером, когда стемнеет,
               Можно помечтать...
               Наше сердце веселеет –
               Пойдём со мною танцевать!..»

       Кто-то из друзей спросил мальчика:
       – Ну как, поймал кого-нибудь?..
       – Да, вот, три рыбки поймал! – ответил мальчик.
       – Послушай, такая жара! Неужели тебе охота здесь сидеть?
Отпусти ты этих рыбок обратно в озеро и пошли купаться!..– предложили друзья.
       – Нет, я ещё порыбачу, – ответил мальчик.
       – Как хочешь, а мы пошли купаться!..– закончили разговор друзья и направились на пляж.
       В это время в банке находились три рыбки. – Мама-рыбка, Папа-рыбка, мы снова вместе! Мне без вас было страшно!..– сказала Маленькая рыбка.
       Радость встречи трёх рыбок быстро сменилась тревогой и горечью:
       – Что же теперь с нами будет?.. – спросила Мама-рыбка. – Мы скоро погибнем!.. Прощай, моя любимая рыбка!.. Не говори ничего малышке,– грустно ответил Папа-рыбка.
       – Из моих икринок уже больше никогда не появятся рыбки!.. – заплакала  Мама-рыбка.
       – Спой нашей малышке колыбельную. Может быть, она уснёт и не почувствует боли смерти, – произнёс Папа-рыбка и закрыл глаза.
       Мама-рыбка, прижимая к себе малышку, запела колыбельную:

               «Спи моя родная рыбка,
               Мама здесь, с тобой;
               Спи, как лёгкая улыбка,
               Страшен мир земной!..

               Ты уснёшь и в мир иной
               Поплывёт душа.
               Вечный ждёт тебя покой,
               Нежное дитя...

               Мы увидим с высоты
               Белоснежный лес,
               Поплывём с тобою мы
               По волнам небес...»

       В это время небо нахмурилось, а вода в озере потемнела.
Губитель вод, который видел, как были пойманы три рыбки, подплыл к Бабушке-улитке и злорадно прохрипел:
       – Ну, что, старуха  Улитка?.. Нет рыбок в озере!– Некому очищать воду!.. Теперь все вы задохнётесь!..
       – Уйди прочь, Губитель вод! – ответила Бабушка-улитка.
       – Прощай, тебе недолго осталось копошиться!..– прохрипел Губитель вод и скрылся среди тины.
       В отчаянии Бабушка-улитка стала звать на помощь Богиню Вод:

               «Приди, Богиня светлых вод,
               Морей, озёр и рек!..
               Пусть власть настигнувших невзгод
               Покинет нас навек!..»

       Неожиданно всё вокруг засияло, а одна из волн всколыхнулась и превратилась в прекрасную Богиню вод. Весь наряд её сверкал перламутром.
       – Здравствуй, озеро лесное! Что с тобой, моё родное?– обратилась Богиня вод к подводным жителям.
       – Светлая Богиня, – начала свой рассказ Улитка, – у нас случилась беда: в нашем озере не осталось ни одной рыбки! А без них оно безжизненно и мрачно. Вместе с рыбками исчезнут целебность и чистота нашей воды, и озеро превратится в обыкновенное болото!
       Выслушав Улитку, Богиня вод отвечала:

               – Я постараюсь вам помочь.
               Беда уйдёт отсюда прочь!

       В этот же миг вода озера вспенилась, и волшебная волна захлестнула Мальчика, превратив его в маленькую рыбку.
       – Это чудо!.. Я превратился в рыбку! Поплыву на дно озера!..– радостно воскликнул Мальчик-рыбка и поплыл среди водорослей. Вскоре он очутился на дне озера. Его окружил волшебный хоровод чудесных  жемчужинок, которые напевали песенку:

               «Жемчужинки – детки озёрные,
               Хранители тайны времён,
               Морские, речные, свободные
               Услышали озера стон.

               Вода лучезарная, чистая,
               Песчинку в нас заронив,
               Бежит и поёт серебристая
               Нам нежный озёрный мотив…»

       Перед Мальчиком-рыбкой открылся таинственный подводный мир, в котором всё было необычно: чудесные перламутровые раковинки, пышные водные сады. Посреди одного из них он увидел царственно-прекрасную Богиню вод, которая, обращаясь к нему, сказала:

               «Тебя я в рыбку превратила
               Небесной тайною высот,
               Чтоб мудрость сердце посетила,
               Чтоб ты узнал о жизни вод;

               Чтобы проникся чувством светлым
               В заботы вечные воды,
               И чтобы жителям подводным
               Твоей хватило доброты!

               Ты жизнь дари всему живому:
               Мальку, рачку, киту большому.
               Твоё тепло к тебе вернётся
               И в мире счастьем отзовётся!

               Чтоб озеро сберечь сейчас,
               Чтоб жили рыбки и кувшинки,
               Возьми волшебные икринки,
               Они помогут в трудный час!..»

       После этих слов Богиня Вод передала Мальчику-рыбке раковинку с волшебными искрящимися икринками и, растворившись, исчезла. Вскоре Мальчик-рыбка услышал, что кто-то зовёт его на помощь. Он подплыл поближе и увидел страшное маслянисто-чёрное существо, которое держало в плену чистую Озёрную Струйку, которая кричала:
       – На помощь!.. Задыхаюсь!.. Помогите!..
       – Кто вы и почему не отпускаете Озёрную Струйку? – спросил Мальчик-рыбка у грязного маслянистого пятна.
       Грязное маслянистое пятно ответило:

               «Я Губитель чистых вод!
               Сети расставляйте!
               Рыбу всю, минуя счёт,
               Быстро выметайте!

