Фразеологизм Иван-Царевич

Тезан
Два типа жениха

В русской сказке известно два чрезвычайно популярных образа героя: Иван-Царевич и Иван-дурак. Имя Иван статистически самое распространённое в России, во всяком случае, в царское время. Но с другой стороны, если говорить о русских фамилиях, то фамилия Иванов не является самой распространённой в России и, несмотря на преобладание сельскохозяйственного способа производства в царской России, в сельской местности преобладали фамилии Кузнецовых и многочисленные топонимические названия поселений типа Кузнецово. Это говорит о весьма распространённом кузнечном деле на Руси. Иван фактически считается производным от древнееврейского Иоанн, что означает «Милость божья» и судя по результатам русских сказок, герой под именем Иван действительно имел божью милость. В чём она выражалась ? Об этом и суть моего повествования. Продолжая тему об имени Ивана можно с уверенностью сказать, оно имеет и чисто славянское происхождение  с корнем Ван. В ирландском эпосе упоминаются три племени - основатели индоевропейцев: асы, ваны и альвы.
Возможно так :
Ваны -анты - иоанны- иваны- (х)унны - венты - ионийцы
Альвы - эолийцы - Альпы - Альба- Албания - Эльба - (К)арпы - albi - slavij - славяне
Асы - осии - Осетия - asij - axij - ахейцы
Ваны - vani > veni - вены/венеды/ anti - анты (славяне) > uni - huni > hunni - гунны > iuguri - уйгуры (праслав.)(замена g/n, r/n)
Ваны-гунны дошли до Китая, где основали первую китайскую династию. Первым императором Китая был Хуан Ди - Huan Di - Гунн/Иван II.
В китайском языке Ван – термин обозначавший правителя страны в эпохи Инь (16-11 вв. до н. э.) и Чжоу (11-3 вв. до н. э.). Позже стал обозначать высший титул знатности, который давался членам царствующей семьи и заслуженным чиновникам.
Теперь несколько слов об известной форме наследования власти через умерщвления старого царя, описанная Д. Фрэзером и целиком поддержанная В.Я. Проппом.
«"Трудные задачи" предшествуют не только браку, но и воцарению героя. Ниже мы увидим, что воцарение сопровождается умерщвлением старого царя. Между задачами, умерщвлением царя и воцарением героя имеется какая-то связь. Трудно проследить конкретно исторические корни задач в отдельности. Наоборот, наследование власти, переход ее от одного лица к другому, есть вполне историческое, ничуть не сказочное явление, форма этого перехода на протяжении истории менялась. Одна из этих форм исследована Фразером и сформулирована им следующим образом: "у некоторых арийских народов на определенной стадии общественного развития, по-видимому, было обычным явлением видеть продолжателей царского рода не в мужчинах, а в женщинах и в каждом
последующем поколении отдавать царство мужчине из другой семьи, нередко из другой страны. В народных сказках этих народов варьируется сюжет о человеке, пришедшем в чужую страну, который завоевывает руку царской дочери, а с ней половину или все царство. Не исключено, что это отголосок реально существовавшего обычая" (Фрэзер 153). Предположение Фрэзера не только подтверждается анализом сказки -- оно может быть распространено гораздо шире, чем это знает Фрэзер, специально не изучавший сказку.» [1].
Полагаю, что это ложный вектор исследования сказки как фольклорного материала. Я не поддерживаю результаты этого исследования и вот почему. Во-первых, непонятно, почему Иван-царевич или Иван-дурак ищет счастья на чужой стороне, а не является наследником батюшки царя на своей стороне. Во-вторых, поиск невесты или возврат её из-за «тридевять земель» говорит о том, что не всё в порядке у царевича в собственном королевстве. Корень проблемы, на мой взгляд, весьма прозаичен и его стоит искать в юридических формах наследия домом и имуществом в то социальное время, когда развивался сюжет сказки, одна из которых называется майоратом, а другая – миноратом.
Майорат и минорат – это сопутствующие формы наследования, которые, кроме социальных различий Ивана-царевича и Ивана-дурака были внесены в косвенном, иносказательном виде в сюжет русской, волшебной сказки. 

Иван-Царевич

Иван-царевич, в отличие от Ивана-дурака действительно был наследным принцем и согласно майорату мог наследовать престол по старшинству в роде после смерти царя-батюшки.

 

Рис. 1. М.В. Васнецов «Иван-Царевич на Сером Волке»

Но если в царском роду существовали другие прямые наследники или косвенные наследники (например, через брата царя), то возникала определённая проблема, которая в в жизни и литературе породила множество конфликтов и состояла она в существовании института изгоев. Изгой – это престолонаследник, практически лишённый наследства, потому, что вынужден стоять в очереди на наследство. Надо сказать, что «квартирный вопрос, который испортил москвичей» имеет глубочайшие корни. Именно это порождало междоусобицы в государстве, так ярко описанные в «Слове о полку Игореве».
«Усобица княземъ на поганые погыбе, рекоста бо брат брату: « Се – мое, а то – мое же. И начаша князи про малое «се великое» млъвити,  а сами на себе крамолу ковати» (СПИ)
Лишённые, практически доли в наследстве обездоленные принцы крови, Иваны-царевичи, бежали в чужие страны за «тридевять земель» в «тридесятые царства», где искали счастья на службе у чужих царей.
Наличие института изгоев порождало в средние века странствующих рыцарей, просто авантюристов и искателей приключений, свободных от оседлости викингов-варягов, солдат удачи и всё это сопровождалось разбоем многочисленных шаек, руководимых, подчас, выходцами из бедной аристократии, которых средневековые писатели и барды возвели в ранг героев рыцарских романов, борцов за справедливость, воспели в балладах и поэмах.

Иван-дурак

В сказке популярно описан, опять же иносказательно, другой случай наследия, который называется миноратом.

 

Рис. 2. И. Билибин «Иван-дурак и  Жар-птица»

В этом случае имущество родителей наследует младший сын. Поэтому откровенным бредом является следующее заявление в Википедии:
«По некоторым версиям, имя с эпитетом «дурак» является именем-оберегом, предотвращающим сглаз. По другой версии «дурак» — это имущественный статус Ивана-дурака. Поскольку он — третий сын, ему не положена доля в наследстве (остается в дураках).» [Википедия].
Минорат, как система наследия, характерна для деревенского образа жизни на Руси.
В сказке ситуация эта описывается так:
«Жил-был старик; у него было три сына, третий-от Иван-дурак, ничего не делал, только на печи в углу сидел да сморкался» [2].
Вот этот Иван-дурак и был самый, что ни на есть счастливчик «милостью божьей». В Сказке Иван-дурак, конечно, попадает в разные, крайне неудобные ситуации (женится на лягушке, сторожит поле от жар-птицы (от огня) и другое), но ему везёт с волшебным помощником, с помощью которого он с честью выходит из трудных положений. Реально же, вместо помощника Иван-дурак без особых усилий получает в наследство дом и имущество, правда, при этом он должен заботиться о старике отце и матушке, а старшие братья вынуждены отстраиваться заново. Однако, возможно, в жизни всё происходило не так безоблачно для Ивана-дурака,  но это уже одному богу известно.
К сожалению, образ Ивана-дурака, извлечённый из сказки и ложно трактуемый, часто утверждается в расхожей литературе как синоним лентяя и переносится на менталитет русского народа, что совершенно несправедливо.

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…».

Продолжение следует 

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера

Ссылки

1. В. Я. Пропп, статья «Исторические корни волшебной сказки»
2. А.Н. Афанасьев, сборник «Русские народные сказки»