Вагон из прошлых лет. Картины воспоминаний. Гл. 24

Михаил Гавлин
                Старинный книжный зал
   
Жизнь между тем шла своим чередом. Маленькой дочерью занимались всей семьей, но главную поддержку, конечно, оказывала нам бабушка (моя мать), которой приходилось, особенно до ясельно-детсадовского возраста, практически, каждое утро, кроме субботы, воскресенья и праздников, ездить из района Черемушки к нам на Юго-Западную. Л-я продолжила занятия на дневном отделении, я работал и учился на вечернем. Сразу после работы приходилось, по крайней мере,4-5 раз в неделю, отправляться на вечерние лекции и семинары, благо от Кропоткинской, где находился мой Институт Экономики, до Истфака МГУ на Моховой и ул. Герцена было рукой подать. Кроме того, много времени уходило на подготовку к семинарам, написание рефератов, контрольных и курсовых работ. Написание курсовых работ была одной из основных форм обучения студентов МГУ. Это была очень интересная, но трудоемкая форма научно-исследовательской подготовки студентов. Приходилось самостоятельно искать и перелопачивать гору исторической литературы и публикаций. Очень часто интерес, переходящий в азарт исследователя вел тебя все дальше и дальше, и ты уже не мог остановиться, пока не понимал, что в исследовании темы нужно поставить себе жесткие границы, иначе вообще ничего не сделаешь. Необходимость этого всегда была для меня одной из самых мучительных и трудных проблем. Теперь с удивлением вспоминаешь, как хватало сил, после работы бежать на вечерние лекции, а после них, как не раз бывало, еще и успевать в читальный зал и сидеть там до его закрытия, т.е. до 22-30 – 23 часов (в то время многие центральные библиотеки работали до более позднего времени, чем теперь).  Чаще всего я ходил в юношеский зал библиотеки Исторического музея, который был ближе всего по расстоянию от Истфака, имел неплохие книжные фонды по истории и был открыт до позднего времени, да и читателей в нем было немного. Вход в зал был со стороны правого проезда на Красную площадь. Читальный зал находился на последних этажах музея и представлял собой громадное помещение, со множеством удлиненных готических окон и высоким, кажется, обрамленным лепкой, потолком. В нем тянулись рядами длинные столы с лампами, а по стенам шли полки до потолка с энциклопедиями, словарями и разной другой подсобной литературой. Великолепный старинный зал, в котором для меня была своя романтическая атмосфера, такая же, например, как и в залах «Ленинки» и «Исторички», и  Фундаментальной библиотеки Академии наук СССР, и в юношеском читальном зале «Ленинки», помещавшемся в Доме Пашкова, и во многих других читальных залах крупных библиотек Москвы и Ленинграда, в которых мне привелось побывать и поработать.   
 
                Не книжный зал, а бригантина…               
                Сосновой мачты скрип,               
                Букинистические вина               
                И ветхий манускрипт.

                И стеллажи вокруг, как соты,               
                И только в книгах суть.               
                Пусть за кормой свершают годы               
                Свой кругосветный путь.

                В пергаментов, рескриптов будни,               
                Как в ссылку, как в мечту               
                Уйду, как парусное судно,               
                И в далях пропаду,

                Где мачты распускают флаги
                И в горле острый бриз,
                И райские архипелаги,
                Как облачный каприз,

                Где я купец с лицом орлиным,
                Схоласт, посольский дьяк.
                Со мной, с печатями, старинный,
                Сургучный арманьяк,

                Где исчезают все границы
                И океан в глаза…
                А рядом ворошил страницы
                Старинный книжный зал.

Занятий в университете было много. Московский университет славился широтой предлагаемого образования и многообразием смежных научных дисциплин. Наряду с лекциями по истории России и зарубежных стран, уже на первых курсах преподавали современные и древние языки, палеографию и археографию, источниковедение, архивоведение и археологию, историю культуры,  искусствоведение, философию, диалектический и исторический материализм и многое другое.  Преподаватели менялись с каждым курсом и запомнились из них далеко не все, а, конечно, прежде всего, те, кто преподавал исторические дисциплины: Кроме Зайончковского, это были Новицкий, Дробижев, Милов, Маяк, Дмитриев, Штаерман и др. Чем ближе подходила экзаменационная сессия, тем больше трепетали студенты. Некоторые преподаватели слыли очень строгими и многие из студентов старались избежать сдачи экзаменов у них. Особенной суровостью во время приема экзаменов славился Петр Андреевич. Ходил даже такой анекдот по этому поводу. Встречаются в коридоре после экзаменов Петр Андреевич и другой профессор. Между ним происходит разговор. Как прошли экзамены, Николай Иванович? -  спрашивает Зайончковский. - Блестяще: одна оценка «удовлетворительно», две  - «хорошо», остальные – «отлично». А, как у Вас, Петр Андреевич? – Прекрасно! – отвечает он, потирая руки: одна оценка – «хорошо», две – «удовлетворительно», остальные – «неуды». Получить отличную оценку у него было очень трудно, практически невозможно. Это было под силу, может быть только любимым его ученикам. Интересно, что моя дипломная работа «Секретный комитет по крестьянскому делу 1839 – 1842 гг.» была оценена им на «хорошо» и я был очень рад этому, так как далеко не всем дипломникам удалось получить даже такую оценку у него. В Институте истории СССР, поданная мною при поступлении в аспирантуру, эта работа была оценена на «отлично», потому что его «хорошая» оценка стоила отличной оценки у многих других преподавателей. Все это говорит о высоте той планки, до которой Петр Андреевич старался поднять будущих молодых ученых и преподавателей, и высоте его требований к тем, кто собирался посвятить свою жизнь исторической науке. Вместе с тем, профессор часто ездил с нами, студентами, в различные поездки в окрестные старинные города. Одна из них в Ростов Великий особенно запомнилась.
                Экскурсия

                Шоссе летит… в автобусе гитара…
                Старик профессор кряжист и умен.
                Мы возвращаемся с поездки, мы устали,
                Историки-студенты… Клонит в сон.

                А позади, в преданиях великих,
                Осталась древних городов беда,
                Где быть должны бесстрастными, как лики,
                Историки, поэты – никогда.

                Тех городков старинных запустенье
                У стен и башен царственных кремлей       
                Мне, как урок, как стон, немое объясненье
                Далекой жизни, невозвратных дней.

                Пусть было все: жестокость и страданья,
                По всей земле безумство и обман.
                Мне дорого само напоминанье,
                Что жизнь стремлений вечный караван.

                И пусть живу другою верой, целью,
                Но с тою жизнью древних крепостей
                Я связан неразрывной цепью,
                Всем вековым сообществом людей.

                Автобус мчит вперед, Москве навстречу
                И в палисадниках шоссейных деревень
                Сирень горит, как свадебные свечи, 
                Извечно триумфальная сирень.