               Опустошайте и мусор кидайте,
               Губители, – наша пора!..
               Стреляйте, взрывайте и жизнь истребляйте,
               Губите озёра, моря!..

               Я Губитель чистых вод!
               Воду засоряйте!
               Замедляя жизни ход,
               Мне вы помогайте!

               Я Губитель чистых вод,
               Светлого простора!
               Власти мой пришёл черёд –
               Жизнь погибнет скоро!..

       Я Губитель вод и хочу взять в плен все озёрные струйки!..
       – Немедленно отпустите Озёрную Струйку! – потребовал Мальчик-рыбка.
       Но Губитель вод только рассмеялся на это. Тогда Мальчик-рыбка  бросился  освобождать  Озёрную  Струйку,  но силы  были неравны. «Одному мне не справиться!» – подумал Мальчик-рыбка, задыхаясь в грязном, маслянистом пятне. Он открыл раковинку и волшебные икринки, находящиеся в ней, стали превращаться во множество разноцветных рыбок, при этом они пели :

               «Икринки, икринки –
               Спасители воды!
               Волшебное сиянье –
               И вот уж рыбки мы!..

               Икринки и рыбки –
               Спасители воды!
               Мы воды очищаем
               И радуем сады!..»

       Множество цветных рыбок вместе с  Мальчиком-рыбкой окружили Губителя вод и грязное маслянистое пятно исчезло.
       –  Мы победили Губителя вод! –  радостно воскликнул  Мальчик-рыбка.
       – Я, Озёрная Струйка, очень благодарна тебе. Ты спас мне жизнь. За твою доброту, я хочу подарить тебе мою песенку:

               «Какое счастье быть волнистой,
               Целебной струйкой голубой;
               Быть драгоценной, нежной, чистой,
               Речной, озёрной иль морской!

               Кристальный блеск своей водички
               Нести к заботливым ручьям;
               Чтобы, глотнув, запели птички,
               Чтобы цветы рождались там!

               В людских ладошках серебриться,
               Даря им радость чистоты!
               Всему живому дать напиться,
               Проникнув струйкой доброты!

               А рыбки будут мне подмогой,
               Храня целебность моих вод,
               И расцветёт живой дорогой
               Мой путь, струящийся вперёд!..»
   
       Когда песенка закончилась, Озёрная Струйка попрощалась с Мальчиком-рыбкой и уплыла вместе с другими струйками озера.
       Мальчик-рыбка стал осматриваться по сторонам и неожиданно увидел  аппетитный кусочек хлеба, плавающий среди водорослей. Он решил попробовать его, но острый крючок сразу же больно зацепился за губу. Вскоре Мальчик-рыбка очутился в тесной и душной банке с водой. Он стал биться и метаться, пытаясь вырваться из неё, но это ему не удавалось. Тогда он заплакал, умоляя о пощаде.
       – Я очутился в тесной и душной банке! Мне страшно, спасите меня! Почему никто не видит моих слёз и мучений?..– плача, произнёс Мальчик-рыбка и запел песенку:

               Что со мною приключилось?–
               В тесной, душной банке я,
               И природная немилость
               Пала с неба на меня!..

               Мир воды волнует нежно.
               Он прекрасен и богат,
               И дарить готов он вечно
               Людям чистый водный сад!..

       Мальчику-рыбке стало одиноко и страшно, но в это мгновение появилась Богиня Вод, которая обратившись к Мальчику-рыбке, произнесла:

       – Тебя я в рыбку превратила
       Небесной тайною высот,
       Чтоб мудрость сердце посетила,
       Чтоб ты узнал о жизни вод!

       Ты жизнь дари всему живому:
       Мальку, рачку, киту большому.
       Твоё тепло к тебе вернётся
       И в мире счастьем отзовётся!..
       Ты узнал о жизни озера и теперь достоин быть человеком!..

       После этих слов чары Богини вод исчезли, и Мальчик-рыбка превратился обратно в  мальчика.
       Вернув свой прежний облик, мальчик опять очутился на берегу озера с удочкой в руках. Рядом с ним находилась банка, в которой плавали, пойманные им, три рыбки. «Мне показалось, или я действительно превращался в рыбку?..» – подумал мальчик и взглянул на плавающих в банке рыбок. Он увидел, что они открывают свои беззвучные ротики, как будто пытаясь что-то сказать. «Просят, чтобы я их отпустил!» – догадался мальчик. Он взял банку и выпустил рыбок в озеро. На сердце у него стало тепло и радостно. Счастливые рыбки замелькали у поверхности воды и весело запели:

               «Будь счастлив, малыш!
               Ты нам жизнь подарил –
               И солнце играет с волнами!
               Будь счастлив, малыш!
               Ты нам жизнь подарил –
               Любовь не забудется нами!..

               Будь счастлив, малыш!
               Ты нам жизнь подарил –
               И небо вокруг посветлело!
               Будь счастлив, малыш!
               Пусть твой сказочный мир
               Хранит всё прекрасное смело!

               Будь счастлив, малыш!
               Ты нам жизнь подарил –
               В тебе бьётся сердце земное!
               Оно, постигая таинственный мир,
               Беречь будет сердце живое!..»

       После песенки большие рыбки быстро уплыли в глубину, а Маленькая рыбка, как будто лёгкая улыбка, мелькала у поверхности воды и с благодарностью смотрела на Мальчика. Её глазки излучали нежный и радостный свет. По озеру прокатилась лёгкая волна, и Мальчик услышал голос Богини Вод:   «Теперь озеро будет жить!..»

               Конец.