Рецензия. Дьяволиада в театре ЦЕХЪ

Светлана Курносова
Бытует мнение, что нельзя в одну реку войти дважды. Воистину, это так! Вот и вчера мне довелось побывать во второй раз на спектакле «Дьяволиада» в театре «ЦЕХЪ», с теми же декорациями, под руководством бессменного режиссера Юрия Васильева, но, уверяю, это был уже совершенно другой спектакль! Посетив упомянутую постановку впервые, я призналась в любви и театру, и актерам, и режиссеру, но теперь я с удовольствием признаюсь в любви вторично, поскольку влюбилась в «ЦЕХЪ» и его героев заново.

«Дьяволиаду» Булгакова (опубликована в 1924г.) относят к одним из самых неоднозначных, но, бесспорно, одним из самых ярких его творений. Читая строки Михаила Афанасьевича, попадаешь в мир, способный довести человека до безумия. Видение и сценическое воплощение этого произведения режиссером Юрием Васильевым потрясает свежестью и неординарностью. В своем вступительном слове Мастер акцентировал актуальность постановки: «Ничего не изменилось». Трудно спорить, особенно, пережив это талантливое, захватывающее театральное безумие.

Из кромешной тьмы стала стремительно разворачиваться «Повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя» (по тексту М.А. Булгакова), повествующая о бюрократической «мясорубке», равнодушно перемалывающей тысячи людей, история о вечной борьбе человека с «системой», в которой он, как правило, всегда оказывается проигравшим.
В спектакле задействовано всего три актера – Арсений Воробьев, Ниеле Мейлуте и Алексей Фролов. Но сколько это актерское трио создало образов – уму непостижимо! Целый калейдоскоп персонажей: от «бильярдного шара на ножках» до случайной «Бабы», которую встретил на пути своей дьявольской гонки Коротков. И каждый персонаж был исполнен искрометно, с неподражаемым профессионализмом и вызывающей восхищение убедительностью. Особенно хотелось бы отметить мастерское умение исполнителей манипулировать ресурсами своего голоса и пластики в момент создания образа. Все актеры справились с поставленными задачами блестяще!
Весь спектакль был пронизан мистикой насквозь. Сценические метаморфозы не прекращались ни на минуту. Актеры жонглировали своими персонажами, а зрители только успевали следить за их перевоплощениями. Мизансцены повергали публику то в гомерический смех, например, когда Коротков пытался угнаться за отъезжающим Кальсонером, то в оцепенение от ужаса, (сцена убийства Дыркина чудовищем в жуткой маске, причем, чудовищем оказался несчастный же Коротков, но уже обезумевший и перевоплотившийся).
Действие длилось сплошным потоком без антракта, но воспринимался спектакль удивительно легко, что называется, «на одном дыхании». Этому способствовало в немалой степени музыкально-звуковое оформление. Неожиданные, фантастические звуки вдруг сменялись зажигательным джазом, который, в свою очередь, перебивала разухабистая русская народная плясовая, неожиданно трансформируемая в нечто медитативное и фоновое. И все это вертелось в вихре сценического представления с бешеной скоростью. Кстати, необходимо сказать об ощущении времени в спектакле. Динамику стремительного развития уравновешивали «провалы» пауз и замедления, когда время вдруг начинало растягиваться и растекаться, а в моменты безмолвия над зрительным залом и сценой нависала тяжелая, звенящая тишина. Этот успешно примененный организационно-игровой прием обусловил целостность, стройность структуры постановки и гармоничность восприятия спектакля.

Зрители щедро одарили исполнителей и режиссера аплодисментами. Вполне заслуженно, надо сказать!
После спектакля Юрий Васильев поздравил всех причастных с премьерой и подчеркнул, что, несмотря на прошлые постановки, именно эта премьера была настоящей. Я, как верный и восхищенный зритель, сердечно поздравляю всех, кто исполнял и творил этот замечательный спектакль. Поставить произведение гениального Булгакова – огромная ответственность. Боюсь загадывать, но, полагаю, сам Михаил Афанасьевич непременно оценил бы по достоинству постановку театра «ЦЕХЪ».

Финал стал агонией эмоциональной напряженности сюжета и подытожил всю дьявольскую гонку ужасающим своей безысходностью многоточием. Спектакль оборвался трагической гибелью несчастного Короткова, когда торжествующий бес взял одну из разбросанных повсюду спичек – достояние Спимата – и сломал ее. Аллегория вполне очевидна: толи спички, как люди, толи люди, как спички... И с какой легкостью, порою, жизненные обстоятельства ломают людей!
- Следующий! – цинично произнес Алексей Фролов в роли беса (или бес, в роли Алексея Фролова!?) и вызывающе пронзительно оглядел зрительный зал. А по спине – холодок и, право, не по себе как-то…
Зал оглушили аплодисменты и гремящее со всех сторон «браво!». А мне под гвалт оваций вдруг подумалось: «Дал же Бог талант, чтобы поставить этакий спектакль! Или это происки черта? Одно слово – Дьяволиада!»